Обзор продаж зубных паст в аптеках за 1 квартал 2016 года

Новость

Рынок средств ухода за полостью рта в России довольно разнообразен. И хотя сегодня в арсенал средств входят порошки, ополаскиватели, зубные щетки, нити, освежители и пр., основной объём этого сектора рынка занимают именно зубные пасты. Средства ухода за полостью рта имеют широкую географию продаж: это и супермаркеты, и специализированные магазины, в том числе и аптеки. При этом на долю аптечного ритейла приходится порядка 20-25% общего объёма реализации зубных паст.

По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), в 2015 году через аптечную сеть было реализовано 18,1 млн. упаковок зубных паст  на сумму  2,2 млрд. рублей (в ценах закупки аптек). Это на 2,4% меньше  чем в 2014 году в стоимостном выражении и на 18,6% в натуральном выражении. Средневзвешенная стоимость одной упаковки зубной пасты по итогам 2015 года составила 130 рублей, что больше на 5,8%  цены  2014 года  и  на 26,9% в сравнении  с 2013 годом.

В аптеках по данным за 2015 год было представлено более 110 наименований различных зубных паст и более 860 позиций с учётом формы выпуска и объема упаковки. Наиболее широкую линейку зубных паст представляет Procter&Gamble (бренд  «Бленд-А-Мед», «Блендакс») – в аптеках было реализовано порядка 130 различных наименований зубных паст. Самая покупаемая паста данного производителя – «Бленд-а-Мед 3d Вайт Люкс» 75 МЛ №1. Порядка 70 наименований зубных паст в 2015 году было реализовано у каждого из производителей «Сплат-Косметика» и Colgate Palmolive. Также широко на аптечных полках представлен ассортимент отечественных производителей «Невская косметика» и «Концерн Калина», зубные пасты которых находятся в низком ценовом сегменте (средняя стоимость упаковки по итогам 2015 года 67 и 48 рублей соответственно).

Рынок зубных паст остается высококонцентрированным: ТОР-10 брендов занимают 92,0% стоимостного объёма продаж и 89,1% натурального. Тройка лидеров брендов 2015 года осталась неизменной по сравнению с предыдущим годом, при этом доля лидеров – бренды Rocs и «Лакалют» – составила около половины рынка.

В 2016 году сокращение объёмов реализации зубных паст продолжилось. По итогам первого квартала 2016 года рынок зубных паст в стоимостном объёме сократился на 17,0% к аналогичному периоду 2015 года и составил 503,5 млн. рублей, в натуральном выражении падение рынка ещё существеннее: - 24,1% (3,9 млн. упаковок).

В первом квартале 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года в рейтинге брендов по стоимостным объёмам продаж  существенных изменений не произошло, только лишь бренд «Аквафреш» занял десятую строчку, вытеснив бренд «Бленд-а-Мед». Все бренды, за исключением «Асепта» (+8,3%), сократили объёмы реализации. Максимальное сокращение коснулось брендов «Президент» (-37,2%) и «Пародонтакс» (-27,3%), минимальное – «Аквафреш» (-5,8%) и Splat (-8,0%).

Рейтинг брендов по стоимостным объёмам продаж, 1 кв. 2016 г.

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля,  1 кв. 2016

Прирост 1 кв. 2016г./1 кв. 2015 г.

1

0

Rocs

30,5%

-13,0%

2

0

Лакалют

20,9%

-18,8%

3

0

Splat

10,6%

-8,0%

4

0

Сенсодин

9,5%

-4,9%

5

0

Пародонтакс

6,0%

-27,3%

6

0

Colgate

4,4%

-23,2%

7

0

Президент

3,6%

-37,2%

8

0

Асепта

2,8%

8,3%

9

0

Элмекс

1,9%

-22,3%

10

1

Аквафреш

1,8%

-5,8%

В рейтинге натуральных объемов продаж все бренды показывают отрицательную динамику роста. Те бренды, которым удается минимизировать сокращения объемов в сравнении с ближайшим конкурентом, поднимаются по ступеням рейтинга вверх: Rocs, «Сенсодин», «Лесной бальзам» и т.д.  Бренды  «Президент» и Colgate показывают максимальное сокращение среди десятки лучших: - 47,6% и -32,8% соответственно.

Рейтинг брендов по натуральным объёмам продаж, 1 кв. 2016 г.

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля,  1 кв. 2016

Прирост 1 кв. 2016г./1 кв. 2015 г.

1

1

Rocs

21,4%

-16,7%

2

-1

Лакалют

19,6%

-25,9%

3

0

Splat

14,7%

-13,0%

4

1

Сенсодин

8,0%

-16,3%

5

-1

Colgate

7,3%

-32,8%

6

0

Пародонтакс

6,3%

-27,6%

7

1

Лесной Бальзам

3,7%

-28,3%

8

-1

Президент

3,6%

-47,6%

9

1

Асепта

2,7%

-4,9%

10

3

Аквафреш

2,0%

-10,3%

Средневзвешенная стоимость упаковки зубной пасты по итогам первого квартала 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года выросла на 9,4% и составила 130 рублей. Можно предположить, что бурный рост цен, который мы наблюдали в 2015 году, закончился. Так, в 1 квартале 2015 года рост цен к аналогичному периоду 2014 года был значительно существеннее, например,  стоимость упаковки зубной пасты  «Сенсодин» выросла в тот период на 33,5%, а в этом году на 13,5%.

Максимальный рост цен в 1 квартале 2016 года наблюдается у брендов  «Президент» (+19,9%), и «Элмекс» (+16,2%), минимальный – «Пародонтакс» (+4,4%).

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.