Фармацевтический рынок России: итоги 3-го квартала 2015 г.

Новость

По итогам третьего квартала 2015 года наблюдается замедление роста фармацевтического рынка России и сокращение его объемов по сравнению с началом года. По прогнозам аналитиков компании DSM Group, прирост составит всего 5,1% в рублевом выражении относительно 3-го квартала 2014 года.

В натуральном выражении наблюдается спад объемов. Изменения объема рынка в упаковках -7,80%, что обусловлено заметным падением рынка в упаковках в 2014 году (-4,5%).

Снижение темпов роста рынка в 3 квартале обусловлено замедлением роста сегмента аптечных продаж лекарственных препаратов: если по итогам 1 полугодия данный сегмент вырос на 22,5%, тогда как в 3 квартале рост составил всего 5,7%. В сентябре же наблюдается даже отрицательная динамика в рублевом выражении (-2%), такой рыночной динамики аптечный сегмент не показывал на протяжении длительного времени.

В натуральном выражении в 3 квартале во всех месяцах продажи лекарств в аптеках падали и снижение превысило -7,5%, тогда как в 1 полугодии 2015 года мы наблюдали положительную динамику. В сентябре объем реализации в упаковках сократился на -15%.

В целом за 9 месяцев 2015 года прирост составил +17,1%.

Одним из драйверов роста рынка является инфляция. В июле-августе 2015 года инфляция была практически нулевая относительно 2-го квартала. И только в сентябре рост цен в аптеках возобновился. Инфляция по итогам сентября составила 1,5% относительно августа. В целом за 9 месяцев рост цен достиг уровня 7,4%. Отметим, что инфляция на лекарства более низкая, чем на другие товарные группы и чем индекс потребительских цен в целом по стране.

- Инфляция на лекарства в большей мере растет за счет повышения цен на лекарства в нерегулируемом секторе, - комментирует директор отдела стратегических исследований Юлия Нечаева.

За 9 месяцев 2015 года инфляция на препараты, не входящие в список ЖНВЛП, составила 10,6%, тогда как на препараты списка ЖНВЛП 1,3%

В кризисный период аптечный парафарм - наиболее уязвимая часть аптечного ассортимента, 2015 год не стал исключением. Несмотря на рост цен в денежном выражении, сегмент показывает скромные показатели - около 11,5% за 1-3 квартал 2015 года. Наиболее пострадавшим сегментом парафарма в 2015 году является косметика, продажи которой падают.

Таблица 1. Объём фармацевтического рынка России по сегментам за 3-й квартал 2015 г.

Сегмент

Объём, млн. руб

Прирост

Объём, млн. упак

Прирост

3 кв 2014

3 кв 2015

3 кв 2014

3 кв 2015

Коммерческий сегмент ГЛС

157 431

166 346

5,70%

999

925

-7,50%

Парафармацевтика

45 217

50 156

10,90%

 

 

 

ДЛО

19 691

19 979

1,50%

16

13

-19,10%

Госпитальный аудит

44 694

44 194

-1,10%

204

187

-8,10%

ИТОГО

267 033

280 675

5,10%

1 220

1 125

-7,80%

За 1-3 квартал выросли поставки лекарств по программе льготного лекарственного обеспечения и составили 87 млрд руб., что на 20,7% выше, чем в 2014 году. Однако в упаковках наблюдается спад (-1,70%) по сравнению с 2014 годом.

Сегмент госпитальных закупок вырос на 4% за 1-3 квартал и составил 141 млн. руб, но в натуральном выражении закуплено меньше на 5%, лекарств, чем в 2014 году.

По итогам трех кварталов 2015 года рост фармацевтического рынка России составил в целом 14,3% в рублях и -1,8% в упаковках.

Таблица 2. Объём фармацевтического рынка России по сегментам за 1-3 кв. 2015 г.

Сегмент

Объём, млн. руб

Прирост

Объём, млн. упак

Прирост

1-3 кв 2014

1-3 кв 2015

1-3 кв 2014

1-3 кв 2015

Коммерческий сегмент ГЛС

472 342

553 102

17,10%

3 063

3 031

-1,00%

Парафармацевтика

132 324

147 541

11,50%

 

 

 

ДЛО

72 333

87 273

20,70%

56

55

-1,70%

Госпитальный аудит

136 370

141 825

4,00%

686

651

-5,00%

ИТОГО

813 369

929 740

14,30%

3 805

3 738

-1,80%

 

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.