Аптечные продажи косметики в 2016 году

Новость

По итогам 2016 г. в аптеках России было продано 160 млн. упак. косметических средств. Это на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В рублевом эквиваленте (в ценах закупки аптек) российский рынок аптечной косметики за 2016 год составил 30,3 млрд. руб. В розничных ценах объём около 41 млрд. руб.

По итогам 2016 года в аптеках России продавались около 1500 различных брендов косметики, с учётом назначения, упаковки более 13,5 тыс. наименований. Кризисные явления в российской экономике, начавшиеся во второй половине 2014 г., к 2015 г. стали оказывать всё большее влияние на продажи аптечной косметики. Замедление покупательской активности, вызванное снижением доходов населения, а также рост цен почти на все марки привели к тому, что впервые за последние пять лет потребление в данном сегменте сократилось в рублях. 2016 год компенсировал потери «кризисного» для аптечной косметики года, продажи продемонстрировали существенный рост +20%. Несмотря на прирост данного сегмента и в упаковках +7%, результаты нельзя назвать особо выдающимися. Если сравнивать объем с 2013 годом, то он на 25% ниже.

«На протяжении всего года динамика продаж данной группы была неравномерной. Но с оживлением рынка лекарств в 3 квартале 2016 года, спрос на косметику вырос довольно заметно, что свидетельствует о снижении влияния кризисных явлений на продажу косметического ассортимента». - поясняет эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк

Структура продаж аптечной косметики

Разнообразие косметики, реализуемой в аптеке, заставило компанию DSM Group в свое время провести анализ всех позиций и предложить свою классификацию данной группы товаров. В настоящее время мы выделяем три больших подгруппы аптечной косметики:

Активная (лечебная) косметика применяется для лечения и профилактики определенных заболеваний, содержит различные биологически активные вещества. К лечебной косметике относятся марки «Софья» (кремы и бальзамы), кремы «Боро плюс» и др.

Косметика mass market – косметика, предназначенная для ухода за кожей, волосами и ногтями. Продается не только в аптечных учреждениях, но и в других торговых точках. Как правило, в такой косметике нет селективных средств, которые избавляют от определенной проблемы, например, акне. К косметике mass market относится продукция таких производителей как, например, Garnier, Nivea.

Селективная (премиум и люкс-класс) косметика – косметика, которая характеризуется наличием узкоспециализированных линеек, четко разделенных между собой и предназначенных для определённых состояний кожи или волос. Реализуется преимущественно через аптечные учреждения. Для примера, производителем селективной косметики является Vichy, Avene, Uriage и др.

Основной прирост косметики как в натуральном, так и в стоимостном выражении обеспечен увеличением продаж селективной косметики. Так, за двенадцать месяцев 2016 года прирост данной подгруппы составил 36% в рублях и 31% в упаковках. Это привело к увеличению удельного веса премиальных марок как в рублях (с 26% за 2013 год до 38% в 2016 году), так и в упаковках (с 5% до 12%) в общих продажах косметики. Такая динамика обеспечена в большей мере брендом Librederm, который появился несколько лет назад и успешно конкурирует со «старожилами» аптечной селективной косметики, такими брендами как Vichy и La Roche-Posay. Стоит отдать должное Librederm  –  единственный отечественный бренд данной категории. Агрессивная рекламная политика компании «Зелдис» помогает не только продажам их бренда, но является дополнительным инструментам для привлечения потребителя в аптеку, а значит и развитием всего сегмента аптечной косметики в целом.

Спрос на один из самых стабильных типов аптечной косметики – лечебную косметику – по итогам 2016 г. вырос на 11% в рублях и всего лишь на 2% в упаковках. Это наименьшие показатели среди всех групп косметики. При этом отметим, что такая тенденция отмечается нами впервые (ранее лечебная косметика всегда росла быстрее других групп товара). Доля средств с лечебным эффектом снизилась и в стоимостном и в натуральном объёме рынка.

Одним из факторов, демонстрирующим оживлением рынка аптечной косметики в целом, можно назвать рост объёмов косметики «масс-маркет». Так как такая косметика имеет обширную географию продаж, аптеке бывает трудно конкурировать, особенно по цене. Продажи косметики «масс-маркет» в 2015 г. переживала в аптеках не лучшие времена (падение относительно 2014 г. более чем на 20% в рублях). Поэтому положительная динамика спроса на данную категорию ассортимента позволяет позитивно смотреть на перспективы сегмента. В 2016 году «масс-маркет» сегмент аптечной косметики вырос на 15%.

Средняя стоимость упаковки косметического средства в аптеках в 2016 году составила 255 руб./упак. в розничных ценах (или 190 руб. в оптовых).  Это на 11% больше чем в 2015 году. Однако, если рассматривать по сегментам, то можно увидеть, что селективная косметика подорожала меньше всего, прибавив около 3% к средневзвешенной цене 2015 года, а вот средняя стоимость одной упаковки лечебной косметики и средства из масс-маркет сегмента увеличилась на +7% и +6% соответственно.

Сегментация косметики может быть различной. Наиболее интересной является разбивка по области нанесения косметического средства. В аптеках в большом количестве представлены универсальные средства (34%). Но при этом в деньгах потребитель тратит на средства для лица (27%). Заметим, что именно этот сегмент в денежном выражении растет сильнее всего (+32%). Практически на 80% средства для лица представлены селективной косметикой.

Селективная косметика

Продажи селективной косметики по итогам 2016 года выросли на 36% в рублях и 31% в упаковках. При этом динамика уровня спроса на входящие в данную категорию марки была довольно разнообразной.

Таблица 1. ТОП-10 брендов селективной аптечной косметики

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля, 2016 г.

Прирост 2016 г./ 2015 г.

1

0

VICHY

28,0%

12,1%

2

1

LIBREDERM

22,2%

145,2%

3

-1

LA ROCHE-POSAY

22,2%

45,8%

4

0

AVENE

6,6%

25,8%

5

0

BIODERMA

5,5%

10,3%

6

0

URIAGE

3,4%

-3,8%

7

0

LIERAC

2,8%

2,4%

8

0

FILORGA

1,9%

23,3%

9

0

KLORANE

1,6%

3,8%

10

3

TOPICREM

1,3%

102,0%

Позицию лидера в сегменте селективной косметики удерживает бренд Vichy, который по итогам 2016 года занимает 28% стоимостного объема сегмента. При этом продажи марки увеличились на 12% относительно 2015 года.

На второе место по итогам года вышел бренд Librederm, показав рост в 2,5 раза. Столь внушительный рост был обеспечен масштабным расширением ассортиментной линейки. При этом выводимые на рынок позиции имеют среднюю розничную цену от 500 рублей и выше.

Бренд La Roche-Posay, занимающий третью строчку ТОП-10 марок селективной косметики, продемонстрировал 46%-ный прирост продаж. Драйвером роста марки стали средства по уходу за лицом.

Почти все ведущие бренды селективной косметики отметились в 2016 году ростом продаж в рублях, исключение составила марка Uriage (-4%). Стоит отдельно отметить двукратный рост продаж Topicrem, который позволил бренду войти в рейтинг, поднявшись на 3 строчки вверх.

Лечебная косметика

В 2016 году количество реализованных через аптеки страны упаковок лечебной косметики выросло всего на 2%, в рублях за счёт роста цены наблюдался увеличение объема на 11%.

Таблица 2. ТОП-10 брендов лечебной аптечной косметики

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля, 2016 г.

Прирост 2016 г./ 2015 г.

1

0

ЛОШАДИНАЯ СИЛА

7,8%

20,1%

2

4

АЛЕРАНА

3,3%

24,3%

3

1

LACTACYD

3,1%

3,3%

4

3

EMOLIUM

2,9%

18,5%

5

-2

DRY DRY

2,8%

-7,8%

6

-1

СОФЬЯ

2,6%

-3,8%

7

-5

МИКОЗАН

2,3%

-35,1%

8

5

БОРО ПЛЮС

2,1%

46,7%

9

2

911

1,9%

4,8%

10

-2

MUSTELA

1,8%

-15,0%

Первое место среди марок лечебной косметики сохранил бренд «Лошадиная сила». Динамика бренда выше роста сегмента в целом практически в 2 раза. Наиболее емкий в данной ассортиментной линейки является «Лошадиная сила бальзам-гель д/тела релаксирующий 500 мл», также популярны у потребителя шампуни с одноименным названием

Бренд «Алерана», специализирующийся в основном на средствах для волос, поднялся на 4 позиции вверх и занял 2-ю строчку рейтинга. Причиной такого взлета стал рост продаж средств марки на 24 % относительно прошлого года.

На третью строчку вышел бренд Lactacyd  - линейка средств для интимной гигиены.

Улучшил позицию в рейтинге бренд Emolium (+3 место и 4 позиция). На 5 позиций вверх поднялась марка «Боро Плюс». Из отрицательных изменений отметим снижение на 5 позиций марки «Микозан». Продажи данного средства сократились на 35% в стоимостном выражении и на 40% в натуральном.

Масс-маркет косметика

Совокупные продажи масс-маркет косметики в 2016 году выросли в рублях на 15% (в упаковках за то же период было зафиксировано увеличение продаж на 7%).

Таблица 3. ТОП-10 брендов масс-маркет аптечной косметики

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля, 2016 г.

Прирост 2016 г./ 2015 г.

1

0

JOHNSONS BABY

11,3%

23,5%

2

1

CONTEX

6,6%

45,7%

3

1

SICO

6,2%

38,9%

4

4

КОРА

4,7%

57,7%

5

-3

NIVEA

4,3%

-8,1%

6

0

УМНАЯ ЭМАЛЬ

4,0%

17,2%

7

0

NEUTROGENA НОРВЕЖСКАЯ ФОРМУЛА

3,4%

6,8%

8

2

DUREX

3,3%

42,0%

9

4

МОЕ СОЛНЫШКО

2,8%

37,6%

10

2

ФЛОРЕСАН

2,8%

27,7%

Бренд Johnson’s Baby занимает лидирующую позицию с среди масс-маркет-марок, продающихся в аптеке. Прирост продаж на 24% в рублевом эквиваленте способствовал тому, что рыночная доля марки превысила 11%.

Бренд «Кора» продемонстрировал в отчётном периоде один из самых существенных среди ключевых брендов масс-маркет косметики приростов продаж. В рублях он составил свыше 57%, что позволило данной марке переместиться с 8-й строчки на 4-ю.

В рейтинге масс-маркет косметики представлено несколько брендов, реализующих товары для интимной гигиены: Contex, Sico, Durex. Прирост данных марок составляет свыше 40% в рублях.

Из отрицательных приростов отметим снижение продаж косметических средств Nivea на 8%. Аптека не является основным каналом продажи для данной марки, и это приводит к тому, что конкурентоспособность аптеки падает. Аналогичную ситуацию можно отметить для таких брендов как Natura Siberica, Bubchen, Clearasil, доля продаж которых снижается.

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.