Аналитический обзор «Фармацевтический рынок России. Итоги 2012 года»

Новость

В 2012 году активно проходила ревизия государственных программ, влияющих на фармацевтический рынок. В прошедшем году был утвержден целый ряд законодательных актов, которые окажут влияние на развитие рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективах (например, «Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года» в качестве основной цели ставит повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения).

Фармацевтический рынок России входит в десятку крупнейших фармрынков мира. По итогам 2012 года Россия заняла 7 место. Объем фармрынка России в 2012 году составил 921 млрд. руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что на 12% больше чем показатель 2011 года. По темпам роста Россия показывает третье значение.

Российский фармацевтический рынок импорто-ориентирован. 76% лекарств в денежном выражении, которые потребляются населением, производятся за рубежом. Поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: SANOFIAVENTIS, NOVARTIS. На третьей строчке стоит ФАРМСТАНДАРТ – единственный отечественный производитель в ТОП-20 ведущий игроков на фармрынке России.

Развитие дистрибьюторского сектора фармацевтического рынка в последние годы происходит по четко заданному вектору – диверсификация бизнеса: все национальные дистрибьюторы имеют в рамках управляющей структуры подчиненную аптечную сеть; второе направление, которое активно развивается — это собственное производство. В 2012 году произошел передел рынка. Протек занял лидирующую строчку с долей 16,5%. «Сенсация» года – второе место дистрибьютора Катрен. ТОП-3 замыкает дистрибьютор СИА (лидер прошлых лет). Их совокупная доля в объеме рынка составляет 44%.

2012 год для аптечных сетей прошел под знаком развития новых форматов в рамках сети: дискаунтеры под другим брендом появились у многих игроков рынка. С другой стороны аптечные сети предлагают аптеки премиального сегмента, магазины и студии косметики и т.д. Также в аптечном сегменте можно говорить о переделе рынка – лидирующую позицию заняла сеть «Ригла», на второе место вышла сеть А5, лидер прошлых лет аптечная сеть 36,6 заняла только третью позицию. Их совокупная доля достигает 7,3%.

Коммерческий сегмент рынка России в 2012 году демонстрирует высокие показатели роста (+15%). Объем реализации в 2012 году в коммерческом сегменте составил около 537 млрд. руб. (17,3 млрд. дол.). Было реализовано 4,46 млрд. упаковок, что практически совпадает с показателем 2011 года.

Сегмент «аптечной парафармацевтики» в 2012 году полностью не вернулся на докризисный уровень по показателю роста. Емкость данного сегмента в 2012 году составила 149 млрд. руб., что на 14% выше, чем объем в 2011 году. Несмотря на это, аптеки активно развивают это направление в своих продажах – так товары под собственной торговой маркой выпускаются в первую очередь по нелекарственным позициям.

Государственный сектор в 2012 году показывает рост на уровне 4%. Это один из самых стабильных сегментов на фармацевтическом рынке. Так как его развитие обусловлено бюджетными деньгами. По итогам 2012 года на закупку лекарств для льготных категорий граждан было потрачено 78,4 млрд. руб. Прирост по отношению к 2011 году был отрицательным и составил около -7,4%. По итогам 2012 года емкость сегмента госпитальных закупок составила 157 млрд. руб., что на 11,7% выше, чем показатель 2011 года. В натуральном выражении объем закупленных лекарств составляет около 1,1 млрд. упаковок, что также выше на 8,3%, чем по итогам 2011 года.

Объем импорта ГЛС в Россию в 2012 г. составил 14,4 млрд. дол., что на 9% выше аналогичного показателя в 2011 году.

По прогнозу DSM Group, российский фармацевтический рынок вырастет в 2013 году на 12% в рублях и превысит 1 035 млрд. руб.

Подробная версия:

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.