Фармацевтический рынок России: Итоги 2015 года

Новость

Фармрынок в 2015 году демонстрировал противоположный тренд с ростом курса доллара и евро: чем выше стоила валюта  в рублевом выражении, тем ниже был прирост фармацевтического рынка к аналогичному периоду 2015 года. Пика «падения» рынок достиг в 4 квартале 2015 года, когда показатели даже в стоимостном выражении были ниже, чем в 4 квартале 2014 года.

По итогам 4 квартала фармацевтический рынок России упал на 9% по сравнению с 4 кварталом 2014 года. По объему упаковок падение составило 17%. Заметим, что падение потребления наблюдается по всем сегментам рынка.

Коммерческий сегмент показал падение на 8% в рублях и на 17% в упаковках. Причем отметим, что в декабре падение к аналогичному периоду 2015 года составило 14% в стоимостном выражении. Такая динамика обусловлена несколькими факторами, в том числе снижением покупательской активности, «теплой» осенью, которая не способствовала росту продаж «сезонных» препаратов для лечения простудных и вирусных заболеваний, а также ажиотажным спросом на лекарства в декабре 2014 года.

Не помогла показать положительные приросты в 2015 году в стоимостном выражении и инфляция. По итогам года цены на лекарства выросли на 10,3%, что чуть ниже общей инфляции по России по всем группам товаров и услуг. Но заметим, что на лекарственные препараты, которые не попадают под ценовое регулирование (препараты, не входящие в список ЖНВЛП), инфляция была заметно выше и составила по итогам года 14,2%.

Государственные закупки также демонстрируют отрицательную динамику, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Таблица 1. Объём фармацевтического рынка России по сегментам за 4-й квартал 2015 г.

Сегмент

Объём, млн руб.

Прирост

Объём, млн упак.

Прирост

4 кв. 2014

4 кв. 2015

4 кв. 2014

4 кв. 2015

Коммерческий сегмент ГЛС

204 445

187 510

-8,3%

1 173

968

-17,4%

Парафармацевтика

50 632

47 563

-6,1%

ДЛО

16 917

14 645

-13,4%

16

12

-27,5%

Госпитальный аудит

70 333

61 893

-12,0%

322

275

-14,6%

ИТОГО

342 327

311 612

-9,0%

1 511

1 255

-16,9%

* курсивом выделены прогнозные значения

«Рынок постепенно замедляется в целом, в ретроспективе за последние 5 лет он достиг 1 трлн 250 млрд рублей, с такими понижающими темпами прироста перспективы на 2016 год выглядят не очень оптимистично  - до 1 трлн 352 млрд рублей. 100 млрд прироста - это практически ничего», - отмечает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Отметим, что коммерческий сегмент ЛП показал в 2015 году один из минимальных увеличений за последние 5 лет, когда все-таки значения приростов измерялись двухзначными величинами. В натуральном выражении потребление лекарств через аптечный канал сокращается уже второй год подряд и достигло показателей 2004-2005 годов.

Также, как в кризис 2008-2009 годов, сектор парафармацевтики на рынке, по генерального директора DSM Group Сергея Шуляка, «ожидаемо уменьшил свои приросты в аптеках». «Когда начинается кризис, прежде всего в аптеках страдают продажи товаров, несвойственных аптекам – сопутствующие, парафармацевтика», - пояснил он.

Таблица 2. Объём фармацевтического рынка России по сегментам за 2015 г.

Сегмент

Объём, млн руб.

Прирост

Объём, млн упак.

Прирост

1-4 кв. 2014

1-4 кв. 2015

1-4 кв. 2014

1-4 кв. 2015

Коммерческий сегмент ГЛС

676 787

740 612

9,4%

4 236

4 000

-5,6%

Парафармацевтика

182 956

195 104

6,6%

ДЛО

89 250

99 421

11,4%

72

66

-8,7%

Госпитальный аудит

206 703

215 194

4,1%

1 007

1 016

0,9%

ИТОГО

1 155 696

1 250 331

8,2%

5 315

5 081

-4,4%

* курсивом выделены прогнозные значения

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.