Рейтинг аптечных сетей по итогам I полугодия 2023 года

Рейтинг

Рейтинг аптечных сетей по итогам I полугодия 2023 года

Активность на аптечном рынке в 2023 году не снижается. Речь и о предложениях регулятора, и о действиях самих игроков рынка.

Основными темами для обсуждения в последнее время стали пилотный проект по доставке рецептурных препаратов и изменения в учете рецептов при передаче данных в «Честный знак». Опасения по усложнению работы аптек в полной мере не оправдались: с 1 сентября вносить данные нужно будет только для препаратов, отпускаемых по «льготным» рецептам и ЛП, подлежащих предметно-количественному учету, в том числе сильнодействующих и ядовитых веществ.

Сделки по покупке и слиянию сетей продолжаются, хотя и не так активно, как ранее. Из последних можно отметить приобретение аптечной сетью «Ригла» краснодарской сети аптек «Трик Фарма». Точки будут перебрендированы в «Здравсити Аптека».

Растет востребованность различных ассоциативных форматов. Здесь стоит отметить, что количество участников маркетинговых объединений возрастает как за счет привлечения новых участников, так и за счет того, что сами аптечные сети сотрудничают с несколькими организациями, выбирая наиболее привлекательные контракты и условия в той или иной ассоциации.

Одним из готовых форматов на аптечном рынке является франшизный формат. Он не слишком распространен, но удачные проекты успешно работают уже на протяжении многих лет. Летом 2023 года аптечная сеть «Фарма» (Рязань) объявила о запуске собственного франшизного проекта. Он будет ориентирован на одиночные аптеки и небольшие сети.

Подобная ситуация наблюдается и на рынке онлайн-сервисов. Игроки присоединяются не к одной площадке, а используют все возможности для «общения» с потребителем. Например, партнерство аптечных сетей IRIS запустило в марте магазин «Век Живи», где можно приобрести лекарства онлайн с доставкой на дом на следующий день. Магазин представлен также и на площадке «Яндекс.Маркет». В апреле завершился процесс подключения аптек федеральной сети «Магнит Аптека» к маркетплейсу «Здравсити».

При этом отметим, что и органический рост количества аптек продолжается. По данным на июнь 2023 года, в России работают уже 73 185 аптек: это 2,8 тыс. больше, чем на конец 2022 года. Увеличение доступности лекарственных средств в России происходит и за счет инициатив государства. Так, около 35 тыс. ФАП получили лицензию на отпуск лекарственных средств.

А вот «Почта России», наоборот, отказалась от открытия собственных аптечных пунктов, убедившись в их нерентабельности. Теперь компания ведет курс на оптимизацию затрат, однако закрывать фармнаправление не собирается. Почтовый оператор сосредоточится на доставке онлайн-заказов. С 2022 года «Почта России» запустила доставку безрецептурных термостабильных препаратов  из интернет-аптеки «Здравсити» в 1195 отделениях в 77 регионах России.

Несмотря на деловую активность на рынке, сам рынок пока еще находится в отрицательной зоне. За первые шесть месяцев 2023 года объем продаж через аптеки составил 840 млрд. руб., что на 5% ниже показателя 2022 года. Хотя во втором квартале уже наблюдается положительная динамика +12%. Это позволило многим сетям выйти уже «в плюс» за полугодие.

Совокупно продажи ТОП-20 аптечных сетей выросли на 5,2%. Концентрация аптечных сетей на рынке увеличилась до 59% (в 1 полугодии 2022 года показатель был 55,1%). 

Рейтинг ассоциаций и онлайн-сервисов по итогам I полугодия 2023 года


Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные 

Рейтинг аптечных сетей по итогам I полугодия 2023 года


Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные аптечных сетей

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.