По данным DSM Group, в 2017 году аптеки недополучили 6,5% выручки от продажи репеллентов относительно аналогичного периода прошлого года, что может быть связано с установившейся холодной погодой во многих регионах страны.
На аптечном рынке представлено большое количество форм репеллентных средств, начиная от аэрозолей, кремов и гелей и заканчивая браслетами, салфетками и спиралями, которые способны обеспечить надежную защиту человека от насекомых.
«Начало тёплого сезона 2017 года было омрачено проливными дождями и температурами, которые держались на уровне ниже нормы. В связи с этим особый интерес представляет анализ рынка репеллентов в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Динамика популярности этих средств по неделям обладает противоречивым характером. Мы наблюдаем и значительный рост объёма продаж (на 23 неделе 2017 года было продано на 36,1% больше препаратов против кровососущих насекомых, чем в аналогичном периоде прошлого года), и снижение популярности этой категории аптечного ассортимента (-36,6% в рублях в сравнении с 21 неделей 2016 года). Однако в целом в период с 13 по 26 неделю 2017 года аптеки недополучили 6,5% выручки относительно аналогичного периода 2016 года. - говорит эксперт фармрынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк - В результате, за данные 14 недель текущего года было продано 610 тысяч упаковок репеллентных средств на сумму более 107 миллионов рублей».
Наибольшей популярностью у потребителей в натуральном выражении пользуются отечественные репелленты. 59,1% упаковок средств данной группы, купленных в аптеках, произвели российские компании. Однако их доля в стоимостном выражении немного ниже (42%). Это обусловлено более низкой средней стоимостью средства отечественного производства в сравнении с ценой импортных товаров: 125 рублей против 250 рублей соответственно. В анализируемом периоде 2017 года репелленты отечественного производства стали дороже на 5,3%. Зарубежные средства показали рост средневзвешенной цены на 10%.
При рассмотрении абсолютных показателей стоить отметить, что импортные репелленты показали падение объёмов продаж в рублях и упаковках в 2017 году. Так за 13-26 недели 2017 года в аптеках Российской Федерации было реализовано иностранных средств меньше на 17% в рублях и на 24,5% в упаковках. При этом продукция российского производства показала значительный рост популярности. Продажи анализируемых отечественных средств против укусов комаров и клещей возросли в стоимостном выражении на 13,2% и в натуральном на 7,5%. В результате сложившейся на рынке ситуации отечественные препараты укрепились на рынке. Их доля возросла на 7,3% в денежном выражении и на 8,7% в упаковках. На основании такой динамики можно утверждать, что потребительские предпочтения изменились в сторону более дешёвых, отечественных аналогов. В связи с этим достаточно интересным является рассмотрение структуры рынка репеллентов по ценовым категориям.
Наиболее популярными являются репелленты с ценой от 150 до 500 рублей. В период с 13 по 26 неделю 2017 года 58,4% упаковок средств против комаров и клещей относились к данному ценовому сегменту. Они же принесли аптекам более 76% прибыли. На втором месте по востребованности у потребителей расположились средства с ценой от 50 до 150 рублей – 38,4% продаж в натуральном выражении. В сегменте с ценой свыше 500 рублей продукция данной аптечной категории практически не представлена. В целом же средняя цена на одну упаковку репеллентного средства в 2017 году составила порядка 176 рублей, что на 2,1% выше, чем в аналогичном периоде 2016 года.
За исследуемые 14 недель 2017 года аптеками Российской Федерации было продано 23 наименования препаратов, которые производят 24 корпорации. Наиболее популярными брендами в стоимостном выражении в 2017 году стали «Гардекс», «Дэта» и «Москитол», которые разделили между собой более 80% рынка репеллентов. Наибольший «вклад» в сокращение группы в натуральном выражении внес бренд, занявший 7 место в рейтинге – «Раптор» (-51,5%).
Таблица 1. ТОП-10 брендов репеллентов по стоимостным и натуральным объемам продаж, 13-26 недели 2017 г.
|
Бренд |
Объем, млн. руб. |
Доля |
Прирост |
Бренд |
Объем, тыс. упак. |
Доля |
Прирост |
1 |
ГАРДЕКС |
59,2 |
55,1% |
-16,4% |
ГАРДЕКС |
242,5 |
39,7% |
-25,6% |
2 |
ДЭТА |
21,2 |
19,7% |
86,5% |
ДЭТА |
148,7 |
24,4% |
93,7% |
3 |
МОСКИТОЛ |
13,9 |
12,9% |
-12,3% |
МОСКИТОЛ |
104,6 |
17,1% |
-19,7% |
4 |
КОМАРОФФ |
3,8 |
3,5% |
56,9% |
КОМАРОФФ |
53,1 |
8,7% |
70,5% |
5 |
МОЁ СОЛНЫШКО |
3,7 |
3,5% |
112,9% |
РЕФТАМИД |
27,6 |
4,5% |
-48,0% |
6 |
РЕФТАМИД |
3,2 |
2,9% |
-45,4% |
МОЁ СОЛНЫШКО |
26 |
4,4% |
95,1% |
7 |
РАПТОР |
2,1 |
1,9% |
-39,2% |
ПРОЩАЛЬНЫЙ
ПИСК |
10,5 |
1,7% |
22,6% |
8 |
ПРОЩАЛЬНЫЙ
ПИСК |
1,8 |
1,7% |
-9,7% |
РАПТОР |
8,4 |
1,4% |
-51,5% |
9 |
ОФФ! |
1,8 |
1,7% |
-26,9% |
ОФФ! |
8,4 |
1,4% |
-27,4% |
10 |
РЕЙД |
0,1 |
0,1% |
-25,1% |
КОМАРИКОФФ |
1,7 |
0,3% |
6,6% |