По итогам третьего квартала 2015 года наблюдается замедление роста фармацевтического рынка России и сокращение его объемов по сравнению с началом года. По прогнозам аналитиков компании DSM Group, прирост составит всего 5,1% в рублевом выражении относительно 3-го квартала 2014 года.
В натуральном выражении наблюдается спад объемов. Изменения объема рынка в упаковках -7,80%, что обусловлено заметным падением рынка в упаковках в 2014 году (-4,5%).
Снижение темпов роста рынка в 3 квартале обусловлено замедлением роста сегмента аптечных продаж лекарственных препаратов: если по итогам 1 полугодия данный сегмент вырос на 22,5%, тогда как в 3 квартале рост составил всего 5,7%. В сентябре же наблюдается даже отрицательная динамика в рублевом выражении (-2%), такой рыночной динамики аптечный сегмент не показывал на протяжении длительного времени.
В натуральном выражении в 3 квартале во всех месяцах продажи лекарств в аптеках падали и снижение превысило -7,5%, тогда как в 1 полугодии 2015 года мы наблюдали положительную динамику. В сентябре объем реализации в упаковках сократился на -15%.
В целом за 9 месяцев 2015 года прирост составил +17,1%.
Одним из драйверов роста рынка является инфляция. В июле-августе 2015 года инфляция была практически нулевая относительно 2-го квартала. И только в сентябре рост цен в аптеках возобновился. Инфляция по итогам сентября составила 1,5% относительно августа. В целом за 9 месяцев рост цен достиг уровня 7,4%. Отметим, что инфляция на лекарства более низкая, чем на другие товарные группы и чем индекс потребительских цен в целом по стране.
- Инфляция на лекарства в большей мере растет за счет повышения цен на лекарства в нерегулируемом секторе, - комментирует директор отдела стратегических исследований Юлия Нечаева.
За 9 месяцев 2015 года инфляция на препараты, не входящие в список ЖНВЛП, составила 10,6%, тогда как на препараты списка ЖНВЛП 1,3%
В кризисный период аптечный парафарм - наиболее уязвимая часть аптечного ассортимента, 2015 год не стал исключением. Несмотря на рост цен в денежном выражении, сегмент показывает скромные показатели - около 11,5% за 1-3 квартал 2015 года. Наиболее пострадавшим сегментом парафарма в 2015 году является косметика, продажи которой падают.
Таблица 1. Объём фармацевтического рынка России по сегментам за 3-й квартал 2015 г.
Сегмент |
Объём, млн. руб |
Прирост |
Объём, млн. упак |
Прирост |
||
3 кв 2014 |
3 кв 2015 |
3 кв 2014 |
3 кв 2015 |
|||
Коммерческий сегмент ГЛС |
157 431 |
166 346 |
5,70% |
999 |
925 |
-7,50% |
Парафармацевтика |
45 217 |
50 156 |
10,90% |
|
|
|
ДЛО |
19 691 |
19 979 |
1,50% |
16 |
13 |
-19,10% |
Госпитальный аудит |
44 694 |
44 194 |
-1,10% |
204 |
187 |
-8,10% |
ИТОГО |
267 033 |
280 675 |
5,10% |
1 220 |
1 125 |
-7,80% |
За 1-3 квартал выросли поставки лекарств по программе льготного лекарственного обеспечения и составили 87 млрд руб., что на 20,7% выше, чем в 2014 году. Однако в упаковках наблюдается спад (-1,70%) по сравнению с 2014 годом.
Сегмент госпитальных закупок вырос на 4% за 1-3 квартал и составил 141 млн. руб, но в натуральном выражении закуплено меньше на 5%, лекарств, чем в 2014 году.
По итогам трех кварталов 2015 года рост фармацевтического рынка России составил в целом 14,3% в рублях и -1,8% в упаковках.
Таблица 2. Объём фармацевтического рынка России по сегментам за 1-3 кв. 2015 г.
Сегмент |
Объём, млн. руб |
Прирост |
Объём, млн. упак |
Прирост |
||
1-3 кв 2014 |
1-3 кв 2015 |
1-3 кв 2014 |
1-3 кв 2015 |
|||
Коммерческий сегмент ГЛС |
472 342 |
553 102 |
17,10% |
3 063 |
3 031 |
-1,00% |
Парафармацевтика |
132 324 |
147 541 |
11,50% |
|
|
|
ДЛО |
72 333 |
87 273 |
20,70% |
56 |
55 |
-1,70% |
Госпитальный аудит |
136 370 |
141 825 |
4,00% |
686 |
651 |
-5,00% |
ИТОГО |
813 369 |
929 740 |
14,30% |
3 805 |
3 738 |
-1,80% |