Биологически активные добавки: продажи за 9 месяцев 2018 года

22.11.2018

Фармацевтический рынок БАД в России, ещё недавно успешно развивавшийся, в последние несколько лет перестал демонстрировать прирост объёма продаж в натуральном выражении. По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), в январе-сентябре 2018 года аптеки реализовали 241,2 млн упаковок биологически активных добавок на сумму 38,6 млрд рублей (в розничных ценах). За первые 9 месяцев 2018 года рынок БАД вырос на 0,5% в рублях и сократился на 5,5% в упаковках по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Помимо сезонных колебаний и снижения реальных доходов россиян, огромную роль в падении аптечных продаж добавок к пище сыграло ужесточение регулирования рекламы и разрешение продажи БАД в любых розничных точках.

Динамика продаж БАД за 9 месяцев 2017 и 2018 гг., млрд руб.


При анализе графика динамики продаж пищевых добавок по месяцам в стоимостном выражении можно отметить, что основное снижение продаж пришлось на февраль – рынок упал на 4,3% относительно февраля прошлого года. Из-за тёплой погоды и широкого охвата населения вакцинацией в 2018 году сезон гриппа задержался, в результате чего пик заболеваемости пришёлся на март (+1,6%). Наиболее удачными месяцами оказались июль и август: объём реализации БАД увеличился на 7,9% и 9,4% соответственно.

Динамика продаж БАД за 9 месяцев 2017 и 2018 гг., млн упак.


В натуральном выражении наблюдается стабильное снижение спроса. Максимальное падение продаж было отмечено в апреле (-9,2%) и июне (-13,6%). БАД продолжают терять свою популярность из-за недоказанной эффективности.

Цены и ценовая структура

В среднем одна упаковка БАД обошлась потребителю в 160,1 рублей (розничная цена), что на 6,4% дороже, чем в январе-сентябре прошлого года.

Наиболее востребованной на рынке остаётся ценовая категория «до 50 рублей». На долю этого сегмента приходится около 48,4% проданных БАД в натуральном выражении (ценовая структура приведена на основе розничных цен). При этом отметим, что из-за низкой цены доля дешёвого сегмента в стоимостном выражении не превышает 7%. Наибольшую выручку аптеке приносят БАД из ценового диапазона от 150 до 500 руб., удельный вес этой категории составляет 43,0%. Также заметную долю (39,6%) занимают дорогие препараты. За год структура рынка БАД изменилась в пользу высокого ценового сегмента «свыше 500 рублей», который единственный показал прирост объёма реализации: +10,0% в рублях и +7,1% в упаковках.

Соотношение продаж БАД по ценовым сегментам за 9 месяцев 2018 г.


Соотношение импортных и отечественных продаж БАД

На рынке биологически активных добавок в отличие от рынка лекарств превалируют средства отечественного производства. Российские БАД занимают 54,4% стоимостного и 80,7% натурального объёма продаж. При сравнении с аналогичным периодом прошлого года в результате разнонаправленной динамики отечественных (-1,9%) и зарубежных добавок (+3,7%) удельный вес российских компаний снизился в денежном эквиваленте. В натуральном выражении структура рынка осталась без изменений: отмечается снижение активности как отечественных производителей биодобавок (-5,4%), так и импортных (-5,6%).


Средняя стоимость упаковки отечественного препарата за первые 9 месяцев 2018 года составила 107,9 руб. (+3,8% к январю-сентябрю 2017 года), что приблизительно в 3,5 раза ниже стоимости упаковки импортного средства. В этот же период стоимость упаковки БАД иностранного производства в среднем составляла 378,0 руб. – средневзвешенная цена выросла на 9,6%.

Рейтинг продаж по разделам классификатора БАД

БАД продвигаются производителями как средства для профилактики различных заболеваний. Использовать существующий официальный классификатор для оценки рынка БАД не совсем удобно, потому что многие БАД, применяемые для профилактики одних и тех же заболеваний, находятся в разных разделах классификатора (например, препараты, улучшающие зрение). Поэтому аналитиками компании DSM был создан свой классификатор БАД, который более чётко отражает реалии современного рынка пищевых добавок. Классификатор БАД состоит из 17-ти разделов, большинство из которых имеет 2-й подуровень, а некоторые разделы – 3-й.

Рейтинг

Изменение

Группа

Стоимостной объём, млн руб.

Прирост стоимостного объёма

Доля

9М 2018 г.

1

-

БАД, действующие на организм в целом (V)

11 657

+1,7%

30,2%

2

-

БАД, действующие на пищеварительную систему (A)

8 300

+1,8%

21,5%

3

-

БАД, влияющие на репродуктивную систему (G)

4 594

-1,3%

11,9%

4

-

БАД, влияющие на функции центральной нервной системы (N)

3 504

+5,4%

9,1%

5

+1

БАД для поддержания функций сердечно-сосудистой системы (C)

1 781

-2,4%

4,6%

6

-1

БАД для похудения и очищения организма (W)

1 638

-11,8%

4,2%

7

+1

БАД, применяемые при заболеваниях костной системы (M)

1 201

+7,1%

3,1%

8

+3

БАД, применяемые для устранения различных проблем с кожей и волосами (D)

1 140

+7,5%

3,0%

9

-

БАД, действующие на органы чувств (S)

1 091

-2,4%

2,8%

10

-

БАД, применяемые при заболеваниях дыхательной системы (R)

973

-10,2%

2,5%

11

-4

БАД, действующие на кроветворную систему (B)

960

-16,2%

2,5%

12

-

БАД, действующие на мочевыделительную систему (U)

567

+14,4%

1,5%

13

-

БАД, применяемые при отравлениях и интоксикациях (T)

432

+14,5%

1,1%

14

-

БАД, влияющие на функцию желез внутренней секреции (H)

372

+7,3%

1,0%

15

-

БАД, поддерживающие функцию иммунной системы (I)

266

+9,7%

0,7%

16

-

БАД, применяемые для лечения и профилактики онкологических заболеваний (кроме опухолевых заболеваний репродуктивной системы) (O)

68

+0,6%

0,2%

17

-

БАД, применяемые при вирусных, бактериальных и грибковых заболеваниях (J)

53

-19,5%

0,1%


Традиционно наиболее востребованными остаются универсальные добавки группы [V] «БАД, действующие на организм в целом» (доля 30,2%). За год эта группа БАД увеличила свои продажи на 1,7%. Наиболее популярными в группе [V] стали бренды Solgar компании Solgar Vitamin And Herb и «Фемибион» производителя Merk Selbstmedikation.

Второе место заняла группа [A] «БАД, действующие на пищеварительную систему», показав прирост объёма реализации на 1,8%. В данной группе наиболее популярны позиции «Фитолакс» отечественного производителя «Эвалар» и «Максилак» компании Genexo.

На третьей строчке оказалась группа [G] «БАД, влияющие на репродуктивную систему», которая продемонстрировала снижение реализации (-1,3%). Рейтинг возглавил препарат, влияющий на женскую репродуктивную систему, – «Индинол» от производителя «Мираксбиофарма». На втором месте в данной группе расположился БАД, устраняющий эректильную дисфункцию у мужчин, — «Вука Вука», сместив на третью позицию «Виардо». Основную роль в таком расположении брендов сыграл запрет на продажу марок «Сеалекс Форте Плюс» и «Али Капс Плюс» петербургского холдинга «РИА Панда».

Семь подгрупп показали отрицательную динамику. Наибольшее снижение продаж было отмечено у таких групп: [J] «БАД, применяемые при вирусных, бактериальных и грибковых заболеваниях» (-19,5%) – продажи лидера группы, бренда «Ромашка», упали на 25,4%; [В] «БАД, действующие на кроветворную систему» (-16,2%) – гематоген в различных вариантах уже не так востребован у покупателя; [W] «БАД для похудения и очищения организма» (-11,8%) за счёт падения продаж основной линейки «Турбослим» на 7,2%.

А вот продажи группы [T] «БАД, применяемые при отравлениях и интоксикациях» наоборот выросли на 14,5%. Объёмы реализации бренда «Уголь Белый» за год увеличились на 36,2%.

ТОП-20 брендов БАД, лидирующих по объёму продаж

За первые 9 месяцев 2018 года на аптечных полках было представлено 2 586 различных наименований БАД от 942 производителей. В январе-сентябре 2018 года на рынке появилось 260 новых позиций.

В рейтинге ТОП-20 брендов, лидирующих по стоимостным объёмам продаж, можно отметить ряд существенных изменений. Лидером рынка, как и в прошлом году, стала линейка витаминных комплексов Solgar, действующих на организм в целом и на отдельные системы (+34,9%). На втором месте в рейтинге за 9 месяцев 2018 года оказался бренд «Доппельгерц» (удельный вес 3,4%). На третью строчку с четвёртой вверх «подтянулся» БАД «Фемибион», действующий на организм в целом, и занял долю 2,9% на рынке.

Из существенных положительных изменений можно отметить рост продаж брендов «Витрум» (+124,1%), «Индинол» (+112,1%) и «Бак-Сет» (+70,3%), из отрицательных – «-33,4%» у марки «Юнивит» отечественной компании ОТС.

 

Рейтинг

Изменение

Бренд

Стоимостной объём, млн руб.

Прирост стоимостного объёма

Доля

9М 2018 г.

1

-

Solgar

1 813

+34,9%

4,7%

2

-

Доппельгерц

1 311

+2,3%

3,4%

3

+1

Фемибион

1 104

+10,1%

2,9%

4

-1

Фитолакс

1 016

-5,2%

2,6%

5

+2

Максилак

952

+10,0%

2,5%

6

+2

Турбослим

773

-7,3%

2,0%

7

+2

Нормобакт

738

+0,9%

1,9%

8

-3

Гематоген

697

-26,1%

1,8%

9

-3

Витамишки

690

-25,0%

1,8%

10

+10

Бак-Сет

614

+70,3%

1,6%

11

+1

Эвалар Глицин

577

+9,0%

1,5%

12

+2

Компливит

529

+19,8%

1,4%

13

-3

Алфавит

475

-18,1%

1,2%

14

+2

Супрадин

468

+12,8%

1,2%

15

+21

Индинол

443

+112,1%

1,1%

16

+1

Овесол

402

-3,0%

1,0%

17

-6

Юнивит

367

-33,4%

1,0%

18

-

Линекс Для Детей

361

-5,9%

0,9%

19

-6

Эвалар Пустырник

360

-31,9%

0,9%

20

+32

Витрум

335

+124,1%

0,9%


Из брендов, расположенных ниже ТОП-20, стоит отметить марки Natures Bounty – одноимённая с линейкой средств БАД с широким спектром действия (+197,4%) и «Вука Вука» – добавка, поддерживающая мужское здоровье, производства фирмы Stada (+58,7%).

ТОП-20 производителей БАД, лидирующих по объёму продаж

Концентрация на фармрынке производителей добавок к пище довольно высокая – ТОП-20 компаний занимает 62,7% рынка. В рейтинге производителей также присутствуют заметные изменения. Не все компании из тройки лидеров сумели сохранить за собой позиции 2017 года. Так, например, зарубежный производитель Bausch Health уступил третью строчку фирме Solgar Vitamin And Herb, которая за год увеличила свои продажи на 34,9%.

Лидером рынка на протяжении уже многих лет остаётся компания «Эвалар» (при этом за 9 месяцев 2018 года был зафиксирован отрицательный прирост объёмов реализации -3,8%). Такая динамика в большей мере обусловлена потерей популярности бренда «Эвалар Пустырник» (-31,9%). По данным за 2018 год лидером продаж данного производителя является БАД «Фитолакс». Из первой десятки брендов увеличение показали только марки «Эвалар БИО» (+20,2%) и «Эвалар Глицин» (+9,0%).

Рейтинг

Изменение

Компания

Стоимостной объём, млн руб.

Прирост стоимостного объёма

Доля

9М 2018 г.

1

-

Эвалар

6 051

-3,8%

15,7%

2

-

Pharma-Med

2 153

-1,4%

5,6%

3

+2

Solgar Vitamin And Herb

1 813

+34,9%

4,7%

4

-

Отисифарм

1 590

+5,4%

4,1%

5

+1

Queisser Pharma

1 311

+2,3%

3,4%

6

-3

Bausch Health

1 291

-20,3%

3,3%

7

+1

Stada

1 227

+8,4%

3,2%

8

+1

Merk Selbstmedikation

1 104

+10,1%

2,9%

9

+3

Внешторг Фарма

956

+13,6%

2,5%

10

+1

Genexo

952

+10,0%

2,5%

11

-1

Recordati

780

-12,8%

2,0%

12

+5

Takeda

686

+66,5%

1,8%

13

-

Фарм-Про

655

-15,2%

1,7%

14

-7

РИА Панда

636

-47,3%

1,6%

15

-

Диод

601

+11,0%

1,6%

16

-

Bayer

549

+28,5%

1,4%

17

-3

В-Мин

517

-18,9%

1,3%

18

+9

Мираксбиофарма

488

+109,8%

1,3%

19

+6

Квадрат-С

431

+60,6%

1,1%

20

+1

Polpharma

405

+12,3%

1,1%


Второе место занимает компания Pharma-Med, большинство позиций которой сократили свои объёмы реализации. Основной бренд компании – детский жевательный мармелад «Витамишки» — потерял 25,0% продаж. Однако за счёт увеличения продаж биодобавки «Бак-Сет» для пищеварительной системы на 70,3% компании удалось сохранить за собой вторую строчку и потерять только 1,4% продаж.

Высокие темпы прироста демонстрирует производитель «Мираксбиофарма» (+109,8%), наиболее востребованным брендом компании является «Индинол», влияющий на женское здоровье, – его продажи выросли более, чем в 2 раза. На втором месте по темпам прироста — производитель Takeda (+66,5%).


Возврат к списку новостей