Обзор продаж средств ухода за больными в аптеках в 2015 году
Предметы ухода за больными — специфическая группа аптечного товара, которая лишний раз подчеркивает социальную значимость аптеки. Это необходимые средства ухода за больными и новорожденными, помогающие осуществлять правильный медицинский уход. Все предметы ухода можно разделить на несколько больших групп:
- изделия из стекла (мочеприемники, градуированные сборники для мочи, ванночки для промывания глаз, молокоотсосы, термометры медицинские максимальные, пипетки, бутылочки для детского питания и др.);
- пластмассовые предметы (моче- и калоприемники, подкладные судна и др);
- резино-тканевые (бандажи дородовые, послеродовые, грыжевые, послеоперационные, чулки, колготки, наколенники, эластичные бинты и др.);
- деревянные (костыли и трости);
- бумажно-латексные (подгузники и салфетки, гигиенические женские и мужские прокладки, компрессная бумага и др.);
- прочие предметы (индивидуальные и автомобильные аптечки, электронагревательные приборы и др.).
Наиболее емкая среди указанных групп – это бумажно-латексные средства для ухода за больными, такие как подгузники, прокладки, пеленки для больных. Именно эту группу рассмотрим более подробно.
По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), в 2014 году в аптеках страны было продано 24,9 млн. упаковок средств для ухода за больными на сумму 5,8 млрд. рублей. Это на 8,2% больше чем за 2013 год в рублях и на 0,3% в упаковках.
Средневзвешенная стоимость одной упаковки средств для ухода за больными в ценах закупки по итогам 2014 года составила 234 рубля - это на 7,9% больше, чем в 2013 году. Максимальный рост цен коснулся группы «урологические трусы» (+14,9%) и «урологические подгузники» (+13,9%).
В начале 2015 года объем продаж в стоимостном выражении средств для ухода за больными увеличился на 9,1% к аналогичному периоду 2014 года и составил 1,5 млрд. рублей, в натуральном выражении рынок сократился на 1,3% и составил 5,9 млн. упаковок.
Группа средств для ухода за больными включает порядка 18 типов товаров. Наиболее продаваемые в группе являются урологические подгузники и впитывающие пеленки. Доля урологических подгузников в стоимостном объеме продаж группы составила в 1 квартале 2015 года 48,3%, в натуральном объеме –25,1%.
Среди брендов категории товаров «Урологические подгузники» лидером является бренд SENI, который в сравнении с первым кварталом 2014 года сократил объемы продаж как в рублях, так и в упаковках. Максимальный рост принадлежит бренду TENA: на 40,8% увеличились объемы продаж в рублях и на 23,6% в упаковках.
В целом бренды, представленные в группе «Урологические подгузники» в начале 2015 года увеличили объемы продаж в рублях (+5,8%), однако сократили в упаковках (-9,7%).
Рейтинг брендов категории средств для ухода за больными «Урологические подгузники»
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 1 кв. 2015г./1 кв. 2014 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 1 кв. 2015г./1 кв. 2014 г., упак. |
SENI |
72,2% |
-0,2% |
73,0% |
-14,5% |
TENA |
18,0% |
40,8% |
17,2% |
23,6% |
MOLICARE |
7,5% |
18,0% |
6,4% |
7,8% |
ДРУГИЕ |
2,2% |
-25,2 |
3,4% |
-38,0 |
«Впитывающие пеленки» - это вторая группа по емкости среди средств для ухода за больными, занимающая долю 17,5% в стоимостном объеме и 21,5% в натуральном. Лидером в этой группе также является бренд SENI, однако его доля в 2 раза меньше. При сравнении двух периодов максимальный рост принадлежит бренду TENA (+72,6% в рублях и 51,0% в упаковках), максимальное сокращение – бренду TEREZA (-32,7% в рублях и -36,4% в упаковках). В целом бренды группы в начале 2015 года увеличили стоимостные объемы продаж на 8,4% и уменьшили натуральные на 1,6%.
Рейтинг брендов категории средств для ухода за больными «Впитывающие пеленки»
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 1 кв. 2015г./1 кв. 2014 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 1 кв. 2015г./1 кв. 2014 г., упак. |
SENI |
32,4% |
-10,3% |
27,4% |
-28,5% |
MOLINEA |
18,9% |
-3,3% |
12,5% |
-17,0% |
TENA |
31,4% |
72,6% |
34,2% |
51,0% |
TEREZA |
5,7% |
-32,7% |
4,9% |
-36,4% |
АНГЕЛИНА |
4,6% |
0,8% |
12,2% |
10,6% |
ДРУГИЕ |
7,0% |
31,7% |
8,8% |
27,9% |
Средневзвешенная стоимость упаковки средств для ухода за больными по итогам первого квартала 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года выросла на 10,5% и составила 254 рубля. Среди первых десяти наиболее емких брендов максимальный рост стоимости упаковки «показали» бренды MOLINEA (+15,7%) и SENI (+15,1%), минимальный – MOLIPANTS (+8,9%).