Обзор аптечных продаж зубных паст в январе-октябре 2022 года

Новость

Обзор аптечных продаж зубных паст в январе-октябре 2022 года

 

Состояние зубов и полости рта в целом во многом определяет здоровье и качество жизни человека. Для эффективного ухода в домашних условиях производители предлагают большой выбор различных видов средств по уходу за полостью рта: это и зубные щётки для чистки зубов, щёк и языка, зубные пасты для регулярного ухода и т.д. Аптека – одно из традиционных мест продажи средств данной категории.

Как всегда, лидерами по проданному количеству упаковок в категории средств ухода за полостью рта по итогам января-октября 2022 года вновь стали продукты для ухода за зубными протезами с долей 33,6 % в упаковках. Сюда относятся кремы, гели и порошки для фиксации зубных протезов, фиксирующие прокладки для верхней и нижней челюсти, таблетки, жидкости, гели и щётки для чистки протезов. На второй строчке расположились зубные пасты с долей 26,8 %, третья строчка – у зубных щёток (9,8 %), включая электрические приборы, насадки на них и специализированные детские щётки.


Структура аптечного рынка средств ухода за полостью рта в упаковках, 10м 2022


Во многом от правильного выбора зубной пасты зависит здоровье наших зубов и дёсен. Помимо основного предназначения – ежедневного гигиенического ухода, зубные пасты решают целый спектр задач: профилактика кариеса и предотвращение развития прочих стоматологических заболеваний, снижение чувствительности зубов, укрепление дёсен, устранение неприятного запаха изо рта, уничтожение патогенных бактерий, отбеливание и предотвращение окрашивания, комплексный уход, реминерализация, чистка зубов при ношении брекетов или при использовании электрических щёток и многое другое.

Далее более подробно рассмотрим категорию «зубные пасты».

Зубная паста – один из самых ходовых товаров. По итогам первых 10 месяцев 2022 года на аптечных полках было представлено около 170 брендов зубных паст (1 389 SKU) от 116 производителей. На рынке присутствует множество профессиональных зубных паст с заявленным лечебным эффектом, например, ROCS, «Лакалют», Splat, которые пользуются наибольшим спросом и являются лидерами по объёму реализации в стоимостном выражении.

Ёмкость аптечного рынка зубных паст в январе-октябре 2022 года составила 9,9 млн упаковок или 2 603 млн рублей (в розничных ценах), согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»). Относительно 10 месяцев прошлого года объём продаж паст вырос в рублях (+11,6 %), но при этом снизился в упаковках (-4 %). Таким образом, на увеличения продаж в большей мере повлиял ценовой фактор. Средневзвешенная стоимость одной пачки пасты стала выше на 16,2 %, и составила 264 руб. Устойчивый отрицательный тренд в продажах за последние несколько лет свидетельствует об уходе потребителей в другие каналы реализации.

Динамика объёма аптечных продаж зубных паст, 10м 2018-2022

Аптечный рынок зубных паст практически пополам разделён между брендами российского и зарубежного производства. Но стоит отметить, что отечественные пасты несколько уступают долю на рынке импортным представителям: в денежном выражении их доля составила 44,5 %, в натуральном эквиваленте – 49,4 %. Средневзвешенная стоимость импортной пасты составила 290 руб./упак., отечественной – 238 руб./упак.

Структура продаж зубных паст по происхождению, 10м 2022


Наибольшим спросом среди покупателей аптек пользуются детские зубные пасты (доля 21,4 % в упак.; лидер в группе – бренд ROCS), пасты для защиты дёсен (19,3 %; Lacalut), а также средства для комплексного ухода (17,4 %; Splat).

Структура продаж зубных паст по назначению в упаковках, 10м 2022

Рынок зубных паст достаточно высоко концентрирован: на десятку ключевых производителей приходится 91,8 % аптечного рынка в стоимостном и 88,9 % в натуральном эквиваленте. Помимо перестановок внутри ТОП-10, в рейтинг вошёл 1 новый игрок (Curaden International).

Девять производителей из десяти отметились увеличением объёма реализации. Корпорация Curaden International (+71 % к 10 месяцам 2021 года) поднялась на 10-ю строчку с 11-го места, продемонстрировав максимальный прирост продаж. В портфеле у производителя три бренда зубных паст: Curaprox, Curasept и Swiss Smile. За год реализация брендов Curasept и Curaprox существенно возросла – на 88,2 % и 78,1 % соответственно.

Также укрепили свои позиции в рейтинге за счёт роста продаж компании Coswell и Colgate-Palmolive Group.

Итальянский производитель Coswell (+49,3 %), выпускающий зубные пасты под марками Biorepair, Blanx и Langelica, расположился по итогам 10 месяцев 2022 года на 6-й строчке. Пасты Biorepair (+52,1 %) на основе частиц microRepair – кристаллов цинк-замещённого карбонат-гидроксиапатита, а также отбеливающие пасты и пасты от окрашивания под маркой Blanx (+9,3 %) сыграли основную роль в положительной динамике продаж компании.

В ассортименте компании Colgate-Palmolive Group – 2 марки, и каждая отметилась увеличением продаж: «Элмекс» (+55,5 %) и Colgate (+6 %).

Рейтинг производителей зубных паст по стоимостному объёму продаж, 10м 2022

ТОП-10

Изменение к

10м 2021

Производитель

Объём продаж,

млн руб.

Доля

Прирост к 10м 2021

1

-

Диарси

590,1

22,7%

3,8%

2

-

Dr.Theiss Naturwaren

403,1

15,5%

-5,6%

3

-

GlaxoSmithKline

374,6

14,4%

3,1%

4

+1

Colgate-Palmolive Group

287,1

11,0%

39,4%

5

-1

Сплат-Косметика

240,7

9,2%

15,0%

6

+1

Coswell

158,7

6,1%

49,3%

7

-1

Премьер-Продукт

142,9

5,5%

1,4%

8

-

Вертекс

99,4

3,8%

33,1%

9

-

Unilever

50,8

2,0%

32,4%

10

+1

Curaden International

42,2

1,6%

71,0%

За год рейтинг брендов претерпел заметно больше изменений, перестановки происходили внутри ТОП-10. Тройка лидеров представлена торговыми наименованиями: ROCS (доля 22,6 % в руб.), Lacalut (15,5 %) и Splat (8,9 %).

Положительную динамику продемонстрировали 8 паст из первой «десятки». Наиболее ярко себя проявили «Элмекс» (+55,5 %; +3 строчки), Biorepair (+52,1 %; +1 строчка) и «Асепта» (+33,1 %). Только у двух паст сократился объём реализации – это Lacalut (-5,6 %) и «Сенсодин» (-4,9 %).

Во второй десятке стоит выделить марки Perioe (+145,7 %), Curaprox (+78,1 %) и «Эльгидиум» (+51,2 %).

Рейтинг брендов зубных паст по стоимостному объёму продаж, 10м 2022

За год рейтинг брендов претерпел заметно больше изменений, перестановки происходили внутри ТОП-10. Тройка лидеров представлена торговыми наименованиями: ROCS (доля 22,6 % в руб.), Lacalut (15,5 %) и Splat (8,9 %).

Положительную динамику продемонстрировали 8 паст из первой «десятки». Наиболее ярко себя проявили «Элмекс» (+55,5 %; +3 строчки), Biorepair (+52,1 %; +1 строчка) и «Асепта» (+33,1 %). Только у двух паст сократился объём реализации – это Lacalut (-5,6 %) и «Сенсодин» (-4,9 %).

Во второй десятке стоит выделить марки Perioe (+145,7 %), Curaprox (+78,1 %) и «Эльгидиум» (+51,2 %).

Рейтинг брендов зубных паст по стоимостному объёму продаж, 10м 2022

ТОП-10

Изменение к

10м 2021

Бренд

Объём продаж,

млн руб.

Доля

Прирост к 10м 2021

1

-

ROCS

589,1

22,6%

4,0%

2

-

Lacalut

403,1

15,5%

-5,6%

3

+1

Splat

232,4

8,9%

16,6%

4

+3

Элмекс

216,0

8,3%

55,5%

5

-2

Сенсодин

202,8

7,8%

-4,9%

6

-1

Пародонтакс

167,6

6,4%

13,8%

7

+1

Biorepair

151,2

5,8%

52,1%

8

-2

President

141,5

5,4%

1,0%

9

-

Асепта

99,4

3,8%

33,1%

10

-

Colgate

71,1

2,7%

6,0%

На ТОП-10 паст по натуральному объёму в январе-октябре 2022 года пришлось 85 % реализации зубных паст. Наилучшую динамику за год показали бренды «Элмекс» (+21,4 %) и «Асепта» (+20,3 %). В результате обе марки поднялись на 1 строчку вверх по рейтингу.

Рейтинг брендов зубных паст по натуральному объёму продаж, 10м 2022

ТОП-10

Изменение к

10м 2021

Бренд

Объём продаж,

тыс. упак.

Доля

Прирост к 10м 2021

1

-

ROCS

2 086,0

21,2%

-2,0%

2

-

Lacalut

1 435,9

14,6%

-16,6%

3

-

Splat

1 188,2

12,1%

-4,0%

4

+1

Пародонтакс

705,5

7,2%

-4,4%

5

-1

Сенсодин

667,7

6,8%

-18,0%

6

+1

Элмекс

594,8

6,0%

21,4%

7

-1

President

523,6

5,3%

-13,1%

8

-

Лесной Бальзам

437,7

4,4%

-1,6%

9

+1

Асепта

418,2

4,2%

20,3%

10

-1

Colgate

324,2

3,3%

-17,8%


  Стоматологи рекомендуют со сменой зубной пасты заменять также и зубную щётку, однако продажи по количеству тех и других в аптеках не совпадают. В январе-октябре 2022 года было реализовано 3,6 млн упаковок щёток на сумму 1,2 млрд рублей. Динамика данной категории отрицательная. Так, относительно 10 месяцев 2021 года объём продаж снизился на 0,7 % в рублях и на 9,7 % в упаковках.

Лидером у зубных щёток, как и среди паст, является марка ROCS. На второй строчке расположились щётки Splat, зубная паста с тем же брендом расположилась на 3-й строчке в ТОП-10. А вот на 3-м месте находятся зубные щётки под брендом President – пасты данной марки расположились на 7-й позиции.

Самыми дешёвыми оказались паста (105 руб./упак.) и щётка (98 руб./упак.) под брендом «Лесной Бальзам». Самыми дорогими – паста (363 руб./упак.) и щётка (376 руб./упак.) у марки «Элмекс».

Рейтинг брендов зубных паст и щёток по натуральному объёму продаж, 10м 2022

Бренд

Зубная паста

Зубная щётка

Рейтинг

Доля в упак.

Средневзвешенная цена, руб./упак.

Рейтинг

Доля в упак.

Средневзвешенная цена, руб./упак.

ROCS

1

21,2%

282

1

23,8%

241

Lacalut

2

14,6%

281

6

5,4%

268

Splat

3

12,1%

196

2

15,5%

221

Пародонтакс

4

7,2%

238

20

0,2%

284

Сенсодин

5

6,8%

304

23

0,2%

319

Элмекс

6

6,0%

363

11

1,8%

376

President

7

5,3%

270

3

12,1%

261

Лесной Бальзам

8

4,4%

105

13

1,6%

98

Асепта

9

4,2%

238

-

-

-

Colgate

10

3,3%

219

4

10,8%

170


Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.