Рейтинг аптечных сетей по итогам 1 квартала 2024 года

Рейтинг

Аптечный рынок продолжает удивлять показателями. Ожидалось, что рынок вернется к привычным сезонным трендам и росту в пределах 10%. Но 1 квартал 2024 года опять увеличился довольно существенными темпами +21% к показателю 1 квартала 2023 года в стоимостном выражении. В итоге за первые три месяца 2024 года емкость продаж через аптеки составила 509 млрд руб. Наложилось несколько факторов, которые привели к такой динамике. Во-первых, в начале года был высокий уровень заболеваемости ОРВИ и гриппом. Во-вторых, инфляция на лекарства продолжает расти. Так, за первые три месяца индекс цен уже на уровне 4%, а, сравнивая с уровнем цен в 1 квартале 2023 года, можно сказать, что инфляция составляет порядка 11%. То есть половина роста 2024 года приходится на инфляционный фактор.

Из положительного: рынок растет не только в рублях, но и в упаковках +7,5%, что в том числе связано и с восстановлением спроса после пиковых взлетов и падений, спровоцированных внешними факторами.

Высокая рыночная динамика отражается и на результатах, которые демонстрируют аптечные сети. Так, из ТОП-20 двенадцать игроков растут больше, чем на 20% в обороте за 1 квартал 2024 года к аналогичному периоду 2023 года. Совокупно продажи ТОП-20 аптечных сетей выросли на 25,5%. Концентрация аптечных сетей на рынке увеличилась до 64,7% (в 1 квартале 2023 года показатель был 60,0%). Прирост в большей мере обеспечен более высокой динамикой сетей из ТОП-20, чем динамика рынка в целом, а также увеличением количества точек, которыми управляют лидеры рынка: если в 1 квартале 2023 года на ТОП-20 приходилось 34,0 тыс. точек, то по итогам 1 квартала 2024 года ТОП-20 игроков управляют уже 38,9 тыс. аптек. 

Аптечные точки пользуются всеми инструментами, которые предлагает рынок для увеличения эффективности. В первую очередь речь идет о маркетинговых ассоциациях. Причем очень хорошо видно, что аптеки выбирают контракты во всех объединениях, а не состоят как раньше в одной организации. Но активный рост числа участников у крупных ассоциаций закончился.

Отдельно отметим замедление темпа прироста сегмента аптечных онлайн-продаж. Кратный рост был еще в 2022 году, а вот начиная с 2023 года увеличение объемов бронирования лекарств и парафармацевтики стало сравнимо с показателями роста аптечного рынка в целом. В 1 квартале 2024 года аптечный eCom вырос на 31%, что всего на 10% выше динамики продаж коммерческого сегмента.

Рейтинг ассоциаций и аптечных площадок по итогам 1 квартала 2024 года


Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные компаний

Рейтинг аптечных сетей по итогам 1 квартала 2024 года


Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные аптечных сетей

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.