На покупку лекарств для льготников освоено 67,3 млрд. рублей. Обзор сегмента льготного лекарственного обеспечения в 1-ом полугодии 2015 года
Компания «Группа ДСМ» (DSM Group) провела аудит фармацевтического рынка России в сегменте льготного лекарственного обеспечения по подпрограммам «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами» (ОНЛС) и «Высокоразвитые нозологии» (ВЗН).
За первое полугодие 2015 года по программе льготного лекарственного обеспечения было закуплено 41,8 млн упаковок препаратов на сумму 67,3 млрд. рублей. В сравнении с первыми шестью месяцами прошлого года объемы закупок в упаковках увеличились на 5,7%, а в рублях на 27,8%. Отечественных препаратов в упаковках в этом году закупили на 0,9% меньше, а вот доля импортных выросла на 11,7%.
На закупку препаратов по подпрограмме ОНЛС потрачено за первое полугодие 2015 года около 30 млрд. руб, что на 48% больше, чем за первое полугодие 2014 года. В целом, на обеспечение льготных категорий граждан на 2015 год правительством было запланировано около 31 млрд. руб.
Для граждан, страдающих редкими заболеваниями и попадающими под программу ВЗН, уже приобретены препараты на сумму 37,4 млрд. руб., что на 15% выше объема денежных средств, затраченных за первую половину прошлого года.
С 2015 года расширен перечень лекарств, закупаемых по программе «7 Нозологий» для лечения редких, но очень дорогостоящих заболеваний. В список включили несколько новых препаратов, в частности, современное лекарство для лечения болезни Гоше (недостаточность фермента глюкоцереброзидазы, которое приводит к увеличению селезенки, печени). Доля новых МНН (ЛЕНАЛИДОМИД, ВЕЛАГЛЮЦЕРАЗА АЛЬФА, ФАКТОР СВЕРТЫВАНИЯ КРОВИ VIII+ФАКТОР ВИЛЛЕБРАНДА, МОРОКТОКОГ АЛЬФА) пока в объеме закупок несущественна, около 1%. Наибольший рост пришелся на МНН ИМАТИНИБ (в 2, 5 раза), за счет увеличения закупок отечественного ФИЛАХРОМИН ФС (Ф-СИНТЕЗ) более чем в 4 раза.
Около 50% стоимостных объемов закупки приходится, как и в прошлом году, на препараты группы «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» [L]. В сравнении с первым полугодием 2014 года в текущем году, не смотря на прирост (+21,2%), доля группы упала на 2,7%.
Максимальный прирост среди препаратов рейтинга десяти первых АТС групп принадлежит лекарственным препаратам группы «Противомикробные препараты для системного использования» [J] (+185,7%), отрицательный прирост – «Препараты для лечения органов чувств» [S] (-3,3%).
В рейтинге натуральных объемов продаж лидирующие позицию занимают две АТС группы первого уровня «Пищеварительный тракт и обмен веществ» [А] (доля 27,4%) и «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы» [С] (доля 27,3%).
Максимальный прирост принадлежит препаратам группы «Пищеварительный тракт и обмен веществ» [А] (+28,7%), минимальный – «Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы» (-29,4%).
В первом полугодии 2015 года рейтинг брендов значительно отличается от рейтинга 2014 года. Впервые с начала программы ДЛО бренд МАБТЕРА не попал в ТОР-10 стоимостных объемов закупок: 12 место и -79,6%. Его место занял отечественный противоопухолевый препарат БОРАМИЛАН ФС производителя ЗАО «Ф-СИНТЕЗ». На второй строчке также отечественный «бренд-новичок» АЦЕЛЛБИЯ компании ЗАО «БИОКАД». Бренд КОПАКСОН-ТЕВА удержал третье место, увеличив объемы закупки на 39,1%.
ТОР-10 брендов стоимостных объемов продаж за 1 полугодие 2015 года
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Доля, 1 полугодие 2015 |
Прирост 1 полугодие 2015 г./ 1 полугодие 2014 г. |
1 |
Не закупался |
БОРАМИЛАН ФС |
7,0% |
|
2 |
Не закупался |
АЦЕЛЛБИЯ |
6,3% |
|
3 |
0 |
КОПАКСОН-ТЕВА |
5,3% |
39,1% |
4 |
+1 |
ГЕНФАКСОН |
3,5% |
57,8% |
5 |
-3 |
ВЕЛКЕЙД |
2,9% |
-68,3% |
6 |
0 |
ЛАНТУС |
2,9% |
45,0% |
7 |
-3 |
КОАГИЛ |
2,8% |
-0,4% |
8 |
+6 |
ФИЛАХРОМИН ФС |
2,7% |
326,4% |
9 |
+2 |
ОКТАНАТ |
2,3% |
52,7% |
10 |
-3 |
РЕКОМБИНАТ |
2,3% |
22,4% |
В рейтинге натуральных объемов закупки также произошли существенные изменения: лидер прошлых периодов бренд БИСОПРОЛОЛ спустился на 18 позиций вниз, сократив объемы закупки на 63,6%.
Первое место, поднявшись на одну строчку, занял бренд АЦЕКАРДОЛ (+59,6%) компании АКО ОАО «СИНТЕЗ». Существенно увеличились объемы закупки еще одного отечественного препарата ВЕРОШПИЛАКТОН: +6 строчек в рейтинге и +68,1% к объемам продаж прошлого периода. На третьем месте остается препарат компании KRKA – ЛОРИСТА (-8,0%).
ТОР-10 брендов натуральных объемов продаж за 1 полугодие 2015 года
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Доля, 1 полугодие 2015 |
Прирост 1 полугодие 2015 г./ 1 полугодие 2014 г. |
1 |
+1 |
АЦЕКАРДОЛ |
3,4% |
59,6% |
2 |
+6 |
ВЕРОШПИЛАКТОН |
1,9% |
68,1% |
3 |
0 |
ЛОРИСТА |
1,7% |
-8,0% |
4 |
0 |
БЕРОДУАЛ |
1,7% |
-4,4% |
5 |
0 |
ХУМУЛИН |
1,6% |
4,5% |
6 |
0 |
АТОРИС |
1,4% |
0,4% |
7 |
+4 |
ЛАНТУС |
1,4% |
45,2% |
8 |
+8 |
ФОРМЕТИН |
1,3% |
88,1% |
9 |
+4 |
ДИАБЕТОН |
1,3% |
66,5% |
10 |
-3 |
АМИНАЗИН |
1,2% |
9,7% |
Обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами в настоящий момент находится под четким контролем министерства здравоохранения. В апреле 2015 года Владимир Путин поручил правительству провести мониторинг доступности лекарственных препаратов, предоставляемых в рамках льготного лекарственного обеспечения. По данным на август запасы лекарственных препаратов для льготных категорий граждан в России превышают четырехмесячную потребность.