По данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group, в 2016 году через аптеки реализовали 16,1 млн. упаковок зубной пасты для взрослых и детей на сумму 2,98 млрд. рублей в розничных ценах. Это на 4,2% меньше, чем в 2015 году в стоимостном выражении и на 11,2% в упаковках.
Из общего количества средств для ухода за полостью рта, реализованных через российские аптеки, порядка 35% приходится на зубные пасты, около 30% заняли средства по уходу за зубными протезами (пасты, кремы, гели и другие специальные средства), 13% от общего количества составили зубные щетки (в том числе электрические).
В 2016 году совокупно на аптечных полках было представлено 905 наименований зубных паст и 120 различных брендов. «В аптеках за последние три года в стоимостном выражении объём продаж в среднем сокращался на 1-2%, в натуральном выражении падение составляло порядка 13%, во многом потому, что стоимость упаковки зубной пасты в аптеке зачастую выше, чем в магазине, и покупатели делают выбор в пользу последнего», - говорит аналитик, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Средневзвешенная стоимость одной упаковки зубной пасты по итогам 2016 года составила 185 рублей, что на 8% больше, чем за 2015 год. Сильнее всего из популярных брендов (из ТОП-10 по стоимостному объёму) подорожали «Аквафреш» (23%), Colgate (20%), «Лакалют» (18%). А вот у брендов Rocs и Splat подорожание средней упаковки составило около 3-4%.
Рынок зубных паст очень высоко концентрирован: ТОП-10 фирм-производителей разделили между собой 94,6% стоимостного объёма продаж и 91,8% натурального. Восьмерка лидеров среди компаний в 2016 году осталось неизменной по сравнению с предыдущим годом. Лидеры – фирмы «Еврокосмед» и Dr.Theiss Naturwaren занимают около 51,5% аптечного рынка зубных паст в стоимостном объёме. Из ТОП-10 высокие показатели роста показал производитель «Вертекс» (+32%), который продвигает бренд «Асепта».
Рейтинг фирм-производителей по стоимостным объемам продаж, 2016 г.
Рейтинг 2015г. |
Рейтинг 2016г. |
Фирма |
Доля от стоимостного объема продаж, 2016г. |
Прирост (руб.) 2016 г./2015 г. |
1 |
1 |
ЕВРОКОСМЕД |
29,6% |
-4,0% |
2 |
2 |
DR.THEISS NATURWAREN |
21,0% |
-0,5% |
3 |
3 |
GLAXOSMITHKLINE |
17,6% |
-4,8% |
4 |
4 |
СПЛАТ-КОСМЕТИКА |
10,5% |
-2,1% |
5 |
5 |
COLGATE PALMOLIVE |
4,0% |
-24,1% |
6 |
6 |
BETAFARMA |
3,5% |
-17,6% |
7 |
7 |
ВЕРТЕКС |
3,4% |
32,1% |
8 |
8 |
GABA PRODUKTION |
1,9% |
-5,4% |
10 |
9 |
КОНЦЕРН КАЛИНА |
1,8% |
13,6% |
9 |
10 |
PROCTER & GAMBLE |
1,5% |
-20,6% |
Ниже представлен рейтинг ТОП-10 брендов по стоимостному объёму. Примечательно, что в ТОП-10 по итогам 2016 года только выше упомянутый бренд «Асепта» увеличил объём продаж в рублях. Остальные продемонстрировали падение. Максимальное сокращение у брендов Colgate (-24,1%), «Президент» (-17,6%).
Рейтинг брендов по стоимостным объёмам продаж, 2016 г.
Рейтинг, 2016 г. |
Бренд |
Доля от стоимостного объема продаж, 2016г. |
Прирост (руб.) 2016 г./ 2015 г. |
1 |
ROCS |
29,6% |
-4,0% |
2 |
ЛАКАЛЮТ |
20,9% |
-0,4% |
3 |
SPLAT |
10,5% |
-2,1% |
4 |
СЕНСОДИН |
9,4% |
-3,1% |
5 |
ПАРОДОНТАКС |
6,4% |
-7,3% |
6 |
COLGATE |
4,0% |
-24,1% |
7 |
ПРЕЗИДЕНТ |
3,5% |
-17,6% |
8 |
АСЕПТА |
3,4% |
32,1% |
9 |
ЭЛМЕКС |
1,9% |
-5,4% |
10 |
АКВАФРЕШ |
1,8% |
-4,8% |
В рейтинге по натуральным объёмам продаж произошли более существенные изменения. На две позиции вниз опустился бренд Colgate (-33,9%), что позволило «Сенсодин» (-11,1%) и «Пародонтакс» (-11,1%) подняться на 4 и 5 строчки соответственно, несмотря на значительное снижение объема продаж. «Лесной Бальзам» занял 7 позицию за счет прироста в стоимостном выражении на 10,9%. Новичком рейтинга стал бренд «Аквафреш», который занял 1,7% рынка. Максимальное падение продаж в натуральном объеме коснулось брендов ColgatE (-33,9%) и «Президент» (-23,8%).
Рейтинг брендов по натуральным объемам продаж, 2016 г.
Рейтинг, 2015 г. |
Рейтинг, 2016 г. |
Бренд |
Доля от натурального объема продаж, 2016 г. |
Прирост (руб.) 2016г./ 2015 г. |
1 |
1 |
ROCS |
21,3% |
-6,7% |
2 |
2 |
ЛАКАЛЮТ |
19,4% |
-11,3% |
3 |
3 |
SPLAT |
14,1% |
-7,9% |
5 |
4 |
СЕНСОДИН |
7,9% |
-11,1% |
6 |
5 |
ПАРОДОНТАКС |
6,4% |
-11,1% |
4 |
6 |
COLGATE |
6,0% |
-33,9% |
8 |
7 |
ЛЕСНОЙ БАЛЬЗАМ |
4,2% |
10,9% |
7 |
8 |
ПРЕЗИДЕНТ |
3,6% |
-23,8% |
9 |
9 |
АСЕПТА |
3,4% |
24,3% |
11 |
10 |
АКВАФРЕШ |
1,7% |
-19,5% |