Аптечная косметика: обзор продаж основных групп в 2019 г.

Новость

За последние несколько лет номенклатура аптечного ассортимента заметно расширилась, в том числе и за счёт включения новых позиций косметических средств, которые стали его неотъемлемой частью. Каждой аптеке важно иметь оптимальный портфель косметической продукции, что будет способствовать не только большему охвату целевой аудитории потребителей, но и позволит удержаться на рынке и развиваться в дальнейшем. К тому же, сбалансированный портфель сопутствующих товаров повышает рейтинг аптеки, обеспечив имидж аптечного учреждения с самыми необходимыми товарами.

Аптечная косметика по итогам 2019 года заняла третье место (после лекарственных препаратов и БАД) в структуре продаж аптек. В 2019 году ёмкость рынка аптечной косметики выросла на 1,9% в стоимостном выражении и сократилась на 3,8% в натуральном эквиваленте относительно 2018 года. Таким образом, объём реализации косметических средств через аптечный сегмент составил 185,2 млн упаковок стоимостью 45,8 млрд рублей. Темпы прироста рынка постепенно замедляются, в упаковках динамика даже ушла в отрицательную зону, вернув показатель объёма на уровень ниже 2015 года. Это связано с переключением потребителя на другие каналы, а также нежеланием сетей уменьшать наценку на косметические средства. 

Динамика объёма продаж аптечной косметики в России

кос19.png

Косметические средства можно классифицировать по различным основаниям: по цене, назначению, форме выпуска, возрастному критерию и т. д. Рассмотрим основные группы косметики по целевому назначению (т. е. месту нанесения): в 2019 году наиболее востребованной стала универсальная косметика (19,2% в рублях и 34,6% в упаковках), средства для тела (18,0% и 14,9% соответственно), а также средства для лица (15,8% и 7,2% соответственно), свидетельствуют данные DSM Group.

Структура продаж аптечной косметики по целевому назначению в 2019 году

кос191.png

Аптека предлагает клиентам широкий выбор косметических средств в различных формах выпуска и с различным целевым предназначением. При этом наиболее популярной косметикой у клиентов аптек оказалась универсальная (на её долю пришлось 34,6% от объёма продаж в упаковках). Это не удивительно, так как в структуре универсальных косметических средств более половины рынка занимают бренды лечебной косметики, свыше 70% продаж приходятся на средства для всех категорий по возрасту и социальной группе. В рублях также наибольший вес у многофункциональных косметических средств – 19,2%. При сравнении с 2018 годом объём реализации самой востребованной группы вырос на 2,2% в рублёвом эквиваленте, однако в натуральном выражении продажи упали на 4,6%.

75,2% продаж в упаковках занимают отечественные продукты, в деньгах рынок примерно поделён пополам между российской и зарубежной универсальной косметикой.

Лидерами в группе многофункциональной косметики в 2019 году являются марки «Боро Плюс» (удельный вес 5,8% в рублях) производства Emami, La Roche-Posay (5,5%) корпорации L’Oreal, а также бренд Johnsons (3,9%) от компании Johnson & Johnson, который показал максимальный темп снижения – на 14,2%.

Особенно стоит выделить косметические средства на основе термальной воды Uriage производителя Apharm: относительно 2018 года реализация многофункциональных средств данной марки возросла на 27,3%.

Топ-10 брендов универсальной косметики по стоимостному объёму в 2019 году

Рейтинг

Бренд

Производитель

Объём продаж, млн руб.

Доля, %

Прирост, %

1

Боро Плюс

Emami

508,9

5,8%

0,5%

2

La Roche-Posay

L’Oreal

482,9

5,5%

12,1%

3

Johnsons

Johnson & Johnson

340,3

3,9%

-14,2%

4

Avene

Pierre Fabre

316,3

3,6%

1,4%

5

Спасатель

Люми

312,5

3,6%

0,5%

6

Детский Крем

Разные

292,9

3,3%

-3,3%

7

Uriage

Apharm

234,7

2,7%

27,3%

8

Витаон

Литомед

225,2

2,6%

4,0%

9

Спецмазь

Шустер Фармасьютикал

210,3

2,4%

-2,6%

10

Librederm

Зелдис

187,5

2,1%

-7,4%

На второй строчке по месту нанесения – косметика для тела (динамика к прошлому году +5,7% в рублях и -2,0% в упаковках), которая также в основном представлена активной косметикой. Топ-3 включает марки «Лошадиная Сила» (доля 9,3% в рублях) компании «Зелдис», La Roche-Posay (7,3%) и Vichy (7,0%) от L’Oreal.

Российские марки занимают 76,4% группы в упаковках, однако из-за более низкой стоимости на них приходится только 49,0% в рублях.

Отрицательная динамика отмечена всего у двух позиций: «Эмолиума» (-3,6% относительно 2018 года) и Dry Dry (-2,3%).

За счёт заметной динамики на 10-е место в рейтинге поднялось косметическое средство «Неотанин» (+79,9%) фирмы «Интелбио» от зуда при дерматитах, опрелостях, укусах насекомых, грибковой, вирусной инфекции, сухости кожи и т. д. Данный бренд подходит для всей семьи (в том числе для младенцев, беременных и пожилых) и имеет три удобные формы выпуска: крем, лосьон, спрей для разных предпочтений. Упаковки имеют большой выгодный объём (50 и 100 мл).

Топ-10 брендов косметики для тела по стоимостному объёму в 2019 году

Рейтинг

Бренд

Производитель

Объём продаж, млн руб.

Доля, %

Прирост, %

1

Лошадиная Сила

Зелдис

765,3

9,3%

10,6%

2

La Roche-Posay

L’Oreal

597,6

7,3%

17,4%

3

Vichy

L’Oreal

572,1

7,0%

0,2%

4

Эмолиум

Sanofi

521,7

6,4%

-3,6%

5

Dry Dry

Сканди Лайн

444,2

5,4%

-2,3%

6

Липобейз

Фармтек

378,7

4,6%

23,6%

7

911 Ваша Служба Спасения

Твинс-Тек

354,7

4,3%

0,7%

8

Mustela

Laboratoires Expanscience

199,8

2,4%

2,7%

9

Каламин Osher

Бен Шимон Флорис

196,7

2,4%

32,9%

10

Неотанин

Интелбио

158,6

1,9%

79,9%

Самой концентрированной оказалась косметика для лица (-2,4% в стоимостном выражении и -5,6% в натуральном эквиваленте): три основных бренда занимают около 60% продаж группы в деньгах: Librederm (доля 23,0%) производства «Зелдис», La Roche-Posay (21,0%) и Vichy (14,7%) корпорации L’Oreal. В этой группе превалирует люксовая косметика (вес около 80% в рублях).

В группе «Косметика для лица» в основном представлены увлажняющие средства (20,5% в руб.; классификатор по действию) и косметика против старения кожи и морщин (32,6% в руб.; классификатор по показанию к применению).

Если в рублях наибольшая доля у зарубежных товаров (62,3%), то в упаковках преимущество остаётся на стороне российских средств (68,1%).

Среди десятки лидеров стоит выделить косметику для лица марки Bioderma (+15,7% относительно предыдущего года), которая отметилась максимальным приростом. А вот бренды «Лора» (-27,6%) и Uriage (-19,0%), наоборот, показали сокращение объёма реализации в аптеках.

Топ-10 брендов косметики для лица по стоимостному объёму в 2019 году

Рейтинг

Бренд

Производитель

Объём продаж, млн руб.

Доля, %

Прирост, %

1

Librederm

Зелдис

1 654,4

23,0%

-13,0%

2

La Roche-Posay

L’Oreal

1 510,9

21,0%

8,0%

3

Vichy

L’Oreal

1 057,8

14,7%

-0,9%

4

Bioderma

Bioderma Laboratories

361,8

5,0%

15,7%

5

Avene

Pierre Fabre

289,9

4,0%

-0,5%

6

Filorga

Laboratories Filorga

254,5

3,5%

0,9%

7

Uriage

Apharm

249,0

3,5%

-19,0%

8

Кора

Кора Компания

176,6

2,5%

-10,7%

9

Novosvit

Народные Промыслы

107,4

1,5%

-2,5%

10

Лора

Эвалар

107,2

1,5%

-27,6%

 

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.