Аптечные сети: Итоги 2020
Чем примечателен для аптечной розницы 2020 год? В первую очередь, воплощением в жизнь тех законодательных инициатив, которые на протяжении длительного периода находились в стадии проектов. Во-вторых, влиянием распространения коронавирусной инфекции и изменением тех трендов, которые стали неотъемлемой частью развития аптечного сегмента. Все это заметно меняет бизнес-среду, выстраивание которой происходило последние 20 лет.
В обстановке коронакризиса указ Президента ускорил принятие закона о дистанционной продаже лекарств. И в апреле 2020 года в России разрешили онлайн-продажу безрецептурных препаратов. Пандемия и связанные с ней ограничения стали катализаторов для воплощения этого решения в жизнь.
На конец 2020 года около 350 юридических лиц получили разрешение на онлайн-торговлю лекарственными средствами (это порядка 110 аптечных сетей или 12 тыс. точек продаж).
Объем аптечного eCom в 2020 году составил порядка 93,2 млрд. руб. (совокупно ЛП и парафармацевтика), что соответствует 6,6% от емкости аптечного рынка. В конце года в декабре она уже была на уровне 8,2%. Но если динамика продаж на рынке в целом – это порядка 10%, то оборот, который пришелся на «онлайн», вырос по сравнению с 2019 годом на 62%.
Рейтинг сервисов дистанционного заказа по обороту в 2020 году |
Рейтинг |
Сервис дистанционного заказа |
Количество точек продаж |
Объем, млрд. руб. |
Прирост оборота по сравнению с |
Доля на коммерче-ском сегменте, 2020 |
2019 |
|||||
1 |
Аптека.ру |
15 867 |
50,1 |
46% |
3,6% |
2 |
Сбер Еаптека |
731 (116*) |
11,0 |
96% |
0,8% |
3 |
Здравсити |
15 828 |
6,3 |
134% |
0,4% |
* количество собственных точек
На протяжении последних 10 лет любой обзор по развитию аптечного сегмента начинался с итогов по консолидации, основным драйвером которой были сделки по слиянию и поглощению участников рынка: крупных и локальных игроков. 2020 год в этом плане также стал уникальным. Процесс объединения сетей за счет покупки носил точечный характер; не было крупных сделок, которые заметно перекроили не только федеральный рейтинг, но и региональный. При этом и развитие компании за счет открытия новых точек также было не столь активно, как до пандемии коронавирусной инфекции.
Это заметно сказалось динамике количества точек в течении года. Если до марта наблюдался традиционный прирост открываемых аптек, то с введением ограничений количество точек начало сокращаться. И только в конце года наметилась слабая положительная динамика. По данным на декабрь 2020 года в стране работало 64,5 тыс. аптек. Это всего на 1,5% выше, чем годом ранее (+540 точек)
Емкость аптечного рынка в 2020 году составила 1 407 млрд. руб. (+10% к прошлому году). Суммарно ТОП-20 сетей выросли в 2020 году на 15% к аналогичному периоду 2019 года. Доля ТОП-20 составила 68%, что на 3% выше показателя 2019 года. В 2020 году ТОП-20 объединяет 36 тыс. аптек, что на 16% больше чем в 2019 году.
Лидером по приросту количества точек стала «АСНА». По итогам года она объединяет на 2 555 аптек больше, чем в 2019 году. Среди традиционных аптечных сетей список по консолидации возглавляет аптечная сеть «Апрель» (+413 точек), при этом она стала присутствовать уде в 53 субъектах РФ (на 5 регионов больше, чем в 2019 году). «Ригла» показала прирост в 290 точек. Далее следует компания «Имплозия», которая увеличилась на 240 аптек.
Меньше всего по количеству точек в 2020 году приросла сеть «Магнит» - всего на 1 аптеку. На протяжении года компания активно открывала аптеки: порядка 200 аптек, в результате на 1 сентября сеть насчитывала 1326 точек. Но в 4 квартале ретейлер занялся оптимизацией, что привело к закрытию 185 неэффективных точек. В январе 2021 года будет закрыто ещё порядка 70 объектов. Всего на конец 2020 года сеть насчитывает 1 158 точек.
В таблице приведем рейтинг аптечных сетей в коммерческом секторе с количественными и стоимостными показателями развития в 2020 году.
Рейтинг аптечных объединений по обороту в 2020 году |
Рейтинг |
Аптечные сети |
Объем, млрд. руб. |
Доля на коммерче-ском сегменте, 2020 |
Прирост оборота по сравнению с |
Количество точек продаж |
2019 |
|||||
1 |
АСНА |
202,9 |
14,4% |
13% |
11 900 |
2 |
Ригла |
94,4 |
6,7% |
17% |
3 136 |
3 |
Эркафарм |
67,6 |
4,8% |
4% |
1 079 |
4 |
Аптечная сеть «36,6» |
60,0 |
4,3% |
17% |
1 461 |
5 |
Планета здоровья |
59,5 |
4,2% |
29% |
1 826 |
6 |
Апрель |
52,1 |
3,7% |
33% |
1 892 |
7 |
Нео-Фарм |
51,5 |
3,7% |
17% |
820 |
9 |
Имплозия |
50,6 |
3,6% |
5% |
3 305 |
8 |
ИРИС |
50,3 |
3,6% |
13% |
1 792 |
10 |
Вита (Самара) |
46,9 |
3,3% |
11% |
1 817 |
11 |
Фармленд |
35,5 |
2,5% |
18% |
1 320 |
12 |
Мелодия здоровья |
25,5 |
1,8% |
22% |
842 |
13 |
Фармаимпекс |
22,8 |
1,6% |
3% |
661 |
14 |
Максавит |
21,0 |
1,5% |
25% |
664 |
15 |
Аптека от склада |
18,1 |
1,3% |
-6% |
841 |
16 |
Здоров.ру |
16,1 |
1,1% |
1% |
90 |
17 |
Фармацевт+ |
14,2 |
1,0% |
5% |
510 |
18 |
Невис |
13,1 |
0,9% |
30% |
546 |
19 |
Губернские аптеки |
12,7 |
0,9% |
32% |
351 |
20 |
Магнит |
12,6 |
0,9% |
147% |
1 158 |
21 |
ИДЕЯ |
10,8 |
0,8% |
8% |
210 |
22 |
Петербургские аптеки |
8,9 |
0,6% |
4% |
86 |
23 |
Здоровье (Усть-Лабинск) |
8,1 |
0,6% |
21% |
176 |
24 |
Алоэ |
7,4 |
0,5% |
21% |
272 |
25 |
Монастырёв.рф |
7,4 |
0,5% |
27% |
96 |
26 |
Антей |
6,9 |
0,5% |
6% |
495 |
27 |
Фармэконом |
6,5 |
0,5% |
3% |
162 |
28 |
Надежда-Фарм |
5,9 |
0,4% |
57% |
300 |
29 |
Эдельвейс |
5,8 |
0,4% |
1% |
206 |
30 |
Волгофарм |
5,6 |
0,4% |
9% |
156 |
31 |
Аптечные традиции |
5,3 |
0,4% |
24% |
326 |
32 |
Гармония здоровья |
4,3 |
0,3% |
17% |
152 |
33 |
Алия-Фарм |
4,1 |
0,3% |
2% |
138 |
34 |
Фармация НН |
3,9 |
0,3% |
9% |
280 |
35 |
Советская аптека |
3,8 |
0,3% |
5% |
288 |
36 |
Дешевая аптека |
3,6 |
0,3% |
-20% |
80 |
37 |
Ваша №1 |
3,5 |
0,3% |
26% |
60 |
38 |
Диалог |
3,3 |
0,2% |
2% |
70 |
39 |
Сердце России |
3,2 |
0,2% |
10% |
211 |
40 |
О'Вита |
3,0 |
0,2% |
9% |
102 |
41 |
Вита-плюс |
2,9 |
0,2% |
33% |
197 |
42 |
Арбик |
2,7 |
0,2% |
35% |
140 |
43 |
Брянскфармация |
2,7 |
0,2% |
31% |
138 |
44 |
МФК Северо-Запад |
2,5 |
0,2% |
31% |
94 |
45 |
Фармия |
2,4 |
0,2% |
37% |
158 |
46 |
Семейная аптека (Благовещенск) |
2,4 |
0,2% |
-6% |
195 |
47 |
Биотэк |
2,1 |
0,1% |
11% |
264 |
48 |
Столичные аптеки |
2,0 |
0,1% |
13% |
73 |
49 |
Вита Норд |
2,0 |
0,1% |
9% |
84 |
50 |
МРФК |
1,9 |
0,1% |
62% |
57 |
Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные аптечных сетей
Вопрос о степени и глубине государственного регулирования аптечного рынка поднимается с регулярной периодичностью. Так, в феврале 2021 года в первом чтении приняли поправки в законы «Об обращении лекарственных средств» и «Об основах охраны здоровья», которые вводят ограничения на количество аптек в крупных сетях (не более 20% по доле в регионе). Документ законодательно закрепляет понятия «аптечная сеть» и «передвижной аптечный пункт».
Более важным для отрасли видится поправка в законе, которая регламентирует величину бонусов от производителей на уровне 5% и ограничивает отсрочки оплаты дистрибьюторам 90 днями. Сроки оборота товаров в аптечной рознице более длительные, чем в торговых сетях. Поэтому регулирование отсрочки платежей может повлечь за собой образование кассовых разрывов, в этом случае крупные аптечные сети будут быстрее восполнять эти разрывы из-за больших объемов находящейся у них в обороте продукции.
Рейтинг маркетинговых ассоциаций по обороту в 2020 году |
Рейтинг |
Маркетинговая ассоциация |
Количество точек продаж |
Объем, млрд. руб. |
Прирост оборота по сравнению с |
Доля на коммерче-ском сегменте, 2020 |
2019 |
|||||
Pharmmarket.ru |
9 170 |
218,55 |
50% |
15,5% |
|
|
ПроАптека |
7 589 |
118,21 |
44% |
8,4% |
|
МФО |
5 277 |
92,32 |
33% |
6,6% |
|
Созвездие |
4 410 |
62,33 |
136% |
4,4% |
|
Весна |
1 453 |
21,95 |
19% |
1,6% |
Ограничение маркетинговых бонусов будет способствовать вымыванию дешевых препаратов с рынка, а также спровоцирует рост цен на препараты, так как аптекам придётся переложить потерю бонусов на потребителя. Сильнее всего от принятия такой инициативы могут пострадать одиночные аптеки и некрупные локальные сети, которые в настоящий момент получают дополнительный доход, участвуя в различных маркетинговых ассоциациях, которые за счет привлечения большого числа аптек могут представлять им акции производителей.