По данным аптечного аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, за 1 квартал 2016 года объём продаж антибиотиков составляет 55,46 миллионов упаковок лекарственных средств на сумму 7,41 миллиарда рублей в ценах закупки аптек. В сравнении с первыми тремя месяцами 2015 года объёмы продаж в упаковках сократились на 23%, в рублях - на 17%.
Группа антибиотиков довольно широко представлена в аптеках. В общем объёме аптечных продаж лекарств в стоимостном выражении группа занимает 3,9%, в натуральном – 4,4%. В 2015 году в российских аптеках объём продаж группы составил 175,01 млн. упаковок, что составило 22,11 млрд. рублей в ценах закупки аптек. По сравнению с 2014 годом натуральный объём сократился 6%, стоимостный вырос на 10%.
Все антибиотики попадают в группу J01 «Антибактериальные препараты для системного использования» по АТС-классификатору и относятся к J «Противомикробные препараты для системного использования». В классификаторе [J] антибиотики занимают существенную долю – 50% в рублях и 64% в упаковках.
В настоящий момент в аптеках реализуется порядка 370 различных брендов антибиотиков, которые производятся 240 производителями. С учётом различных форм выпуска и дозировок в аптеках можно найти более 1 000 наименований препаратов, которые относятся к группе [J01].
«Лечение антибиотиками должно носить системный характер, а все препараты данный группы относятся к рецептурным и должны отпускаться в аптеках строго по рецепту врача. Но несмотря на правила отпуска по рецепту, очень многие россияне покупают их сами, поэтому рейтинг во многом отражает их предпочтения, а не только популярность препарата у врачей. Отмечу также, что большая часть антибиотиков включена в список ЖНВЛП, то есть подпадает под государственное ценовое регулирование: в стоимостном объёме процент таких препаратов составляет 72%, в натуральном 79%», - говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
ТОП-15 рейтинга брендов за 1 квартал 2016 года претерпел незначительные изменения, сохранив очерёдность ТОП-5 препаратов с 2015 года по объёмам продаж в рублях. При этом лидеры рейтинга показывают наибольшее падение в натуральном объёме продаж.
ТОР-15 брендов стоимостных объёмов продаж за 1 квартал 2016 года
|
Бренд |
Объём продаж 2016 (1 кв), тыс. руб. |
Доля |
Прирост |
1 |
АМОКСИКЛАВ |
512 368 |
9,1% |
-30% |
2 |
СУМАМЕД |
412 910 |
7,3% |
-34% |
3 |
ФЛЕМОКСИН |
402 036 |
7,1% |
-17% |
4 |
СУПРАКС |
306 039 |
5,4% |
-13% |
5 |
МОНУРАЛ |
200 286 |
3,6% |
-3% |
6 |
ФЛЕМОКЛАВ |
196 215 |
3,5% |
-1% |
7 |
АУГМЕНТИН |
181 074 |
3,2% |
-23% |
8 |
АМОКСИЦИЛЛИН |
168 941 |
3,0% |
-28% |
9 |
КЛАЦИД |
158 387 |
2,8% |
-28% |
10 |
АЗИТРОМИЦИН |
148 558 |
2,6% |
-16% |
11 |
ЮНИДОКС |
147 267 |
2,6% |
-6% |
12 |
ВИЛЬПРАФЕН |
146 078 |
2,6% |
-17% |
13 |
ЦЕФТРИАКСОН |
140 186 |
2,5% |
-1% |
14 |
ТАВАНИК |
122 091 |
2,2% |
-18% |
15 |
НОЛИЦИН |
96 756 |
1,7% |
-7% |
ТОР-15 брендов по натуральным объёмам продаж (упаковок) за 1 квартал 2016 года
|
Бренд |
Объём продаж 2016 (1 кв), тыс. уп. |
Доля |
Прирост |
1 |
ЦЕФТРИАКСОН |
5 483 |
12,9% |
-19% |
2 |
АМОКСИЦИЛЛИН |
2 717 |
6,4% |
-31% |
3 |
АЗИТРОМИЦИН |
1 815 |
4,3% |
-22% |
4 |
АМОКСИКЛАВ |
1 792 |
4,2% |
-24% |
5 |
ЦЕФАЗОЛИН |
1 780 |
4,2% |
-28% |
6 |
ЦЕФОТАКСИМ |
1 550 |
3,7% |
-29% |
7 |
ФЛЕМОКСИН |
1 427 |
3,4% |
-22% |
8 |
МЕТРОНИДАЗОЛ |
1 286 |
3,0% |
-8% |
9 |
СУМАМЕД |
1 134 |
2,7% |
-31% |
10 |
ЦИПРОЛЕТ |
1 127 |
2,7% |
-15% |
11 |
АМПИЦИЛЛИН |
1 043 |
2,5% |
-29% |
12 |
ТРИХОПОЛ |
772 |
1,8% |
-19% |
13 |
ЦЕФТРИАКСОН-ВИАЛ |
752 |
1,8% |
-24% |
14 |
БИСЕПТОЛ |
732 |
1,7% |
-32% |
15 |
АУГМЕНТИН |
717 |
1,7% |
-19% |
ТОР-15 брендов стоимостных объёмов продаж за 2015 год
|
Бренд |
Объём продаж 2015, тыс. руб. |
Доля |
Прирост |
1 |
АМОКСИКЛАВ |
2 042 135 |
9,2% |
8% |
2 |
СУМАМЕД |
1 745 581 |
7,9% |
-11% |
3 |
ФЛЕМОКСИН |
1 428 733 |
6,5% |
18% |
4 |
СУПРАКС |
1 076 012 |
4,9% |
15% |
5 |
МОНУРАЛ |
818 638 |
3,7% |
19% |
6 |
АУГМЕНТИН |
701 976 |
3,2% |
-9% |
7 |
АМОКСИЦИЛЛИН |
673 377 |
3,0% |
22% |
8 |
КЛАЦИД |
641 786 |
2,9% |
-4% |
9 |
ЮНИДОКС |
632 638 |
2,9% |
13% |
10 |
ВИЛЬПРАФЕН |
628 178 |
2,8% |
3% |
11 |
ФЛЕМОКЛАВ |
593 695 |
2,7% |
25% |
12 |
ТАВАНИК |
474 131 |
2,1% |
8% |
13 |
АЗИТРОМИЦИН |
466 977 |
2,1% |
41% |
14 |
ЦЕФТРИАКСОН |
451 131 |
2,0% |
43% |
15 |
ЦИФРАН |
395 765 |
1,8% |
3% |
ТОР-15 брендов по натуральным объёмам продаж (упаковок) за 2015 год
|
Бренд |
Объём продаж 2015, тыс. уп. |
Доля |
Прирост |
1 |
ЦЕФТРИАКСОН |
20 072 |
11,5% |
-5% |
2 |
АМОКСИЦИЛЛИН |
11 049 |
6,3% |
2% |
3 |
ЦЕФАЗОЛИН |
7 277 |
4,2% |
-24% |
4 |
АМОКСИКЛАВ |
7 005 |
4,0% |
5% |
5 |
ЦЕФОТАКСИМ |
6 177 |
3,5% |
-23% |
6 |
МЕТРОНИДАЗОЛ |
6 091 |
3,5% |
4% |
7 |
АЗИТРОМИЦИН |
6 073 |
3,5% |
11% |
8 |
ФЛЕМОКСИН |
5 378 |
3,1% |
1% |
9 |
СУМАМЕД |
4 753 |
2,7% |
-12% |
10 |
ЦИПРОЛЕТ |
4 556 |
2,6% |
-2% |
11 |
АМПИЦИЛЛИН |
4 458 |
2,5% |
-14% |
12 |
ТРИХОПОЛ |
3 658 |
2,1% |
-10% |
13 |
БЕНЗИЛПЕНИЦИЛЛИН |
3 576 |
2,0% |
-16% |
14 |
ЛЕВОМИЦЕТИН |
3 221 |
1,8% |
-60% |
15 |
БИСЕПТОЛ |
3 180 |
1,8% |
-10% |