Товарная категория зубных паст имеет широкую географию продаж, начиная от классических супермаркетов и заканчивая всевозможными интернет-ресурсами. Специфика и назначение данной продукции, в том числе лечение и уход за полостью рта, диктует определённые требования и стимулирует продажи зубных паст в аптеках.
Конечно, изменения потребительского поведения существенно сказались на аптечных продажах категории: рост популярности интернет-торговли и развитие маркетплейсов «уводят» потребителя на другие площадки. Тем не менее, по нашей оценке, свыше 11% категории реализуется через аптеки и аптечные сети. А вот динамика продаж остается отрицательной в последние годы, как в упаковках, так и в стоимостном выражении.
Объем аптечных продаж зубных паст
По итогам первых 10 месяцев 2022 года на аптечных полках было представлено около 190 брендов зубных паст (1 500 SKU) от 130 производителей. На рынке присутствует множество профессиональных зубных паст с заявленным лечебным эффектом, например, ROCS, «Лакалют», Splat, которые пользуются наибольшим спросом и являются лидерами по объёму реализации в стоимостном выражении.
Емкость аптечного рынка зубных паст в январе-октябре 2023 года составила 8,6 млн упаковок или 2356 млн рублей (в розничных ценах), согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»). Относительно 10 месяцев прошлого года объём продаж паст упал в рублях (-10,2%), но при этом снизился в упаковках (-14,2%).
Аптечный рынок зубных паст практически поровну разделен между брендами российского и зарубежного производства. Стоит отметить, что отечественные пасты в 2023 году нарастили долю упаковках: 51,9% (это +1,5% к показателю 2022 года). В деньгах большая доля представлена импортными пастами (54,4%), но доля отечественных компаний на этом рынке растет.
Структура продаж зубных паст по происхождению, 10м 2023
Производители чаще всего предлагают рынку не одну позицию зубной пасты, а широкую ассортиментную линейку, имеющую специфику как по назначению, так и по аудитории, для которой паста может позиционироваться. Наиболее широкий товарный ряд у таких брендов, как ROCS, LACALUT (более 70 позиций), SPLAT (около 80 SKU). При этом позиции из менее широких ассортиментных линеек (например, ЭЛМЕКС – 7 наименований, АСЕПТА - 10) также попадают в рейтинг востребованных.
Рейтинг зубных паст по стоимостному объёму продаж, 10м 2023
Наименование |
Доля, руб. |
ROCS ЗУБН ПАСТА Д/ВЗР АКТИВНЫЙ КАЛЬЦИЙ 75 МЛ 94 Г №1 |
2,83% |
ЭЛМЕКС ЗУБНАЯ ПАСТА ЗАЩИТА ОТ КАРИЕСА 75 МЛ №1 |
2,29% |
ЭЛМЕКС ЗУБНАЯ ПАСТА ЮНИОР ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-12 ЛЕТ 75 МЛ №1 |
2,28% |
СЕНСОДИН ЗУБН ПАСТА МГНОВЕННЫЙ ЭФФЕКТ 75 МЛ №1 |
1,87% |
LACALUT З/ПАСТА АКТИВ 90 МЛ №1 |
1,85% |
ЭЛМЕКС ЗУБН ПАСТА ДЕТСКАЯ Д/ДЕТ ДО 6 ЛЕТ 50 МЛ №1 |
1,81% |
ЭЛМЕКС ЗУБНАЯ ПАСТА СЕНСИТИВ ПЛЮС ДЛЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ЗУБОВ 75 МЛ №1 |
1,53% |
ROCS ЗУБ ПАСТА SENSITIVE МГНОВЕННЫЙ ЭФФЕКТ 94 Г №1 |
1,43% |
ROCS TEENS (8-18 ЛЕТ) ЗУБ ПАСТА ЗЕМЛЯНИКА 74 Г №1 |
1,38% |
АСЕПТА PARODONTAL З/ПАСТА ACTIVE ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ 75 МЛ №1 |
1,36% |