По данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, для нужд ЛПУ в первом полугодии 2017 года было приобретено 434,5 млн. упаковок лекарственных препаратов на сумму 108,1 млрд. рублей. По сравнению с объёмом закупок в первые 6 месяцев 2016 года, в аналогичном периоде текущего года на закупку необходимых лекарственных препаратов для больниц было потрачено на 25,3% больше бюджетных средств, в результате чего объём закупленных упаковок возрос на 22,2%.
Заметим, что существенный рост поставки лекарственных средств произошел во втором квартале 2017 года. Так, если в 1 квартале относительно аналогичного периода 2016 года было потрачено на 4% больше, то за период апрель-июнь произошло увеличение стоимостного объёма на 47%. Аналогичным ростом отмечен и по показателю натурального объема. Таким образом, прирост закупки ЛП для ЛПУ связан с фактическим увеличением упаковок, а не с ростом цен или закупкой более дорогих препаратов.
«Средневзвешенная цена за одну упаковку лекарственного препарата, закупаемого для нужд ЛПУ, в январе-июне 2017 года составила 249 рублей, что на 2,5% больше, чем во втором квартале 2016 года. Это говорит о небольшой тенденции к увеличению средневзвешенной стоимости одной упаковки лекарственных средств. Однако 12 брендов из ТОП-20 показали уменьшение цены. Максимальное снижение показал бренд «Тизидон»: в 2017 году цена была на 38,6% ниже, чем в первом полугодии 2016 года», - говорит эксперт фармрынка генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
>Традиционно доля отечественных препаратов в натуральном выражении значительно выше, чем в стоимостном. В первом полугодии 2016 года на долю российских лекарственных препаратов приходилось 76,4% приобретенных упаковок, в аналогичном периоде 2017 года на 2,8% меньше – 73,6%. При этом это сопровождалось укреплением позиции отечественных препаратов в стоимостном выражении: 34% в первые 6 месяцев 2017 года против 33,5% в январе-июне 2016 года. Основной вклад в такой рост закупок российских препаратов в рублях в 2017 году внесли препараты «Никавир» (продажи бренда в 1 полугодии 2017 года выросли на 141,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), «Новотакс» (+131,5%), «Таксакад» (+111,8%). Также в 2017 году в закупки был включен бренд «Гертикад» (за 6 месяцев продажи составили 786,9 млн. рублей). Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых шести месяцев 2017 года составила 622 рубля, что на 9% меньше, чем в первом полугодии 2016 года. Несмотря на рост цены российских лекарственных препаратов на 8%, она все равно значительно отстает (более, чем в 5 раз) от стоимости на зарубежные лекарственные препараты и составляет около 115 рублей за одну упаковку.
Одной из тенденций, которая прослеживалась на протяжении всего 2016 года и продолжилась в 2017 году, стало изменение в структуре закупок лекарственных препаратов доли генериков в сторону увеличения. В стоимостном выражении наблюдалось снижение доли оригинальных препаратов в структуре закупок с 39,9% в первом полугодии 2016 года до 36,8% в 2017 году. При этом в упаковках на оригинальные препараты приходится всего 5,6% от всех закупаемых препаратов, что на 1,3% больше, чем в январе-июне 2016 года.
В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за 1 полугодие 2017 года, как и в прошлые периоды, по стоимостному объёму является группа [J]: «Противомикробные препараты для системного использования».
Рейтинг АТС за 1 полугодие 2017 года
Рейтинг 1 полугодие 2017 |
Рейтинг 1 полугодие 2016 |
АТС |
Объем закупок, млн. руб., 1 полугодие 2017 г. |
Доля, 1 полугодие 2017 г. |
Прирост, 6м 2017/ 6м 2016, % |
1 |
1 |
[J]: Противомикробные препараты для системного использования |
36 489,7 |
33,7% |
29,5% |
2 |
2 |
[L]: Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы |
16 991,7 |
15,7% |
7,4% |
3 |
3 |
[B]: Препараты, влияющие на кроветворение и кровь |
15 553,3 |
14,4% |
14,5% |
4 |
4 |
[N]: Препараты для лечения заболеваний нервной системы |
10 016,2 |
9,3% |
25,0% |
5 |
5 |
[A]: Пищеварительный тракт и обмен веществ |
7 665,2 |
7,1% |
39,7% |
6 |
6 |
[V]: Прочие препараты |
4 910,8 |
4,5% |
19,7% |
7 |
7 |
[C]: Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы |
4 218,1 |
3,9% |
60,2% |
8 |
8 |
[R]: Препараты для лечения заболеваний респираторной системы |
3 335,9 |
3,1% |
35,7% |
9 |
9 |
[M]: Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы |
2 477,6 |
2,3% |
46,1% |
10 |
10 |
[G]: Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны |
1 654,9 |
1,5% |
47,4% |
11 |
13 |
[D]: Препараты для лечения заболеваний кожи |
1 368,8 |
1,3% |
78,7% |
12 |
12 |
[S]: Препараты для лечения заболеваний органов чувств |
1 294,9 |
1,2% |
65,5% |
13 |
11 |
[H]: Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) |
1 284,3 |
1,2% |
19,2% |
14 |
14 |
Без АТС |
850,7 |
0,8% |
55,4% |
15 |
15 |
[P]: Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты |
29,2 |
0,0% |
94,6% |
Наиболее успешной группой по показателю темп прироста объёма продаж стала наименее востребованная группа [P]: «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты» (+94,6%). Стоит отметить, что все группы показали положительный прирост продаж в 2017 году по сравнению с январем-июнем 2016 года.
В рейтинге натуральных объёмов продаж лидирует АТС группа первого уровня [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей рынка 30,6%: за 1 полугодие 2017 года было закуплено 132,8 миллиона упаковок лекарственных средств. Отметим, что в упаковках по всем группам АТС наблюдается увеличение объемов закупок. Наибольший рост также был отмечен у группы [P]: «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты»: +190,9%.
Рейтинг производителей в стоимостном выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются «Биокад» и «Фармасинтез», которые по итогам закупок 1 полугодия 2017 года заняли 5 и 10 строчки соответственно. Первое место в рейтинге завоевала компания Pfizer, благодаря увеличению закупок препаратов в 2017 году на 58,4% в рублях. Наиболее ярко проявила себя отечественная компания «Биокад», которая поднялась с 15 места на пятое всего за год. Закупки средств данного производителя увеличились на 122%. Немалую роль в этом сыграли такие бренды, как «Новотакс» (+131,5%), «Платикад» (+118,6) и «Таксакад» (+111,8%), а также препарат «Гертикад», который не участвовал в закупках в 1 полугодии 2016 года.
ТОР-10 производителей за 1 полугодие 2017 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении
Рейтинг 1 полугодие 2017 |
Рейтинг 1 полугодие 2016 |
Фирма-производитель |
Объем закупок, млн. руб., 1 полугодие 2017 г. |
Доля, 1 полугодие 2017 г. |
Прирост 6м 2017/ 6м 2016, % |
1 |
3 |
PFIZER |
5 388,6 |
5,0% |
58,4% |
2 |
1 |
AbbVie |
4 865,1 |
4,5% |
8,3% |
3 |
6 |
JOHNSON & JOHNSON |
4 335,1 |
4,0% |
59,0% |
4 |
4 |
Merck |
4 153,1 |
3,8% |
30,3% |
5 |
15 |
БИОКАД |
3 502,4 |
3,2% |
122,2% |
6 |
5 |
SANOFI |
3 162,6 |
2,9% |
11,1% |
7 |
8 |
NOVARTIS |
3 025,5 |
2,8% |
34,0% |
8 |
9 |
TAKEDA |
2 849,3 |
2,6% |
27,2% |
9 |
10 |
ASTRAZENECA |
2 521,3 |
2,3% |
19,5% |
10 |
7 |
ФАРМАСИНТЕЗ |
2 467,4 |
2,3% |
-4,3% |
Первое место в рейтинге брендов по стоимостному объему закупок в 1 полугодии 2017 года занял препарат «Превенар», который занял 3,1% рынка. Бренд производится компанией Pfizer.
Лидером первых шести месяцев 2016 года был бренд «Калетра», который не смог конкурировать с лидером текущего года по темпам прироста объёма в стоимостном выражении и опустился на одну строчку вниз. В упаковках ситуация обратная: наблюдается значительное увеличение объёма закупок этого препарата на 44%. В результате сложившейся ситуации закупочная цена одной упаковки снизилась на 28,5% и составила около 5310 рублей. Доля рынка данного бренда в 1 полугодии 2017 года составила 2,7% в стоимостном выражении.
ТОР-5 брендов за 1 полугодие 2017 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении
Рейтинг 1 полугодие 2017 |
Рейтинг 1 полугодие 2016 |
Бренд |
Объем закупок, млн. руб., 1 полугодие 2017 г. |
Доля, 1 полугодие 2017 г. |
Прирост, 6м 2017/ 6м 2016, % |
|
| ||||||
1 |
3 |
ПРЕВЕНАР |
3 381,8 |
3,1% |
84,1% |
|
2 |
1 |
КАЛЕТРА |
2 905,3 |
2,7% |
2,9% |
|
3 |
2 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
2 764,7 |
2,6% |
0,1% |
|
4 |
14 |
ИНТЕЛЕНС |
1 966,7 |
1,8% |
205,4% |
|
5 |
9 |
ИСЕНТРЕСС |
1 782,1 |
1,6% |
120,2% |
|
Рейтинг брендов по натуральным объёмам закупок значительно отличается от ТОП-5 брендов по стоимостным объемам. Здесь традиционно лидирует бренд «Натрия Хлорид», который оставил далеко позади все остальные препараты, заняв 19,5% рынка госпитальных закупок. На втором месте бренд «Глюкоза», который производят порядка 31 завода. «Эском», «Мосфарм», «Гематек» и «Медполимер» занимают свыше половины объема поставок «Глюкозы» в больницы. На третьем месте по упаковкам находится бренд «Цефтриаксон» с долей рынка 3,1%.
ТОР-5 брендов за 1 полугодие 2017 года в госпитальных закупках в натуральном выражении
Рейтинг 1 квартал 2017 |
Рейтинг 1 квартал 2016 |
Бренд |
Объем закупок, млн. упак., 1 кв 2017 г. |
Доля, 1 кв 2017 г. |
Прирост, 1 кв 2017/ 1 кв 2016, % |
1 |
1 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
84,9 |
19,5% |
-3,1% |
2 |
3 |
ГЛЮКОЗА |
15,1 |
3,5% |
-11,9% |
3 |
2 |
ЦЕФТРИАКСОН |
13,3 |
3,1% |
-30,6% |
4 |
5 |
ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ |
12,5 |
2,9% |
39,3% |
5 |
6 |
ЦЕФАЗОЛИН |
8,3 |
1,9% |
10,2% |
Максимальный рост принадлежит препарату «Перекись водорода»: в 1 полугодии 2017 года ЛПУ закупили на 142,8% больше упаковок, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом наблюдается существенное сокращение объемов закупок в упаковках антибиотиков: бренды «Цефотаксим» (-36,3%), «Цефтриаксон» (-30,6%).