Госпитальные закупки для больниц выросли в 1 квартале 2017 года

Новость

По данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, для нужд ЛПУ в первом квартале 2017 года было приобретено 203,9 млн. упаковок лекарственных препаратов на сумму 45,9 млрд. рублей.

«По сравнению с объемом закупок в первые 3 месяца 2016 года, в аналогичном периоде текущего года на закупку необходимых лекарственных препаратов для больниц было потрачено на 4,6% больше бюджетных средств, в результате чего объем закупленных упаковок возрос на 4,9%», - отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. - Средневзвешенная цена за одну упаковку лекарственного препарата, закупаемого для нужд ЛПУ, в январе-марте 2017 года составила 255 рублей, что на 0,3% меньше, чем в первом квартале 2016 года. Это говорит о небольшой тенденции к снижению средневзвешенной стоимости одной упаковки лекарственных средств: 14 брендов из ТОП-20 показали уменьшение цены. Максимальное снижение показал бренд «Рибомустин»: в 2017 году цена была на 35,6% ниже, чем в первом квартале 2016 года».

Традиционно доля отечественных препаратов в натуральном выражении значительно выше, чем в стоимостном. Нельзя оставить незамеченным значительное изменение структуры закупок: в первый квартал 2016 года на долю российских лекарственных препаратов приходилось 77% приобретенных упаковок, в аналогичном периоде 2017 года на 4,6% меньше – 72,4%. При этом это сопровождалось укреплением позиции отечественных препаратов в стоимостном выражении: 34,1% в первые 3 месяца 2017 года против 33% в январе-марте 2016 года. Основной вклад в такой рост закупок российских лекарственных препаратов в рублях в 2017 году внесли препараты «Новотакс» (продажи бренда в 1 квартале 2017 года выросли на 160,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), «Диаскинтест» (+132,1%), «Таксакад» (+119,4%), «Викейра Пак» (118,7%). Также в 2017 году в закупки был включен бренд «Гертикад» (за 3 месяца продажи составили 353,8 млн. рублей). Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых трех месяцев 2017 года составила 537 рублей, что на 18,3% меньше, чем в первом квартале 2016 года. Несмотря на рост цены российских лекарственных препаратов на 9,7%, она все равно значительно отстает (более, чем в 5 раз) от стоимости на зарубежные ЛП и составляет около 106 рублей за одну упаковку.

Одной из тенденций, которая прослеживалась на протяжении всего 2016 года и продолжилась в 2017 году, стало изменение в структуре закупок лекарственных препаратов доли генериков в сторону увеличения. В стоимостном выражении наблюдалось снижение доли оригинальных препаратов в структуре закупок с 38,2% в первом квартале 2016 года до 35,7% в 2017 году. При этом в упаковках на оригинальные препараты приходится всего 5,7% от всех закупаемых лекарственных препаратов, что на 1,6% больше, чем в январе-марте 2016 года.

В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за 1 квартал 2017 года, как и в прошлые периоды, по стоимостному объёму является группа [J]: «Противомикробные препараты для системного использования».

Рейтинг АТС за 1 квартал 2017 года

Рейтинг 1 квартал 2017

Рейтинг 1 квартал 2016

АТС

Объем закупок, млн. руб., 1кв 2017 г.

Доля, 

1кв 2017 г.

Прирост, 1кв 2017/

1кв 2016, %

1

1

[J]: Противомикробные препараты 

для системного использования

12 228,3

26,65%

-10,3%

2

2

[L]: Противоопухолевые препараты 

и иммуномодуляторы

7 803,3

17,01%

-0,9%

3

3

[B]: Препараты, влияющие 

на кроветворение и кровь

7 417,4

16,16%

1,2%

4

4

[N]: Препараты для лечения 

заболеваний нервной системы

4 733,6

10,32%

15,4%

5

5

[A]: Пищеварительный тракт 

и обмен веществ

3 726,1

8,12%

21,6%

6

6

[V]: Прочие препараты

2 136,2

4,66%

2,7%

7

7

[C]: Препараты для лечения 

заболеваний сердечно-сосудистой 

системы

2 052,1

4,47%

45,1%

8

8

[R]: Препараты для лечения 

заболеваний респираторной 

системы

1 649,6

3,59%

26,4%

9

9

[M]: Препараты для лечения 

заболеваний костно-мышечной 

системы

1 196,4

2,61%

35,4%

10

10

[G]: Препараты для лечения 

заболеваний урогенитальных 

органов и половые гормоны

806,1

1,76%

36,9%

11

12

[D]: Препараты для лечения 

заболеваний кожи

639,4

1,39%

55,8%

12

11

[H]: Гормональные препараты 

для системного использования 

(исключая половые гормоны)

585,8

1,28%

2,8%

13

13

[S]: Препараты для лечения 

заболеваний органов чувств

562,9

1,23%

60,3%

14

14

Без АТС

335,1

0,73%

30,3%

15

15

[P]: Противопаразитарные 

препараты, инсектициды и 

репелленты

14,5

0,03%

75,9%

Наиболее успешной группой по показателю темп прироста объёма продаж стала наименее востребованная группа [P]: «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты» (+75,9%). Максимальные потери были отмечены у группы [J]: «Противомикробные препараты для системного использования» (-10,3%).

В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа первого уровня [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей рынка 30,4%: за 1 квартал 2017 года было закуплено 62,0 миллиона упаковок лекарственных средств. Отметим, что в упаковках почти по всем группам АТС наблюдается увеличение объемов закупок. Наибольший рост был отмечен у группы [P]: «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты»: +170,5%. Максимальное падение наблюдалось у препаратов группы [B]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь»: -15,8%.

Рейтинг производителей в стоимостном выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются «Биокад» и «Верофарм», которые по итогам закупок 1 квартала 2017 года заняли 3 и 9 строчки соответственно. Первое место в рейтинге уже несколько периодов занимает компания Pfizer, хотя в 2017 году госпитальные закупки препаратов данной компании снизились на 18,2% в рублях. Наиболее ярко проявила себя отечественная компания «Биокад», которая поднялась с 18 места на третье всего за год. Закупки средств данного производителя увеличились на 135%. Немалую роль в этом сыграли такие бренды, как «Новотакс» (+160,1%), «Таксакад» (+119,4%), а также препарат «Гертикад», который не участвовал в закупках в 1 квартале 2016 года.

ТОР-10 производителей за 1 квартал 2017 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг 1 квартал 2017

Рейтинг 1 квартал 2016

Фирма-производитель

Объем закупок, млн. руб., 1 кв 2017 г.

Доля, 1кв 2017 г.

Прирост 1кв 2017/ 

1кв 2016, %

1

1

PFIZER

1 956,5

4,3%

-18,2

2

4

SANOFI-AVENTIS

1 643,6

3,6%

1,4

3

18

БИОКАД

1 498,5

3,3%

135,0

4

5

Merck & Co

1 439,4

3,1%

-8,7

5

8

NOVARTIS

1 417,3

3,1%

33,6

6

7

TAKEDA

1 322,3

2,9%

9,7

7

9

ASTRAZENECA

1 280,8

2,8%

22,2

8

6

JOHNSON & JOHNSON

1 128,9

2,5%

-8,8

9

12

ВЕРОФАРМ

1 044,4

2,3%

14,9

10

14

BAYER

1 040,8

2,3%

23,3

На первое место в рейтинге брендов по стоимостному объему закупок в 1 квартале 2017 года вернулся препарат «Натрия хлорид», который занял 2,8% рынка. Данный бренд производится 41 компанией.

Лидером первых трёх месяцев 2016 года был бренд «Превенар», который из-за значительного падения объёма в стоимостном выражении (-36,0%), опустился на одну строчку вниз. В упаковках также наблюдается сокращение объёма закупок этого препарата на 34,9%. В результате сложившейся ситуации закупочная цена одной упаковки снизилась на 1,7% и составила около 1219 рублей. Доля рынка данного бренда в 1 квартале 2017 года составила 2,3% в стоимостном выражении.

ТОР-10 брендов за 1 квартал 2017 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг 1 квартал 2017

Рейтинг 1 квартал 2016

Бренд

Объем закупок, млн. руб., 1 кв 2017 г.

Доля, 1 кв 2017 г.

Прирост, 1 кв 2017/

1 кв 2016, %



1

2

НАТРИЯ ХЛОРИД

1 274,67

2,8%

-18,0%


2

1

ПРЕВЕНАР

1 046,94

2,3%

-36,0%


3

3

КАЛЕТРА

757,29

1,7%

-20,6%


4

7

ВАКЦИНА

421,51

0,9%

-5,5%


5

6

КУРОСУРФ

404,87

0,9%

-18,0%


6

12

КЛЕКСАН

382,82

0,8%

17,7%


7

New

ГЕРТИКАД

353,87

0,8%

New


8

14

АКТИЛИЗЕ

350,80

0,8%

10,4%


9

13

ИСЕНТРЕСС

331,94

0,7%

3,3%


10

9

УЛЬТРАВИСТ

321,95

0,7%

-14,1%


Лишь 3 бренда из ТОП-10 показали рост закупок. Максимальный прирост показал «Клексан»: +17,7%, что дало возможность бренду подняться на 6 позиций вверх.

Рейтинг брендов по натуральным объёмам закупок значительно отличается от ТОП-10 брендов по стоимостным объёмам. Здесь традиционно лидирует бренд «Натрия хлорид», который оставил далеко позади все остальные препараты, заняв почти 19% рынка госпитальных закупок. На втором месте бренд «Глюкоза», который производят порядка 36 заводов. «Мосфарм», «Эском», «Гематек» и «Медполимер» занимают свыше половины объема поставок «Глюкозы» в больницы. На третьем месте по упаковкам находится бренд «Цефтриаксон» с долей рынка 3,2%.

ТОР-10 брендов за 1 квартал 2017 года в госпитальных закупках в натуральном выражении

Рейтинг 1 квартал 2017

Рейтинг 1 квартал 2016

Бренд

Объем закупок, млн. упак., 1 кв 2017 г.

Доля, 1 кв 2017 г.

Прирост, 1 кв 2017/

1 кв 2016, %

1

1

НАТРИЯ ХЛОРИД

    38,5  

18,9%

-23,0%

2

3

ГЛЮКОЗА

      7,3  

3,6%

-19,3%

3

2

ЦЕФТРИАКСОН

      6,5  

3,2%

-39,8%

4

6

ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ

      5,8  

2,9%

32,4%

5

5

ЦЕФАЗОЛИН

      4,4  

2,2%

0,3%

6

8

НАТРИЯ ХЛОРИД БРАУН

      3,7  

1,8%

43,1%

7

7

МЕТРОНИДАЗОЛ

      2,9  

1,4%

-25,0%

8

4

ЦЕФОТАКСИМ

      2,6  

1,3%

-56,3%

9

22

ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА

      2,5  

1,2%

116,2%

10

12

ХЛОРГЕКСИДИН

      2,4  

1,2%

47,3%

Максимальный рост принадлежит препарату «Перекись водорода»: в 1 квартале 2017 года ЛПУ закупили на 116,2% больше упаковок, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом наблюдается существенное сокращение объёмов закупок в упаковках антибиотиков: бренды «Цефотаксим» (-56,3%), «Цефтриаксон» (-39,8%).


Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.