Обзор аптечных продаж зубных паст в 2021 году

Пресса

Обзор аптечных продаж зубных паст в 2021 году

Маркетинговое агентство DSM Group специализируется на предоставлении панельных и уникальных решений для анализа продаж лекарственных препаратов и парафармацевтических товаров по всем сегментам фармацевтического рынка России и стран СНГ. Результатом работы исследовательской команды DSM Group являются аналитические базы данных, которыми пользуются фармацевтические компании, аптечные сети, дистрибьюторы, маркетплейсы, инвестиционные аналитики и крупные банки, консалтинговые компании и рекламные агентства.

Гигиена полости рта нацелена не только на привлекательную белоснежную улыбку и свежее дыхание, а, прежде всего, на поддержание здоровья и предотвращение развития стоматологических заболеваний. Для эффективного ухода в домашних условиях производители предлагают широкий выбор различных видов средств по уходу за полостью рта: это и зубные щётки для чистки зубов, щёк и языка, и зубные пасты для регулярного ухода, профилактики и лечения заболеваний, и ёршики и нити для очищения межзубного пространства, и бальзамы и ополаскиватели для полосканий, и средства для фиксации и очистки зубных протезов, и пр.

Наибольшую долю в натуральном объёме продаж по итогам 2021 года заняли средства по уходу за протезами – это кремы, гели и порошки для фиксации зубных протезов, таблетки, кремы и гели для чистки, зубные щётки для протезов, фиксирующие прокладки. Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), их вес по итогам года составил 33,8% в упаковках. На втором месте расположились зубные пасты с долей 26,1%, третья строчка – у зубных щёток (10,2%), включая электрические приборы, насадки на них и специализированные детские щётки.

Структура аптечного рынка средств ухода за полостью рта в упаковках, 2021


 

Во многом от правильного выбора зубной пасты зависит здоровье наших зубов и дёсен. Помимо основного предназначения – гигиенического ухода, зубные пасты решают большой спектр задач: профилактика кариеса и предотвращение развития прочих стоматологических заболеваний, снижение чувствительности зубов, укрепление дёсен, устранение неприятного запаха изо рта, уничтожение патогенных бактерий, отбеливание, чистка зубов при ношении брекетов или при использовании электрических щёток и многое другое.

Далее более подробно рассмотрим категорию «зубные пасты». В 2021 году на аптечных полках было представлено свыше 160 брендов зубных паст (1 246 SKU) от 103 производителей. На рынке присутствует множество профессиональных зубных паст с заявленным лечебным эффектом, например, ROCS, «Лакалют», «Сенсодин», которые пользуются наибольшим спросом и являются лидерами по объёму реализации в стоимостном выражении.

Ёмкость аптечного рынка зубных паст в 2021 году составила 12 млн упаковок или 2 787 млн рублей (в розничных ценах). Относительно прошлого года объём продаж паст снизился как в рублях (-1,2%), так и в упаковках (-7,6%). При этом средневзвешенная стоимость одной пасты стала выше на 6,9%, и составила 228 рублей. Устойчивый отрицательный тренд в продажах за последние несколько лет свидетельствует об уходе потребителей в другие каналы реализации.

 Динамика объёма аптечных продаж зубных паст, 2017-2021


   

Аптечный рынок зубных паст практически пополам разделён между брендами российского и зарубежного производства. Но стоит отметить, что отечественные пасты несколько уступают долю на рынке импортным представителям: в денежном выражении их доля составила 46,6%, в натуральном эквиваленте – 49,2%. Средняя цена одной импортной пасты составила 239 руб./упак., отечественной – 216 руб./упак.

 Структура продаж зубных паст по происхождению, 2021



Наибольшим спросом среди покупателей аптек пользуются детские зубные пасты (доля 21,4% в упак.; лидер в группе – бренд ROCS), пасты для защиты дёсен (21,2%; Lacalut), а также средства для комплексного ухода (16,9%; Splat).

Структура продаж зубных паст по назначению в упаковках, 2021



Рынок зубных паст достаточно высоко концентрирован: на десятку ключевых производителей приходится 92,1% аптечного рынка в стоимостном выражении и 89,9% в натуральном эквиваленте. Помимо перестановок внутри топ-10, в рейтинг вошёл 1 новый игрок.

Рейтинг производителей зубных паст по стоимостному объёму продаж, 2021

ТОП-10

Изменение к

2020

Производитель

Объём продаж,

млн руб.

Доля

Прирост к 2020

1

-

Диарси

671,9

24,1%

-4,6%

2

-

Dr.Theiss

496,9

17,8%

-3,5%

3

-

GlaxoSmithKline

431,2

15,5%

-10,7%

4

-

Сплат-Косметика

257,7

9,2%

-7,5%

5

-

Colgate-Palmolive

248,9

8,9%

21,0%

6

-

Премьер-Продукт

169,4

6,1%

15,7%

7

+1

Coswell

123,2

4,4%

44,5%

8

-1

Вертекс

89,1

3,2%

-3,9%

9

-

Unilever

46,3

1,7%

-9,7%

10

+1

Curaden

30,9

1,1%

12,5%

 

Корпорация Curaden (+12,5% в руб.) поднялась на 10-ю строчку с 11-го места за счёт заметного прироста продаж. В портфеле у производителя три бренда зубных паст: Curaprox, Swiss Smile и Curasept. За год реализация основной марки – Curaprox – выросла на 19,6%.

Компания Coswell (+44,5%), выпускающая зубные пасты под марками Biorepair (доля в продажах фирмы – 99,9%; +44,8%) на основе частиц microRepair – кристаллов цинк-замещённого карбонат-гидроксиапатита и Langelica (0,1%; -81,5%), укрепила свои позиции в рейтинге (+1 строчка).

Шесть производителей отметились падением объёма реализации. Максимальный темп снижения продемонстрировали компании GlaxoSmithKline (-10,7%) и Unilever (-9,7%). В ассортименте компании GlaxoSmithKline – 3 марки, и каждая из них отметилась снижением продаж: «Сенсодин» (-10,4%), «Пародонтакс» (-11,0%) и «Аквафреш» (-19,5%). Нидерландская компания Unilever выпускает 6 брендов зубных паст. Падение продаж в первую очередь обусловлено отрицательной динамикой ключевого бренда фирмы – «Лесной Бальзам» (-10,3%).

За год рейтинг брендов претерпел не меньше изменений, перестановки затронули только нижнюю часть таблицы. Тройка лидеров по-прежнему представлена торговыми наименованиями: ROCS (доля 24,0% в руб.), Lacalut (17,8%) и «Сенсодин» (9,0%). Положительную динамику продемонстрировали только три пасты из первой «десятки»: Biorepair (+44,8%; +1 строчка), «Элмекс» (+42,1%; +1 строчка) и President (+16,2%; -1 строчка). У паст фирмы GlaxoSmithKline – «Пародонтакс» (-11,0%) и «Сенсодин» (-10,4%), – наоборот, заметнее прочих сократился объём реализации.

Рейтинг брендов зубных паст по стоимостному объёму продаж, 2021

ТОП-10

Изменение к

2020

Бренд

Объём продаж,

млн руб.

Доля

Прирост к 2020

1

-

ROCS

670,0

24,0%

-4,2%

2

-

Lacalut

496,8

17,8%

-3,5%

3

-

Сенсодин

251,1

9,0%

-10,4%

4

-

Splat

246,0

8,8%

-6,7%

5

-

Пародонтакс

176,5

6,3%

-11,0%

6

+1

Элмекс

171,5

6,2%

42,1%

7

-1

President

168,5

6,0%

16,2%

8

+1

Biorepair

123,1

4,4%

44,8%

9

-1

Асепта

89,1

3,2%

-3,9%

10

-

Colgate

77,4

2,8%

-9,0%

 

Во второй десятке стоит выделить марку Infanetim Technology (+25,8%). Производитель продвигает данную серию паст, как средства профилактики различных заболеваний: Black Line – зубная паста для профилактики гриппа и ОРВИ; Blue Line – продвигается как защита от стафилококка; Green Line – иммунопрофилактика аллергического ринита; Silver Line – онко-иммуно профилактика.

На топ-10 паст по натуральному объёму в 2021 году пришлось 86,6% реализации. Наилучшую динамику за год показал бренд – «Элмекс» (+37,6%). В результате марка поднялась на 3 строчки вверх.

Рейтинг брендов зубных паст по натуральному объёму продаж, 2021

ТОП-10

Изменение к

2020

Бренд

Объём продаж,

тыс. упак.

Доля

Прирост к 2020

1

-

ROCS

2 521

20,6%

-4,7%

2

-

Lacalut

1 990

16,3%

-6,8%

3

-

Splat

1 527

12,5%

-10,0%

4

-

Сенсодин

951

7,8%

-15,5%

5

-

Пародонтакс

880

7,2%

-15,5%

6

-

President

721

5,9%

9,2%

7

+3

Элмекс

597

4,9%

37,6%

8

-1

Лесной Бальзам

533

4,4%

-12,9%

9

-1

Colgate

454

3,7%

-22,4%

10

-1

Асепта

414

3,4%

-8,4%

 

Стоматологи рекомендуют со сменой зубной пасты менять и зубную щётку, однако продажи по количеству тех и других в аптеках не совпадают. В 2021 году было реализовано 4,8 млн упаковок щёток на сумму 1,4 млрд рублей. Динамика данной категории также отрицательная. Так, относительно 2020 года объём продаж снизился на 7,9% в рублях и на 7,3% в упаковках.

Лидером у зубных щёток, как и среди паст, является марка ROCS. На второй строчке расположились щётки Splat, зубная паста с тем же брендом расположилась на 3-й строчке в топ-10. А вот на 3-м месте находятся зубные щётки под брендом President – пасты данной марки расположились на 6-й позиции.

Самыми дешёвыми оказались паста (79 руб./упак.) и щётка (85 руб./упак.) под брендом «Лесной Бальзам». Самыми дорогими – паста (287 руб./упак.) и щётка (332 руб./упак.) у марки «Элмекс».


Бренд

Зубная паста

Зубная щётка

Рейтинг

Доля в упак.

Средневзвешенная цена, руб./упак.

Рейтинг

Доля в упак.

Средневзвешенная цена, руб./упак.

ROCS

1

20,6%

266

1

19,2%

231

Lacalut

2

16,3%

250

6

5,6%

241

Splat

3

12,5%

161

2

15,2%

181

Сенсодин

4

7,8%

264

22

0,2%

282

Пародонтакс

5

7,2%

201

23

0,2%

242

President

6

5,9%

234

3

13,4%

242

Элмекс

7

4,9%

287

12

1,6%

332

Лесной Бальзам

8

4,4%

79

10

2,3%

85

Colgate

9

3,7%

171

5

10,8%

186

Асепта

10

3,4%

215

-

-

-

 

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.