Объём госпитальных закупок вырос в 1 полугодии 2017 года

Новость

По данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, для нужд ЛПУ в первом полугодии 2017 года было приобретено 434,5 млн. упаковок лекарственных препаратов на сумму 108,1 млрд. рублей. По сравнению с объёмом закупок в первые 6 месяцев 2016 года, в аналогичном периоде текущего года на закупку необходимых лекарственных препаратов для больниц было потрачено на 25,3% больше бюджетных средств, в результате чего объём закупленных упаковок возрос на 22,2%.

Заметим, что существенный рост поставки лекарственных средств произошел во втором квартале 2017 года. Так, если в 1 квартале относительно аналогичного периода 2016 года было потрачено на 4% больше, то за период апрель-июнь произошло увеличение стоимостного объёма на 47%. Аналогичным ростом отмечен и по показателю натурального объема. Таким образом, прирост закупки ЛП для ЛПУ связан с фактическим увеличением упаковок, а не с ростом цен или закупкой более дорогих препаратов.

«Средневзвешенная цена за одну упаковку лекарственного препарата, закупаемого для нужд ЛПУ, в январе-июне 2017 года составила 249 рублей, что на 2,5% больше, чем во втором квартале 2016 года. Это говорит о небольшой тенденции к увеличению средневзвешенной стоимости одной упаковки лекарственных средств. Однако 12 брендов из ТОП-20 показали уменьшение цены. Максимальное снижение показал бренд «Тизидон»: в 2017 году цена была на 38,6% ниже, чем в первом полугодии 2016 года», - говорит эксперт фармрынка генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

>Традиционно доля отечественных препаратов в натуральном выражении значительно выше, чем в стоимостном. В первом полугодии 2016 года на долю российских лекарственных препаратов приходилось 76,4% приобретенных упаковок, в аналогичном периоде 2017 года на 2,8% меньше – 73,6%. При этом это сопровождалось укреплением позиции отечественных препаратов в стоимостном выражении: 34% в первые 6 месяцев 2017 года против 33,5% в январе-июне 2016 года. Основной вклад в такой рост закупок российских препаратов в рублях в 2017 году внесли препараты «Никавир» (продажи бренда в 1 полугодии 2017 года выросли на 141,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), «Новотакс» (+131,5%), «Таксакад» (+111,8%). Также в 2017 году в закупки был включен бренд «Гертикад» (за 6 месяцев продажи составили 786,9 млн. рублей). Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых шести месяцев 2017 года составила 622 рубля, что на 9% меньше, чем в первом полугодии 2016 года. Несмотря на рост цены российских лекарственных препаратов на 8%, она все равно значительно отстает (более, чем в 5 раз) от стоимости на зарубежные лекарственные препараты и составляет около 115 рублей за одну упаковку.

Одной из тенденций, которая прослеживалась на протяжении всего 2016 года и продолжилась в 2017 году, стало изменение в структуре закупок лекарственных препаратов доли генериков в сторону увеличения. В стоимостном выражении наблюдалось снижение доли оригинальных препаратов в структуре закупок с 39,9% в первом полугодии 2016 года до 36,8% в 2017 году. При этом в упаковках на оригинальные препараты приходится всего 5,6% от всех закупаемых препаратов, что на 1,3% больше, чем в январе-июне 2016 года.

В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за 1 полугодие 2017 года, как и в прошлые периоды, по стоимостному объёму является группа [J]: «Противомикробные препараты для системного использования».

Рейтинг АТС за 1 полугодие 2017 года

Рейтинг 1 полугодие 2017

Рейтинг 1 полугодие 2016

АТС

Объем закупок, млн. руб., 1 полугодие 2017 г.

Доля, 

1 полугодие 

2017 г.

Прирост, 

6м 2017/

6м 2016, %

1

1

[J]: Противомикробные 

препараты для системного 

использования

36 489,7

33,7%

29,5%

2

2

[L]: Противоопухолевые 

препараты и 

иммуномодуляторы

16 991,7

15,7%

7,4%

3

3

[B]: Препараты, влияющие 

на кроветворение и кровь

15 553,3

14,4%

14,5%

4

4

[N]: Препараты для лечения 

заболеваний нервной 

системы

10 016,2

9,3%

25,0%

5

5

[A]: Пищеварительный 

тракт и обмен веществ

7 665,2

7,1%

39,7%

6

6

[V]: Прочие препараты

4 910,8

4,5%

19,7%

7

7

[C]: Препараты для 

лечения заболеваний 

сердечно-сосудистой 

системы

4 218,1

3,9%

60,2%

8

8

[R]: Препараты для 

лечения заболеваний 

респираторной системы

3 335,9

3,1%

35,7%

9

9

[M]: Препараты для 

лечения заболеваний 

костно-мышечной системы

2 477,6

2,3%

46,1%

10

10

[G]: Препараты для 

лечения заболеваний 

урогенитальных органов 

и половые гормоны

1 654,9

1,5%

47,4%

11

13

[D]: Препараты для 

лечения заболеваний 

кожи

1 368,8

1,3%

78,7%

12

12

[S]: Препараты для 

лечения заболеваний 

органов чувств

1 294,9

1,2%

65,5%

13

11

[H]: Гормональные 

препараты для 

системного использования 

(исключая половые 

гормоны)

1 284,3

1,2%

19,2%

14

14

Без АТС

850,7

0,8%

55,4%

15

15

[P]: Противопаразитарные 

препараты, инсектициды 

и репелленты

29,2

0,0%

94,6%

Наиболее успешной группой по показателю темп прироста объёма продаж стала наименее востребованная группа [P]: «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты» (+94,6%). Стоит отметить, что все группы показали положительный прирост продаж в 2017 году по сравнению с январем-июнем 2016 года.

В рейтинге натуральных объёмов продаж лидирует АТС группа первого уровня [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей рынка 30,6%: за 1 полугодие 2017 года было закуплено 132,8 миллиона упаковок лекарственных средств. Отметим, что в упаковках по всем группам АТС наблюдается увеличение объемов закупок. Наибольший рост также был отмечен у группы [P]: «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты»: +190,9%.

Рейтинг производителей в стоимостном выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются «Биокад» и «Фармасинтез», которые по итогам закупок 1 полугодия 2017 года заняли 5 и 10 строчки соответственно. Первое место в рейтинге завоевала компания Pfizer, благодаря увеличению закупок препаратов в 2017 году на 58,4% в рублях. Наиболее ярко проявила себя отечественная компания «Биокад», которая поднялась с 15 места на пятое всего за год. Закупки средств данного производителя увеличились на 122%. Немалую роль в этом сыграли такие бренды, как «Новотакс» (+131,5%), «Платикад» (+118,6) и «Таксакад» (+111,8%), а также препарат «Гертикад», который не участвовал в закупках в 1 полугодии 2016 года.

ТОР-10 производителей за 1 полугодие 2017 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг 1 полугодие 2017

Рейтинг 1 полугодие 2016

Фирма-производитель

Объем закупок, млн. руб., 1 полугодие 2017 г.

Доля, 

1 полугодие 2017 г.

Прирост 6м 2017/

6м 2016, %

1

3

PFIZER

5 388,6

5,0%

58,4%

2

1

AbbVie

4 865,1

4,5%

8,3%

3

6

JOHNSON & JOHNSON

4 335,1

4,0%

59,0%

4

4

Merck

4 153,1

3,8%

30,3%

5

15

БИОКАД

3 502,4

3,2%

122,2%

6

5

SANOFI

3 162,6

2,9%

11,1%

7

8

NOVARTIS

3 025,5

2,8%

34,0%

8

9

TAKEDA

2 849,3

2,6%

27,2%

9

10

ASTRAZENECA

2 521,3

2,3%

19,5%

10

7

ФАРМАСИНТЕЗ

2 467,4

2,3%

-4,3%

Первое место в рейтинге брендов по стоимостному объему закупок в 1 полугодии 2017 года занял препарат «Превенар», который занял 3,1% рынка. Бренд производится компанией Pfizer.

Лидером первых шести месяцев 2016 года был бренд «Калетра», который не смог конкурировать с лидером текущего года по темпам прироста объёма в стоимостном выражении и опустился на одну строчку вниз. В упаковках ситуация обратная: наблюдается значительное увеличение объёма закупок этого препарата на 44%. В результате сложившейся ситуации закупочная цена одной упаковки снизилась на 28,5% и составила около 5310 рублей. Доля рынка данного бренда в 1 полугодии 2017 года составила 2,7% в стоимостном выражении.

ТОР-5 брендов за 1 полугодие 2017 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг 1 полугодие 2017

Рейтинг 1 полугодие 2016

Бренд

Объем закупок, млн. руб., 1 полугодие 2017 г.

Доля, 1 

полугодие 2017 г.

Прирост, 6м 2017/

6м 2016, %



1

3

ПРЕВЕНАР

3 381,8

3,1%

84,1%


2

1

КАЛЕТРА

2 905,3

2,7%

2,9%


3

2

НАТРИЯ ХЛОРИД

2 764,7

2,6%

0,1%


4

14

ИНТЕЛЕНС

1 966,7

1,8%

205,4%


5

9

ИСЕНТРЕСС

1 782,1

1,6%

120,2%


Рейтинг брендов по натуральным объёмам закупок значительно отличается от ТОП-5 брендов по стоимостным объемам. Здесь традиционно лидирует бренд «Натрия Хлорид», который оставил далеко позади все остальные препараты, заняв 19,5% рынка госпитальных закупок. На втором месте бренд «Глюкоза», который производят порядка 31 завода. «Эском», «Мосфарм», «Гематек» и «Медполимер» занимают свыше половины объема поставок «Глюкозы» в больницы. На третьем месте по упаковкам находится бренд «Цефтриаксон» с долей рынка 3,1%.

ТОР-5 брендов за 1 полугодие 2017 года в госпитальных закупках в натуральном выражении

Рейтинг 1 квартал 2017

Рейтинг 1 квартал 2016

Бренд

Объем закупок, млн. упак., 1 кв 2017 г.

Доля, 

1 кв 2017 г.

Прирост, 

1 кв 2017/ 1 кв 2016, %

1

1

НАТРИЯ ХЛОРИД

84,9

19,5%

-3,1%

2

3

ГЛЮКОЗА

15,1

3,5%

-11,9%

3

2

ЦЕФТРИАКСОН

13,3

3,1%

-30,6%

4

5

ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ

12,5

2,9%

39,3%

5

6

ЦЕФАЗОЛИН

8,3

1,9%

10,2%

Максимальный рост принадлежит препарату «Перекись водорода»: в 1 полугодии 2017 года ЛПУ закупили на 142,8% больше упаковок, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом наблюдается существенное сокращение объемов закупок в упаковках антибиотиков: бренды «Цефотаксим» (-36,3%), «Цефтриаксон» (-30,6%).

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.