ПРЕССА: Свое лекарство ближе к дому\\ "КОММЕРСАНТЪ"

Новость

Граждане зачастили в аптеки шаговой доступности

Несмотря на то что ажиотажный спрос на препараты в марте этого года помог аптечным сетям нарастить продажи, их совокупная доля впервые сократилась. По итогам первого квартала топ-30 представителей фармацевтической розницы заняли суммарно 62,3% рынка против 64% годом ранее. Снижению доли поспособствовал удаленный режим работы, на который многие компании перешли уже в марте. В результате потребители стали ходить в аптеки ближе к дому, а ими зачастую оказывались небольшие точки.

По итогам первого квартала 2020 года большинство крупнейших российских аптечных сетей существенно увеличили динамику роста продаж год к году. Так, согласно рейтингу DSM Group, с которым ознакомился “Ъ”, объем реализации аптечной сети «Ригла» увеличился на 27% по сравнению с первым кварталом 2019 года — до 24,6 млрд руб., тогда как годом ранее показатель динамики роста составлял только 19%. Сеть «36,6» нарастила продажи на 22%, до 15,2 млрд руб., при нулевой динамике в прошлом году. В аптеках «Апрель» за тот же период было реализовано товара на 11,9 млрд руб.— на 56% больше аналогичного показателя 2019 года, когда рост составлял 37%.

Увеличение динамики роста продаж в DSM Group связывают с ажиотажным спросом на аптечный ассортимент в марте. Этому, в свою очередь, поспособствовало падение курса рубля и опасение роста цен на препараты, а также распространение COVID-19. Так, в середине месяца участники рынка отмечали всплеск продаж на 50% вместо характерных для этого времени 10%.

Но на этом позитивные моменты для рынка фармритейла закончились. Хотя за первый квартал отдельные сети и смогли нарастить объемы выручки, но совокупная доля на рынке 30 крупнейших российских аптечных сетей впервые за долгое время сократилась: с 64% до 62,3%.

Уже в середине марта многие компании перешли на удаленный режим работы, что привело к изменению клиентских потоков, обращает внимание гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Он поясняет, что потребители стали покупать лекарства в аптеках у дома, которые зачастую не принадлежат крупным сетям. В результате, не исключает эксперт, небольшие игроки могли нарастить продажи даже больше, чем те, которые входят в тридцатку крупнейших ритейлеров. По словам Сергея Шуляка, эта тенденция сохранится даже после снятия ограничений, потому что после отмены карантина многие потребители все равно будут опасаться выходить из дома на дальние расстояния.

Впрочем, игроки рынка считают падение совокупной доли крупнейших игроков незначительным. Гендиректор сети «Ригла» Александр Филиппов называет сокращение на 0,7% рыночной погрешностью. «В то время как одни сети-лидеры переживают период стагнации, другие демонстрируют рост»,— настаивает он. Он не считает ажиотажный спрос на препараты на фоне пандемии основной причиной роста продаж. По словам топ-менеджера, «Ригла» увеличила объем реализации в первую очередь за счет органического роста и присоединения новых аптек.

В то же время некоторые игроки рынка продемонстрировали падение продаж или лишь незначительный прирост. Так, согласно рейтингу DSM Group, продажи сети «Алоэ» сократились на 11%, до 1,7 млрд руб., против роста на 16% годом ранее. Не смогли нарастить продажи и «Петербургские аптеки», которые увеличили отрицательную динамику с 3% годом ранее до 8% в первом квартале 2020 года. Сеть «Вита» увеличила объем реализации только на 14%, до 12,2 млрд руб., при росте на 47% годом ранее. Эта ситуация могла произойти потому, что у некоторых игроков рынка не оказалось в наличии тех товаров, спрос на которые резко подскочил, поясняет Сергей Шуляк. По этой же причине некоторые фармдистрибуторы смогли продемонстрировать больший, по сравнению с конкурентами, рост продаж. Так, по итогам первого квартала в этом сегменте снова сменился крупнейший игрок — им стала ФК «Пульс», объем отгрузок которой вырос на 27%, тогда как у ее ближайшего конкурента ЦВ «Протек» только на 12%. Преимущество оказалось у того, на чьих складах было больше товаров, ставших востребованными, например, противовирусные и жаропонижающие средства, отмечал ранее Сергей Шуляк.

https://www.kommersant.ru/doc/4349984

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.