Итоги 2018 года. Розничный сегмент фармацевтического рынка России

Новость

Начинаем подводить итоги 2018 года. Все события уже состоялись, было принято большое количество решений, которые повлияют на рынок в 2019 году. В течение года мы наблюдали за изменением конъюнктуры рынка во всех сегментах: производстве, дистрибьюции и в рознице. Но, по традиции, первые итоговые цифры всегда появляются по направлению аптечного канала. Представляем краткий обзор розничных продаж лекарственных препаратов за 2018 год.

Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), в 2018 году через аптеки было реализовано 5,3 млрд упаковок лекарственных препаратов на сумму порядка 991,9 млрд рублей (в розничных ценах). При сравнении с 2017 годом продажи лекарств выросли на 4,6% в стоимостном и на 4,9% в натуральном эквиваленте.

Инфляция на лекарственные препараты в 2018 году составила 2,9%. Это один из самых низких показателей за последние годы. Основной рост цен пришелся на лекарственные препараты, не попадающие под ценовое регулирование, - 4,0%. Препараты, входящие в список ЖНВЛП, выросли в цене в среднем на 0,8%.

Динамика в иностранных валютах (долларах и евро) менее стабильна и связана с курсом рубля. После роста объемов рынка в 2017 году, в 2018 году наблюдается падение, более сильное в евро (-6,8%).

Соотношение аптечных продаж ЛП по АТС-группам I уровня в России

Структура аптечного рынка по АТС-группам 1-го уровня в 2018 году практически не изменилась относительно 2017 года. Минимальный прирост по итогам двенадцать месяцев показала АТС-группа [L] «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (+0,1%). За счет этого она переместилась на одну строчку вниз. Такая динамика в большей мере обусловлена низким ростом «сезонных препаратов» - иммуномодуляторов; по итогам года их объем снизился на 0,5% в деньгах.

Заметим, что и другие группы, в состав которых входят препараты для лечения простудных и вирусных заболеваний, также демонстрируют приросты ниже рынка. Это соответствует сезонности, которая была показана в 2018 году: пик заболеваемости был только в марте, но и он был ниже, чем в прошлые годы, а осенний всплеск продаж не наблюдался.

Рейтинг АТС возглавляет группа [A] «Пищеварительный тракт и обмен веществ», её доля составляет 18,8%, что существенно выше, чем ёмкость других АТС-групп. Лидерами в данной АТС стали препарат для терапии заболеваний печени и желчевыводящих путей «Эссенциале» и эубиотик «Линекс», на третьем месте - гепатопротекторный препарат «Гептрал».

Рейтинг

Изменение

АТС 1-го уровня

Стоимостной объём, млрд руб.

Прирост стоимостного объёма

Доля

2018 г.

1

-

A Пищеварительный тракт и обмен веществ

186,8

2,8%

18,8%

2

-

C Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы

140,0

8,9%

14,1%

3

-

R Препараты для лечения заболеваний респираторной системы

123,6

4,2%

12,5%

4

-

N Препараты для лечения заболеваний нервной системы

112,2

3,0%

11,3%

5

-

M Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы

81,6

5,8%

8,2%

6

-

G Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны

80,0

3,9%

8,1%

7

-

J Противомикробные препараты для системного использования

73,2

2,1%

7,4%

8

-

D Препараты для лечения заболеваний кожи

62,0

1,5%

6,2%

9

-

B Препараты, влияющие на кроветворение и кровь

47,9

14,7%

4,8%

10

1

S Препараты для лечения заболеваний органов чувств

28,0

7,3%

2,8%

11

-1

L Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы

27,0

0,1%

2,7%

12

-

Без указания АТС-группы

14,2

0,5%

1,4%

13

-

V Прочие препараты

7,4

0,8%

0,7%

14

-

H Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)

5,6

6,8%

0,6%

15

-

P Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты

2,4

2,6%

0,2%

На втором месте по стоимостному объёму располагается АТС-группа [С] «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы» (14,1%). В данной группе лидируют бренды «Детралекс», «Конкор» и «Лозап».

ТОП-20 брендов, лидирующих по объёму продаж на коммерческом рынке России

Совокупно ТОП-20 брендов занимают 11,1% рынка. В рейтинге брендов, лидирующих по стоимостному объёму на коммерческом рынке, можно отметить ряд существенных изменений. Первое место в тройке лидеров по-прежнему удерживает анальгетик «Нурофен» с долей на рынке 0,8%. На вторую строчку поднялся антикоагулянтный препарат прямого действия «Ксарелто» (+11 позиций), показав максимальный прирост среди брендов ТОП-20 (+50,9%). На третью позицию был смещен венотонизирующий и венопротекторный препарат «Детралекс».

Рейтинг

Изменение

Бренд

Стоимостной объём, млрд руб.

Прирост стоимостного объёма

Доля

2018 г.

1

-

НУРОФЕН

7,5

4,9%

0,8%

2

11

КСАРЕЛТО

7,2

50,9%

0,7%

3

-1

ДЕТРАЛЕКС

6,8

8,4%

0,7%

4

-1

КАГОЦЕЛ

6,7

7,6%

0,7%

5

-1

КОНКОР

6,3

3,6%

0,6%

6

-1

КАРДИОМАГНИЛ

6,2

3,5%

0,6%

7

-

ИНГАВИРИН

6,1

7,7%

0,6%

8

-

АКТОВЕГИН

6,0

5,7%

0,6%

9

-

МИРАМИСТИН

5,9

4,8%

0,6%

10

1

МЕКСИДОЛ

5,8

13,3%

0,6%

11

1

ПЕНТАЛГИН

5,4

6,4%

0,5%

12

-2

ТЕРАФЛЮ

5,2

0,6%

0,5%

13

-7

ЭССЕНЦИАЛЕ

4,8

-17,7%

0,5%

14

-

ЛОЗАП

4,8

3,8%

0,5%

15

2

КАНЕФРОН

4,5

9,8%

0,5%

16

-1

НАЙЗ

4,4

2,8%

0,4%

17

-1

ЛИНЕКС

4,3

3,7%

0,4%

18

2

ЛОРИСТА

4,2

10,6%

0,4%

19

-1

ВОЛЬТАРЕН

4,0

-3,1%

0,4%

20

2

ДЖЕС

3,8

4,3%

0,4%

В натуральном выражении продолжают лидировать «традиционные» дешёвые препараты «Бактерицидный пластырь», «Цитрамон» и «Ацетилсалициловая кислота». Только четыре препарата, входящих в ТОП-20 по упаковкам, показали отрицательную динамику: «Цитрамон» (-6,6%), «Активированный уголь» (-6,0%), «Валериана» (-5,8%), «Валидол» (-3,8%). Наибольшие темпы роста демонстрируют: «Тауфон» (+150%), «Эналаприл» (+40%) и «Риностоп» (+27%). Отметим, что ТОП-20 брендов по натуральному выражению занимают 21,3% аптечных продаж, то есть их концентрация выше, чем в стоимостном объёме.

    ТОП-20 производителей, лидирующих по объёму продаж на коммерческом рынке России

В рейтинге производителей изменений заметно меньше, и они менее существенны. Классически первую позицию по итогам года в аптечном сегменте удерживает компания Bayer, объем продаж которой в аптечном сегменте снизился на 0,4%. Sanofi расположилась на второй строчке, с минимальным приростом реализации продукции производителя на 0,2%. Novartis (+6,3%) занял третью строчку.

Перемещения в рейтинге происходили в рамках ±3 мест. 4 компании из ТОП-20 показали отрицательную динамику. Сильнее всего упали продажи производителя Stada (-4,4%) за счёт снижения объёмов реализации противовирусного средства «Лавомакс» (-14%) и спрея «Снуп» (-14%).

Рейтинг

Изменение

Фирма-производитель

Стоимостной объём, млрд руб.

Прирост стоимостного объёма

Доля

2018 г.

1

-

BAYER

45,0

-0,4%

4,5%

2

-

SANOFI

41,5

0,2%

4,2%

3

-

NOVARTIS

41,5

6,3%

4,2%

4

-

TEVA

36,9

-5,3%

3,7%

5

-

SERVIER

34,3

5,0%

3,5%

6

-

ОТИСИФАРМ

34,2

7,7%

3,4%

7

-

TAKEDA

30,0

8,3%

3,0%

8

1

GLAXOSMITHKLINE

26,8

0,6%

2,7%

9

1

BERLIN-CHEMIE

26,7

2,2%

2,7%

10

1

GEDEON RICHTER

26,7

5,0%

2,7%

11

-3

STADA

26,1

-4,4%

2,6%

12

1

KRKA

25,2

16,8%

2,5%

13

-1

ABBOTT

23,4

7,5%

2,4%

14

-

JOHNSON & JOHNSON

20,2

-2,8%

2,0%

15

-

ФАРМСТАНДАРТ

19,4

2,0%

2,0%

16

-

ASTELLAS PHARMA

17,3

10,0%

1,7%

17

-

DR.REDDY'S LABORATORIES

16,7

7,3%

1,7%

18

1

POLPHARMA

16,5

19,9%

1,7%

19

-1

ВАЛЕНТА ФАРМ

15,5

3,4%

1,6%

20

-

PFIZER

14,0

2,6%

1,4%

 

Рейтинг производителей в большей мере представлен иностранными компаниями: только 3 компании относятся к российским. Максимальную долю занимает «Отисифарм» с долей 3,4%, располагаясь на 6-й строчке.

В целом за 2018 год доля российских препаратов составила 29,2% в стоимостном и 59,0% в натуральном выражении. К тому же, объём реализации отечественных препаратов вырос более заметно, чем продажи импортных лекарств: +6,2% в рублях и +5,3% в упаковках. Как результат, удельный вес российских препаратов в структуре аптечных продаж продолжает увеличиваться, причём рост доли происходил как в стоимостном объёме, так и в натуральном эквиваленте. 

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.