Обзор сегмента льготного лекарственного обеспечения за январь-март 2016 года

Новость

По данным аудита льготного лекарственного обеспечения фармацевтического рынка России (ОНЛС/ВЗН), проводимого DSM Group, за 1 квартал  2016 года по программе ЛЛО было закуплено 23 миллиона упаковок лекарственных средств на сумму 42,6 миллиарда  рублей. В сравнении с первыми тремя месяцами 2015 года объемы закупок в упаковках сократились на 10,5%, в рублях - на 12,5%.

Традиционно в 1 квартале осуществляется поставка в регионы порядка 50% от объема препаратов, закупаемых по подпрограмме «7 Нозологий». 2016 год не стал исключением. По данным за 1 квартал 2016 года объем препаратов списка ВЗН составил 26,4 млрд. руб., что на 17% ниже объемов за аналогичный период прошлого года. В натуральном выражении в аптеки было завезено 2,2 млн. упаковок лекарств по высоко-затратным нозологиям (падение к 2015 году -14,5%). Отметим, что с 2016 года в список по программе «7 нозологий» было включено дополнительно еще одно МНН: Натализумаб, представленное одним наименованием «Тизабри Конц-Т Д/Инф» 20 МГ/МЛ 15 МЛ №1 (производитель Vetter Pharma-Fertigung Gmbh & Co.Kg). За 1 квартал 2016 года было закуплено 92 упаковки данного ЛП на сумму 9,1 млн. руб. Стоимость 1 упаковки составляет около 99 тыс. руб.

Объем закупок по ОНЛС в 1 квартале 2016 года составил 16,2 млрд. руб., что всего лишь на 4% ниже объема денег, потраченных за 1 квартал 2015 года. В упаковках падение более заметно – -10%, в результате в аптеки для льготных категорий граждан завезено 20,8 млн. упаковок лекарств.

В 1 квартале 2016 года доля отечественных препаратов составила 24% против 29% в 1 квартале 2015 года. При этом в упаковках доля отечественных препаратов выросла с 36% до 38%. Такая динамика объясняется снижением доли в объеме российских препаратов по программе «7 нозологий» в связи с уменьшением закупа таких МНН, как «Ритуксимаб», «Бортезомиб», «Иматиниб», в которых доля отечественных препаратов по итогам 2015 года была большая. В натуральном выражении доля импортных препаратов сократилась по обоим спискам.

В сегменте ДЛО лидером среди АТС групп второго уровня за 3 месяцев 2016 года стали «B02 Гемостатики» с долей 22%, объем закупок которых вырос на 3%. Максимальные объемы в прошлые периоды демонстрировали «L01 Противоопухолевые препараты», доля которые упала до 19% из-за снижения стоимостных объемов на 43%. В результате группа [L01] заняла вторую строчку. На третьем месте «L04 Иммунодепрессанты», доля которых с 5% выросла до 16% по результатам отчетного периода Объем закупок препаратов [L04] вырос почти 3 три раза, продемонстрировав один из максимальных приростов, который обусловлен закупом в 1 квартале 2016 года препарата «Ревлимид» (практически годового объема потребления 2015 года).

В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа «A10 Средства для лечения сахарного диабета»:  за 3 месяца 2016 года было закуплено 4,1  миллионов упаковок лекарственных средств, что на 16,0% меньше, чем за аналогичный период 2015 года.

В рейтинге по стоимостному объему появился новый отечественный препарат «Октофактор» (Генериум), закупки которого впервые отмечены в июне 2015 года. Данный препарат входит в группу препаратов, влияющих на кроветворение и кровь. Отметим, что в силу высоких цен на препараты программы «7 Нозологий» в рейтинге по стоимостному объему в рейтинг попадает 9 брендов, относящиеся к препаратам ВЗН. Исключение составляет препарат «Лантус», который входит в ОНЛС. При этом средневзвешенная цена на данную позицию превышает 3 000 рублей.

ТОР-10 брендов стоимостных  объемов продаж за январь-март 2016 года

Рейтинг

Изменение рейтинга

Бренд

Объем,

3 мес. 2016, млн. руб.

Доля,

3 мес. 2015, %

Прирост 3 мес. 2016/

2015, %

1

70

РЕВЛИМИД

4 172,9

9,8%

4799%

2

-1

АЦЕЛЛБИЯ

3 218,7

7,6%

-20%

3

3

КОАГИЛ

1 328,4

3,1%

-23%

4

8

МАБТЕРА

1 234,0

2,9%

8%

5

3

ОКТАНАТ

1 152,1

2,7%

-23%

6

-4

КОПАКСОН-ТЕВА

1 078,5

2,5%

-67%

7

-

ОКТОФАКТОР

1 015,8

2,4%

new

8

2

ЛАНТУС

971,5

2,3%

-20%

9

402

РЕБИФ

959,1

2,3%

25519%

10

3

ГЕМОФИЛ

938,3

2,2%

-5%

В ТОР-10 брендов по натуральным объемам продаж изменения не столь значительны. На первом месте бренд «Ацекродол». На втором месте – бренд «Лизиноприл-Тева», значительно увеличивший объемы закупки в упаковках (в 7,5 раз). Третье место занимает бренд «Верошпилактон».

Также в ТОП-10 по натуральному объемы вошли генериковые препараты МНН «Эналаприл» и «Метформин» (причем данное МНН представлено как небрендированным генериком, так и брендированным («Глиформин»).

ТОР-10 брендов натуральных объёмов продаж за 9 месяцев 2015 года

Рейтинг

Изменение рейтинга

Бренд

Объем,

3 мес. 2016, тыс. упак.

Доля,

3 мес. 2015, %

Прирост 3 мес. 2016/

2015, %

1

0

АЦЕКАРДОЛ

753,1

3,3%

-7%

2

69

ЛИЗИНОПРИЛ-ТЕВА

739,4

3,2%

652%

3

-1

ВЕРОШПИЛАКТОН

531,9

2,3%

10%

4

-1

ЛОРИСТА

524,1

2,3%

14%

5

0

БЕРОДУАЛ

414,8

1,8%

2%

6

0

АМИНАЗИН

385,3

1,7%

2%

7

0

АТОРИС

371,0

1,6%

-1%

8

56

ЭНАЛАПРИЛ-УБФ

363,5

1,6%

257%

9

33

МЕТФОРМИН

321,8

1,4%

107%

10

8

ГЛИФОРМИН

312,9

1,4%

29%

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.