Рейтинг аптечных сетей по итогам 2020 года

Рейтинг

Аптечные сети: Итоги 2020

Чем примечателен для аптечной розницы 2020 год? В первую очередь, воплощением в жизнь тех законодательных инициатив, которые на протяжении длительного периода находились в стадии проектов. Во-вторых, влиянием распространения коронавирусной инфекции и изменением тех трендов, которые стали неотъемлемой частью развития аптечного сегмента. Все это заметно меняет бизнес-среду, выстраивание которой происходило последние 20 лет.

В обстановке коронакризиса указ Президента ускорил принятие закона о дистанционной продаже лекарств. И в апреле 2020 года в России разрешили онлайн-продажу безрецептурных препаратов. Пандемия и связанные с ней ограничения стали катализаторов для воплощения этого решения в жизнь.

На конец 2020 года около 350 юридических лиц получили разрешение на онлайн-торговлю лекарственными средствами (это порядка 110 аптечных сетей или 12 тыс. точек продаж).

Объем аптечного eCom в 2020 году составил порядка 93,2 млрд. руб. (совокупно ЛП и парафармацевтика), что соответствует 6,6% от емкости аптечного рынка. В конце года в декабре она уже была на уровне 8,2%. Но если динамика продаж на рынке в целом – это порядка 10%, то оборот, который пришелся на «онлайн», вырос по сравнению с 2019 годом на 62%.  

Рейтинг сервисов дистанционного заказа по обороту в 2020 году

Рейтинг

Сервис дистанционного заказа

Количество точек продаж

Объем, млрд. руб.

Прирост оборота по сравнению с

Доля на коммерче-ском сегменте,

2020

2019

1

Аптека.ру

15 867

50,1

46%

3,6%

2

Сбер Еаптека

731 (116*)

11,0

96%

0,8%

3

Здравсити

15 828

6,3

134%

0,4%

* количество собственных точек

На протяжении последних 10 лет любой обзор по развитию аптечного сегмента начинался с итогов по консолидации, основным драйвером которой были сделки по слиянию и поглощению участников рынка: крупных и локальных игроков. 2020 год в этом плане также стал уникальным. Процесс объединения сетей за счет покупки носил точечный характер; не было крупных сделок, которые заметно перекроили не только федеральный рейтинг, но и региональный. При этом и развитие компании за счет открытия новых точек также было не столь активно, как до пандемии коронавирусной инфекции.

Это заметно сказалось динамике количества точек в течении года. Если до марта наблюдался традиционный прирост открываемых аптек, то с введением ограничений количество точек начало сокращаться. И только в конце года наметилась слабая положительная динамика. По данным на декабрь 2020 года в стране работало 64,5 тыс. аптек. Это всего на 1,5% выше, чем годом ранее (+540 точек)

 

Емкость аптечного рынка в 2020 году составила 1 407 млрд. руб. (+10% к прошлому году). Суммарно ТОП-20 сетей выросли в 2020 году на 15% к аналогичному периоду 2019 года. Доля ТОП-20 составила 68%, что на 3% выше показателя 2019 года. В 2020 году ТОП-20 объединяет 36 тыс. аптек, что на 16% больше чем в 2019 году.

Лидером по приросту количества точек стала «АСНА». По итогам года она объединяет на 2 555 аптек больше, чем в 2019 году. Среди традиционных аптечных сетей список по консолидации возглавляет аптечная сеть «Апрель» (+413 точек), при этом она стала присутствовать уде в 53 субъектах РФ (на 5 регионов больше, чем в 2019 году). «Ригла» показала прирост в 290 точек. Далее следует компания «Имплозия», которая увеличилась на 240 аптек.

Меньше всего по количеству точек в 2020 году приросла сеть «Магнит» - всего на 1 аптеку. На протяжении года компания активно открывала аптеки: порядка 200 аптек, в результате на 1 сентября сеть насчитывала 1326 точек. Но в 4 квартале ретейлер занялся оптимизацией, что привело к закрытию 185 неэффективных точек. В январе 2021 года будет закрыто ещё порядка 70 объектов. Всего на конец 2020 года сеть насчитывает 1 158 точек.

 В таблице приведем рейтинг аптечных сетей в коммерческом секторе с количественными и стоимостными показателями развития в 2020 году.                  


Рейтинг аптечных объединений по обороту в 2020 году

Рейтинг

Аптечные сети

Объем, млрд. руб.

Доля на коммерче-ском сегменте,

2020

Прирост оборота по сравнению с

Количество точек продаж

2019

1

АСНА

202,9

14,4%

13%

11 900

2

Ригла

94,4

6,7%

17%

3 136

3

Эркафарм

67,6

4,8%

4%

1 079

4

Аптечная сеть «36,6»

60,0

4,3%

17%

1 461

5

Планета здоровья

59,5

4,2%

29%

1 826

6

Апрель

52,1

3,7%

33%

1 892

7

Нео-Фарм

51,5

3,7%

17%

820

9

Имплозия

50,6

3,6%

5%

3 305

8

ИРИС

50,3

3,6%

13%

1 792

10

Вита (Самара)

46,9

3,3%

11%

1 817

11

Фармленд

35,5

2,5%

18%

1 320

12

Мелодия здоровья

25,5

1,8%

22%

842

13

Фармаимпекс

22,8

1,6%

3%

661

14

Максавит

21,0

1,5%

25%

664

15

Аптека от склада

18,1

1,3%

-6%

841

16

Здоров.ру

16,1

1,1%

1%

90

17

Фармацевт+

14,2

1,0%

5%

510

18

Невис

13,1

0,9%

30%

546

19

Губернские аптеки

12,7

0,9%

32%

351

20

Магнит

12,6

0,9%

147%

1 158

21

ИДЕЯ

10,8

0,8%

8%

210

22

Петербургские аптеки

8,9

0,6%

4%

86

23

Здоровье (Усть-Лабинск)

8,1

0,6%

21%

176

24

Алоэ

7,4

0,5%

21%

272

25

Монастырёв.рф

7,4

0,5%

27%

96

26

Антей

6,9

0,5%

6%

495

27

Фармэконом

6,5

0,5%

3%

162

28

Надежда-Фарм

5,9

0,4%

57%

300

29

Эдельвейс

5,8

0,4%

1%

206

30

Волгофарм

5,6

0,4%

9%

156

31

Аптечные традиции

5,3

0,4%

24%

326

32

Гармония здоровья

4,3

0,3%

17%

152

33

Алия-Фарм

4,1

0,3%

2%

138

34

Фармация НН

3,9

0,3%

9%

280

35

Советская аптека

3,8

0,3%

5%

288

36

Дешевая аптека

3,6

0,3%

-20%

80

37

Ваша №1

3,5

0,3%

26%

60

38

Диалог

3,3

0,2%

2%

70

39

Сердце России

3,2

0,2%

10%

211

40

О'Вита

3,0

0,2%

9%

102

41

Вита-плюс

2,9

0,2%

33%

197

42

Арбик

2,7

0,2%

35%

140

43

Брянскфармация

2,7

0,2%

31%

138

44

МФК Северо-Запад

2,5

0,2%

31%

94

45

Фармия

2,4

0,2%

37%

158

46

Семейная аптека (Благовещенск)

2,4

0,2%

-6%

195

47

Биотэк

2,1

0,1%

11%

264

48

Столичные аптеки

2,0

0,1%

13%

73

49

Вита Норд

2,0

0,1%

9%

84

50

МРФК

1,9

0,1%

62%

57

 Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные аптечных сетей

Вопрос о степени и глубине государственного регулирования аптечного рынка поднимается с регулярной периодичностью. Так, в феврале 2021 года в первом чтении приняли поправки в законы «Об обращении лекарственных средств» и «Об основах охраны здоровья», которые вводят ограничения на количество аптек в крупных сетях (не более 20% по доле в регионе). Документ законодательно закрепляет понятия «аптечная сеть» и «передвижной аптечный пункт».

Более важным для отрасли видится поправка в законе, которая регламентирует величину бонусов от производителей на уровне 5% и ограничивает отсрочки оплаты дистрибьюторам 90 днями. Сроки оборота товаров в аптечной рознице более длительные, чем в торговых сетях. Поэтому регулирование отсрочки платежей может повлечь за собой образование кассовых разрывов, в этом случае крупные аптечные сети будут быстрее восполнять эти разрывы из-за больших объемов находящейся у них в обороте продукции.   


Рейтинг маркетинговых ассоциаций по обороту в 2020 году


 

Рейтинг

Маркетинговая ассоциация

Количество точек продаж

Объем, млрд. руб.

Прирост оборота по сравнению с

Доля на коммерче-ском сегменте,

2020

2019

Pharmmarket.ru

9 170

218,55

50%

15,5%

 

ПроАптека

7 589

118,21

44%

8,4%

 

МФО

5 277

92,32

33%

6,6%

 

Созвездие

4 410

62,33

136%

4,4%

 

Весна

1 453

21,95

19%

1,6%

Ограничение маркетинговых бонусов будет способствовать вымыванию дешевых препаратов с рынка, а также спровоцирует рост цен на препараты, так как аптекам придётся переложить потерю бонусов на потребителя. Сильнее всего от принятия такой инициативы могут пострадать одиночные аптеки и некрупные локальные сети, которые в настоящий момент получают дополнительный доход, участвуя в различных маркетинговых ассоциациях, которые за счет привлечения большого числа аптек могут представлять им акции производителей.

 

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.