По данным баз Розничного аудита фармрынка РФ в 2014 году в аптеках страны было продано 4,2 млрд. упаковок на сумму 513.1 млрд. рублей в оптовых ценах. В сравнении с 2013 годом объемы продаж уменьшились на 4,5% в упаковках и увеличились на 10,8% в рублях.
В рейтинге АТС групп 1 уровня существенных изменений не произошло. Как и в 2013 году, первое место занимают «Препараты для пищеварительного тракта и обмена веществ» [А], за ними следуют «Препараты для лечения респираторных заболеваний» [R]. Обе группы увеличили стоимостные объемы на 12% и уменьшили объемы реализации в упаковках (-6,5% АТС группа [А] и -1,5% АТС группа [R]).
Лидером ТОР-10 стоимостных объемов продаж среди брендов по-прежнему остается Эссенциале. Бренд Конкор в прошедшем году занял вторую позицию в списке лучших по объему продаж благодаря снижению объемов реализации бренда Арбидол, который сместился на 11 позиций вниз, показав снижение на 23,0%. Еще один бренд «покинул» ТОР-10 – Виагра, заняв 19 место (-12%).
В ТОР-10 брендов по натуральным объемам продаж существенных изменений в 2014 году не произошло: лидирует бренд Цитрамон, второе место занимает бренд Активированный уголь. Примечательно, что в ТОР-10 все бренды показали отрицательный рост объемов продаж. Максимальное снижение коснулось брендов Активированный уголь и Нафтизин, которые потеряли по 22% от своих объемов продаж в упаковках.
Как и в 2013 году, по итогам прошлого года лидером среди производителей по стоимостным объемам продаж лекарственных средств в аптеках является компания NOVARTIS, которая увеличила объемы продаж на 7,9% в рублях. Второе место, с более высоким ростом, занимает компания SANOFI-AVENTIS (+13,1% в рублях).
Как и в 2013 году, в ТОР-10 производителей вошла только одна российская компания – ОТИСИФАРМ, которая занимает 8 место по итогам 2014 года. Компания была создана в конце 2013 путем реорганизации ОАО «ФАРМСТАНДАРТ» и имеет в портфеле 27 лекарственных препаратов.
ТОР-10 стоимостных объемов продаж
Фирма-производитель |
Рейтинг 2013 год |
Рейтинг 2014 год |
Прирост 2014/2013, % |
NOVARTIS |
1 |
1 |
7,6% |
SANOFI-AVENTIS |
2 |
2 |
13,1% |
BAYER |
3 |
3 |
13,2% |
SERVIER |
4 |
4 |
10,4% |
TAKEDA |
5 |
5 |
13,7% |
TEVA |
6 |
6 |
7,4% |
BERLIN-CHEMIE |
8 |
7 |
5,8% |
ОТИСИФАРМ |
7 |
8 |
3,2% |
ABBOTT |
9 |
9 |
11,2% |
GEDEON RICHTER |
10 |
10 |
8,9% |
Традиционно рейтинг натуральных объемов продаж отличается от стоимостного: лидерство принадлежит отечественным производителям. В сравнении с 2013 годом в ТОР-10 произошли изменения: компания ОАО «ВЕРОФАРМ» поднялась на третье место в списке, увеличив объемы продаж в упаковках на 11,7%. ОТИСИФАРМ снизила на 3,0% натуральные объемы продаж, что сказалось на месте компании в списке лидеров. Максимальное снижение объемов продаж показала компания ЗАО «БИОТЭК» (-19,0%).
ТОР-10 натуральных объемов продаж
Фирма-производитель |
Рейтинг 2013 год |
Рейтинг 2014 год |
Прирост 2014/2013, % |
ФАРМСТАНДАРТ |
1 |
1 |
-4,9% |
NOVARTIS |
2 |
2 |
0,6% |
ВЕРОФАРМ ОАО |
6 |
3 |
11,7% |
STADA |
3 |
4 |
1,5% |
ОТИСИФАРМ |
4 |
5 |
-3,0% |
SANOFI-AVENTIS |
7 |
6 |
-0,4% |
TEVA |
10 |
7 |
6,8% |
ТАТХИМФАРМПРЕПАРАТЫ |
8 |
8 |
-6,9% |
TAKEDA |
11 |
9 |
4,0% |
БИОТЭК |
5 |
10 |
-19,0% |