По данным аудита фармацевтического рынка России DSM Group, анальгетики занимают около 3% рынка лекарств в стоимостном выражении, в упаковках доля существенно выше: около 9%.
Основной канал потребления препаратов, которые относятся к анальгетикам (группа АТС N02), - это аптечные продажи: 94% продаж в деньгах приходится на покупки населения за счёт собственных средств. Только 6% обеспечено государственными деньгами (около 5% закупается больницами и 1% отпускается по льготным рецептам по программе ЛЛО). В упаковках доля аптечных продаж свыше 95%.
За последние пять лет группа анальгетиков в среднем росла на 5% в деньгах. В упаковках отмечается ежегодное падение - в среднем на 9% в год. В 2016 году (по итогам трёх кварталов) динамика сохраняется на уровне -11% в упаковках, в стоимостном выражении объём продаж - на уровне аналогичного периода 2015 года.
Основной объём препаратов-анальгетиков относится к безрецептурному отпуску (93% в упаковках, 83% в рублях) и не входят в список ЖНВЛП (70% в упаковках, 92% в деньгах).
Наиболее популярные анальгетики
Бренд |
Доля, руб. |
Бренд |
Доля, упак. |
ПЕНТАЛГИН |
12% |
ЦИТРАМОН |
21,8% |
ТЕРАФЛЮ |
11,7% |
АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА |
16,2% |
СПАЗМАЛГОН |
5,4% |
ПАРАЦЕТАМОЛ |
10,7% |
АНАЛЬГИН |
4,2% |
АНАЛЬГИН |
10,1% |
ЦИТРАМОН |
4,2% |
ПЕНТАЛГИН |
5,9% |
КОЛДРЕКС |
3,5% |
АНДИПАЛ |
3,6% |
АНТИГРИППИН |
3,4% |
ТЕРАФЛЮ |
2,7% |
РИНЗА |
3,2% |
АСКОФЕН |
2,7% |
БАРАЛГИН |
3,2% |
СПАЗМАЛГОН |
2,5% |
ТЕМПАЛГИН |
2,7% |
РИНЗА |
1,6% |
«Среднедушевое потребление анальгетиков в год - 3 упаковки, или 215 рублей. Регионы с максимальным среднедушевым потреблением: Москва (свыше 430 рублей), Московская область (330 рублей), Красноярский край (292 рублей). С минимальным – Тюменская, Смоленская, Республика Марий Эл (менее 100 рублей)», - отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.