По данным Госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, за январь-март 2016 года лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) было закуплено 196 миллионов упаковок лекарственных средств на сумму 43,9 миллиардов рублей. В сравнении с первыми тремя месяцами прошлого года объемы закупок в упаковках упали на 11%, а в рублях на 8%.
Согласно опубликованному 2 декабря 2015 года постановлению правительства, в рамках госзакупки при наличии минимум двух предложений поставить лекарства, произведенные в ЕАЭС, заявки с иностранными препаратами не принимаются. Отечественные препараты в натуральном выражении всегда преобладают в сегменте госпитальных закупок. По итогам 1 квартала 2016 года доля составила 76%. В стоимостном объеме наблюдается рост доли отечественных производителей с 29% в 1 квартале 2015 года до 33% по итогам отчетного периода. Существенно выросли закупки лекарственных препаратов таких производителей, как «Фармасинтез» (Иркутск) (в 3 раза), «Биокад» (в 1,5 раза), «Эском НПК» (в 1,7 раза). Приведены компании из ТОП-20 по объему, показавшие максимальный прирост в стоимостном выражении.
Средневзвешенная стоимость закупленной упаковки лечебными учреждениями составила 223 рублей, что всего на 34% выше, чем в за 1 квартал 2015 года. Импортные препараты закупались в среднем за 630 рублей (снижение 3%), отечественные лекарства на порядок дешевле – за 3 месяца 2016 года средневзвешенная цена была на уровне 96 рублей (это на 17% выше, чем в 2015 году).
Заметим, что рост средневзвешенной стоимости упаковки отечественного препарата в большей мере обусловлен изменением структуры закупок и увеличением доли российских препаратов в сегменте с ценой свыше 500 рублей. Так, если в 1 квартале 2015 года доля ЛП отечественного производства составляла 16,5% в рублях и 25% в упаковках, то по итогам 2016 года доля выросла до 23% и 32% соответственно. Примечательно, что сегмент отечественных препаратов с ценой выше 500 рублей вырос в упаковках на 16% на фоне общего снижения закупок ЛПУ.
Также вырос в натуральном выражении вырос сегмент дешевых импортных препаратов (с ценой до 50 руб.) на 10%. Это связано с закупом конкурентоспособных по цене генериков таких производителей как B.Braun Melsungen, «Белмедпрепараты», Agio Pharmaceuticals.
В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за 3 месяцев 2016 года, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему являются [J]: «Противомикробные препараты для системного использования». Группы [L]: «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» и [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» поменялись местами, соответственно первая заняла вторую строчку.
Максимальный прирост в денежном выражении среди препаратов рейтинга АТС групп принадлежит лекарственным препаратам группы [R]: «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы» (+3%), максимальный отрицательный прирост у группы [M]: «Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы» (-19%).
В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа первого уровня [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь»: за 3 месяца 2016 года было закуплено 75,9 миллионов упаковок лекарственных средств. Отметим, что это единственная группа, у которой не изменились объемы закупок относительно 1 квартала 2015 года. В остальных группах наблюдается падение от 37% до 6%.
Лидерство по объемам закупки лекарственных средств лечебными учреждениями по итогам 1 квартала 2016 года сохранил бренд «Превенар», который занимает долю 3,7% от общего объема сегмента. Второе место у «Натрия хлорида» с долей 3,5%.
ТОР-10 брендов стоимостных объемов продаж за 1 квартал 2016 года
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Оборот, 1 кв. 2016, млн. руб. |
Доля, 1 кв. 2016, % |
Прирост 1 кв. 2016/2015, % |
1 |
- |
ПРЕВЕНАР |
1 635,5 |
3,7% |
-32% |
2 |
- |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
1 555,3 |
3,5% |
0% |
3 |
- |
КАЛЕТРА |
954,1 |
2,2% |
34% |
4 |
- |
ГЕРЦЕПТИН |
826,8 |
1,9% |
40% |
5 |
+5 |
АВАСТИН |
549,1 |
1,3% |
30% |
6 |
+1 |
КУРОСУРФ |
493,6 |
1,1% |
4% |
7 |
+1 |
ЦЕФТРИАКСОН |
447,4 |
1,0% |
-1% |
8 |
+4 |
ВАКЦИНА |
445,9 |
1,0% |
11% |
9 |
+2 |
УЛЬТРАВИСТ |
374,8 |
0,9% |
-9% |
10 |
+7 |
СЕВОРАН |
350,4 |
0,8% |
4% |
Максимальный прирост среди десятки лидеров по стоимостным объемам принадлежит бренду «Герцептин»: в сравнении с 1 кварталом 2015 года в текущем году было закуплено на 40% больше. Бренды «Превенар» (-32%) и «Ультравист» (-9,0%) были закуплены в меньшем объеме, чем в прошлом году.
ТОР-10 брендов по натуральным объёмам продаж значительно отличается от рейтинга стоимостных продаж, несмотря на то, что здесь также лидирует бренд Натрия Хлорид. Наиболее часто в больницы поставляют данную позицию производства отечественных заводом «Эском» и «Медполимер» (совокупно доля около 41%) На втором месте, как и в прошлом году, находится бренд «Цефтриаксон». 3 производителя: ПХ «Фарм-центр», «Рафарма» и «Белмедпрепараты» удовлетворяют на 75% потребность больниц в данном препарате. На третьем месте по упаковкам находится бренд Глюкоза, который производят порядка 35 заводов. «Гематек» и «Мосфарм» занимают 40% объема поставок «Глюкозы» в больницы.
Максимальный рост принадлежит бренду «Цефтриаксон»: в 2016 году ЛПУ закупили на 30% больше упаковок, чем в 1 квартале прошлогго года. Существенное сокращение объёмов закупок в упаковках отмечено у брендов «Цефотаксим» (-34%), «Цефазолин» (-32%) и «Этиловый спирт» (-22%).
ТОР-10 брендов натуральных объемов продаж за 1 квартал 2016 года
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Оборот, 1 кв. 2016, млн. упак. |
Доля, 1 кв. 2016, % |
Прирост 1 кв. 2016/2015, % |
1 |
0 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
54,9 |
28,0% |
9% |
2 |
2 |
ЦЕФТРИАКСОН |
11,1 |
5,6% |
30% |
3 |
-1 |
ГЛЮКОЗА |
9,0 |
4,6% |
-18% |
4 |
-1 |
ЦЕФОТАКСИМ |
5,9 |
3,0% |
-34% |
5 |
0 |
ЦЕФАЗОЛИН |
4,4 |
2,3% |
-32% |
6 |
0 |
ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ |
4,4 |
2,2% |
-22% |
7 |
0 |
МЕТРОНИДАЗОЛ |
3,9 |
2,0% |
-9% |
8 |
1 |
ЦИПРОФЛОКСАЦИН |
2,3 |
1,2% |
7% |
9 |
-1 |
АМИКАЦИН |
2,3 |
1,2% |
-17% |
10 |
109 |
ЦЕФОСИН |
1,7 |
0,9% |
694% |
Госпитальные закупки менее подвержены сезонным факторам в отличие от аптечных продаж. В большей мере на поставки в ЛПУ влияют сроки проведения тендера и график поставки. Поэтому по итогам года мы можем увидеть совершенно другую картину в распределении объемов в рублях и в упаковках между производителями и их препаратами.