За последние несколько лет номенклатура аптечного ассортимента заметно расширилась, в том числе и за счёт включения новых позиций косметических средств, которые стали его неотъемлемой частью. Каждой аптеке важно иметь оптимальный портфель косметической продукции, что будет способствовать не только большему охвату целевой аудитории потребителей, но и позволит удержаться на рынке и развиваться в дальнейшем. К тому же, сбалансированный портфель сопутствующих товаров повышает рейтинг аптеки, обеспечив имидж аптечного учреждения с самыми необходимыми товарами.
Аптечная косметика по итогам 2019 года заняла третье место (после лекарственных препаратов и БАД) в структуре продаж аптек. В 2019 году ёмкость рынка аптечной косметики выросла на 1,9% в стоимостном выражении и сократилась на 3,8% в натуральном эквиваленте относительно 2018 года. Таким образом, объём реализации косметических средств через аптечный сегмент составил 185,2 млн упаковок стоимостью 45,8 млрд рублей. Темпы прироста рынка постепенно замедляются, в упаковках динамика даже ушла в отрицательную зону, вернув показатель объёма на уровень ниже 2015 года. Это связано с переключением потребителя на другие каналы, а также нежеланием сетей уменьшать наценку на косметические средства.
Динамика объёма продаж аптечной косметики в России
Косметические средства можно классифицировать по различным основаниям: по цене, назначению, форме выпуска, возрастному критерию и т. д. Рассмотрим основные группы косметики по целевому назначению (т. е. месту нанесения): в 2019 году наиболее востребованной стала универсальная косметика (19,2% в рублях и 34,6% в упаковках), средства для тела (18,0% и 14,9% соответственно), а также средства для лица (15,8% и 7,2% соответственно), свидетельствуют данные DSM Group.
Структура продаж аптечной косметики по целевому назначению в 2019 году
Аптека предлагает клиентам широкий выбор косметических средств в различных формах выпуска и с различным целевым предназначением. При этом наиболее популярной косметикой у клиентов аптек оказалась универсальная (на её долю пришлось 34,6% от объёма продаж в упаковках). Это не удивительно, так как в структуре универсальных косметических средств более половины рынка занимают бренды лечебной косметики, свыше 70% продаж приходятся на средства для всех категорий по возрасту и социальной группе. В рублях также наибольший вес у многофункциональных косметических средств – 19,2%. При сравнении с 2018 годом объём реализации самой востребованной группы вырос на 2,2% в рублёвом эквиваленте, однако в натуральном выражении продажи упали на 4,6%.
75,2% продаж в упаковках занимают отечественные продукты, в деньгах рынок примерно поделён пополам между российской и зарубежной универсальной косметикой.
Лидерами в группе многофункциональной косметики в 2019 году являются марки «Боро Плюс» (удельный вес 5,8% в рублях) производства Emami, La Roche-Posay (5,5%) корпорации L’Oreal, а также бренд Johnsons (3,9%) от компании Johnson & Johnson, который показал максимальный темп снижения – на 14,2%.
Особенно стоит выделить косметические средства на основе термальной воды Uriage производителя Apharm: относительно 2018 года реализация многофункциональных средств данной марки возросла на 27,3%.
Топ-10 брендов универсальной косметики по стоимостному объёму в 2019 году
Рейтинг |
Бренд |
Производитель |
Объём продаж, млн руб. |
Доля, % |
Прирост, % |
1 |
Боро Плюс |
Emami |
508,9 |
5,8% |
0,5% |
2 |
La Roche-Posay |
L’Oreal |
482,9 |
5,5% |
12,1% |
3 |
Johnsons |
Johnson & Johnson |
340,3 |
3,9% |
-14,2% |
4 |
Avene |
Pierre Fabre |
316,3 |
3,6% |
1,4% |
5 |
Спасатель |
Люми |
312,5 |
3,6% |
0,5% |
6 |
Детский Крем |
Разные |
292,9 |
3,3% |
-3,3% |
7 |
Uriage |
Apharm |
234,7 |
2,7% |
27,3% |
8 |
Витаон |
Литомед |
225,2 |
2,6% |
4,0% |
9 |
Спецмазь |
Шустер Фармасьютикал |
210,3 |
2,4% |
-2,6% |
10 |
Librederm |
Зелдис |
187,5 |
2,1% |
-7,4% |
На второй строчке по месту нанесения – косметика для тела (динамика к прошлому году +5,7% в рублях и -2,0% в упаковках), которая также в основном представлена активной косметикой. Топ-3 включает марки «Лошадиная Сила» (доля 9,3% в рублях) компании «Зелдис», La Roche-Posay (7,3%) и Vichy (7,0%) от L’Oreal.
Российские марки занимают 76,4% группы в упаковках, однако из-за более низкой стоимости на них приходится только 49,0% в рублях.
Отрицательная динамика отмечена всего у двух позиций: «Эмолиума» (-3,6% относительно 2018 года) и Dry Dry (-2,3%).
За счёт заметной динамики на 10-е место в рейтинге поднялось косметическое средство «Неотанин» (+79,9%) фирмы «Интелбио» от зуда при дерматитах, опрелостях, укусах насекомых, грибковой, вирусной инфекции, сухости кожи и т. д. Данный бренд подходит для всей семьи (в том числе для младенцев, беременных и пожилых) и имеет три удобные формы выпуска: крем, лосьон, спрей для разных предпочтений. Упаковки имеют большой выгодный объём (50 и 100 мл).
Топ-10 брендов косметики для тела по стоимостному объёму в 2019 году
Рейтинг |
Бренд |
Производитель |
Объём продаж, млн руб. |
Доля, % |
Прирост, % |
1 |
Лошадиная Сила |
Зелдис |
765,3 |
9,3% |
10,6% |
2 |
La Roche-Posay |
L’Oreal |
597,6 |
7,3% |
17,4% |
3 |
Vichy |
L’Oreal |
572,1 |
7,0% |
0,2% |
4 |
Эмолиум |
Sanofi |
521,7 |
6,4% |
-3,6% |
5 |
Dry Dry |
Сканди Лайн |
444,2 |
5,4% |
-2,3% |
6 |
Липобейз |
Фармтек |
378,7 |
4,6% |
23,6% |
7 |
911 Ваша Служба Спасения |
Твинс-Тек |
354,7 |
4,3% |
0,7% |
8 |
Mustela |
Laboratoires Expanscience |
199,8 |
2,4% |
2,7% |
9 |
Каламин Osher |
Бен Шимон Флорис |
196,7 |
2,4% |
32,9% |
10 |
Неотанин |
Интелбио |
158,6 |
1,9% |
79,9% |
Самой концентрированной оказалась косметика для лица (-2,4% в стоимостном выражении и -5,6% в натуральном эквиваленте): три основных бренда занимают около 60% продаж группы в деньгах: Librederm (доля 23,0%) производства «Зелдис», La Roche-Posay (21,0%) и Vichy (14,7%) корпорации L’Oreal. В этой группе превалирует люксовая косметика (вес около 80% в рублях).
В группе «Косметика для лица» в основном представлены увлажняющие средства (20,5% в руб.; классификатор по действию) и косметика против старения кожи и морщин (32,6% в руб.; классификатор по показанию к применению).
Если в рублях наибольшая доля у зарубежных товаров (62,3%), то в упаковках преимущество остаётся на стороне российских средств (68,1%).
Среди десятки лидеров стоит выделить косметику для лица марки Bioderma (+15,7% относительно предыдущего года), которая отметилась максимальным приростом. А вот бренды «Лора» (-27,6%) и Uriage (-19,0%), наоборот, показали сокращение объёма реализации в аптеках.
Топ-10 брендов косметики для лица по стоимостному объёму в 2019 году
Рейтинг |
Бренд |
Производитель |
Объём продаж, млн руб. |
Доля, % |
Прирост, % |
1 |
Librederm |
Зелдис |
1 654,4 |
23,0% |
-13,0% |
2 |
La Roche-Posay |
L’Oreal |
1 510,9 |
21,0% |
8,0% |
3 |
Vichy |
L’Oreal |
1 057,8 |
14,7% |
-0,9% |
4 |
Bioderma |
Bioderma Laboratories |
361,8 |
5,0% |
15,7% |
5 |
Avene |
Pierre Fabre |
289,9 |
4,0% |
-0,5% |
6 |
Filorga |
Laboratories Filorga |
254,5 |
3,5% |
0,9% |
7 |
Uriage |
Apharm |
249,0 |
3,5% |
-19,0% |
8 |
Кора |
Кора Компания |
176,6 |
2,5% |
-10,7% |
9 |
Novosvit |
Народные Промыслы |
107,4 |
1,5% |
-2,5% |
10 |
Лора |
Эвалар |
107,2 |
1,5% |
-27,6% |