Обзор продаж средств для ухода за больными в аптеках за 1 кв. 2016 г.

Новость

Предметы ухода за больными — специфическая группа аптечного товара, которая лишний раз подчеркивает социальную значимость аптеки. Наиболее емкая среди указанных групп – это бумажно-латексные средства для ухода за больными, такие как подгузники, прокладки, пеленки для больных. Именно эту группу рассмотрим более подробно.

По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), в 2015 году в аптеках страны было продано 25,0 млн. упаковок средств для ухода за больными на сумму  6,1 млрд. рублей (в ценах закупки аптек). Это на 5,1% больше чем за 2014 год в рублях и на 0,6% в упаковках.

Средневзвешенная стоимость одной упаковки средств для ухода за больными в ценах закупки по итогам 2015 года составила 244 рубля  - это на 4,5% больше, чем в 2014 году.

В первом квартале 2016 года объем продаж в стоимостном выражении средств для ухода за больными увеличился на 4,7% к аналогичному периоду 2015 года  и составил 1,6 млрд. рублей, в натуральном выражении рынок увеличился на 15,1% и составил 6,9 млн. упаковок.

Группа средств для ухода за больными включает порядка 18 типов товаров. Наиболее продаваемые в группе являются урологические подгузники и впитывающие пеленки. Доля урологических подгузников в стоимостном объеме продаж группы составила в 1 квартале 2016 года 42,9% (48,3%- в 1 квартале 2015 года), в натуральном объеме – 24,2% (25,1% - в 1 квартале 2015 года).

Среди брендов категории товаров «Урологические подгузники» лидером является бренд SENI (доля около 70%), который в сравнении с первым кварталом 2015 года сократил объемы продаж как в рублях, так и в упаковках. Максимальный рост, как и в прошлом году в этот же период,  принадлежит бренду TENA: на 17,5% увеличились объемы продаж в рублях и на 38,7% в упаковках.

В целом бренды, представленные в группе «Урологические подгузники», в начале 2016 года уменьшили объемы продаж как в рублях (-7,2%), так и  в упаковках (-3,3%).

Рейтинг брендов категории средств для ухода за больными  «Урологические подгузники»

Бренд

Доля, руб.

Прирост 1 кв. 2016г./1 кв. 2015 г., руб.

Доля, упак.

Прирост 1 кв. 2016г./1 кв. 2015 г., упак.

SENI

69,6%

-10,7%

68,4%

-9,5%

TENA

22,8%

+17,5%

24,6%

+38,7%

MOLICARE

6,8%

-16,2%

5,8%

-12,8%

ДРУГИЕ

0,8%

+26,0

1,2%

+4,8%

Производители представляют на рынке пачки разного объема: от 2 подгузников в упаковке до 36 подгузников. Наиболее распространенные 2 вида пачек  - по 10 и 30 штук. Доля в стоимостном объеме данных упаковок составляет 49% и 48% соответственно. Но с учетом только, что пачка №30 дороже, в натуральном выражении они занимают 73% и 24% соответственно.

В целом в аптеках за 1 квартал 2016 года было реализовано 20,96 млн. штучек подгузников, что на 2% ниже аналогичного периода 2015 года. В ценах закупки аптек 1 штучка подгузника стоит 32,5 руб., при этом отметим, что стоимость одной штучки подгузника упала 5%. Стоимость  одной штучки подгузника у лидеров рынка колеблется от 31 рубля (TENA) до 34 рублей (MOLICARE). Отметим, что за 1 квартал 2016 года средняя стоимость одного подгузника упала сильнее всего у бренда TENA на 14%.

«Впитывающие пеленки»  - это вторая группа по емкости среди средств для ухода за больными, занимающая  долю 16,0% в стоимостном объеме и 19,1% в натуральном. Лидером в этой группе является бренд TENA, который занимает примерно 40% продаж всех впитывающих пеленок в аптеках. При сравнении двух периодов, как и в прошлом году, максимальный рост принадлежит бренду TENA (+22,2% в рублях и 25,2% в упаковках), максимальное сокращение – бренду MOLINEA (-18,6% в рублях и -26,7% в упаковках). В целом бренды группы в начале 2016 года уменьшили стоимостные объемы продаж на 3,3% и увеличили натуральные на 3,9%.

Рейтинг брендов категории средств для ухода за больными «Впитывающие пеленки»

Бренд

Доля, руб.

Прирост 1 кв. 2016г./1 кв. 2015 г., руб.

Доля, упак.

Прирост 1 кв. 2016г./1 кв. 2015 г., упак.

TENA

40,2%

22,2%

42,1%

25,2%

SENI

31,4%

-2,4%

24,6%

-0,7%

MOLINEA

16,4%

-18,6%

9,2%

-26,7%

АНГЕЛИНА

5,9%

21,4%

16,3%

36,2%

EURON

4,0%

-29,5%

5,6%

-20,3%

ДРУГИЕ

2,1%

-14,6%

2,2%

-15,1%

Средневзвешенная стоимость упаковки средств для ухода за больными  по итогам первого квартала 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года уменьшилась на 9,1% и составила 232 рубля. Сокращение стоимости упаковки  наблюдается в четырех наиболее продающихся группах товаров: урологические подгузники (-4,0%), впитывающие пеленки для взрослых (-6,8%), урологическая прокладка (-0,1%) и трусы-подгузники (2,4%).

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.