Аптечные продажи презервативов растут

Новость

По данным DSM Group, за январь-сентябрь 2017 года в аптеках было продано средств барьерной контрацепции на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2016 года, хотя в предыдущие периоды рынок показывал рост в пределах от 9,5% до 32,2%.

«В натуральном выражении прирост объёма продаж на том же уровне 2,9%, что является успехом после провала 2016 года (за первые 9 месяцев 2016 года было приобретено на 12,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 года). Таким образом, за 1-3 квартал 2017 года ёмкость сегмента составила 11,8 млн. упаковок презервативов, или 2 735,6 млн. рублей», - отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Среди нелекарственного ассортимента аптек средства барьерной контрацепции занимают около 1,7% в объёме продаж парафармацевтических групп товаров. Технология производства презервативов постоянно совершенствуется, появляются новые производители, изменяется технологии и материалы, поэтому рынок средств барьерной контрацепции довольно разнообразен. В 2017 году в аптеки Российской Федерации поступило 414 наименования презервативов, продаваемые под 43 брендами и производимые 35 компаниями. Из них можно отметить успешных «новичков»: бренды Spring (реализация на 6 млн. руб.), Softex, Gartelle (по 800 тыс. руб.).

67% продаж аптек в натуральном выражении составляют средства барьерной контрацепции, выпускаемые в упаковке «№3». В стоимостном выражении лидирующее место занимает упаковка «№12», которая составляет 49% в структуре выручки аптек в категории средств барьерной контрацепции. Отметим, что в 2017 году выросла популярность упаковки «№1» с 5,6% до 9,1% в натуральном выражении, прирост продаж составил 68%.

За январь-сентябрь 2017 года в аптеках было приобретено 61,2 млн. штук презервативов, что на 3,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого 2016 года. При этом спад объемов продаж в натуральном выражении за 9 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года затронул только упаковки «№2», «№3», «№4».

Средневзвешенная цена одной упаковки презервативов в ценах продажи по итогам 2017 года составила 231 рубль, что соответствует цене 2016 года. При этом один презерватив обходится потребителю в среднем по 44,7 рубля. При рассмотрении цены на конкретные позиции можно отметить, что по 6 брендам из ТОП-10 наблюдается падение цен. В ТОП-10 брендов максимальное снижение цен коснулся бренда «Сенсекс» (один презерватив стал стоить на 9,5%  дешевле), максимальный рост цен было отмечено только у бренда «Спарта» (+21,3%) и Masculan (+16,8%). Самый дешевый презерватив из ТОП-10 производится под брендом Viva – 14 руб., самый дорогой выпускается под маркой Play Boy  - 76 рублей.

В январе-сентябре 2017 года состав четверки лидеров рынка барьерной контрацепции в стоимостном выражении остался неизменным, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Бесспорным лидером уже долгое время является бренд Contex, который по итогам девяти месяцы 2017 года занял 48,2% рынка, что на 11% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Рейтинг брендов по стоимостным объемам продаж, 9 месяцев 2017 г.

Рейтинг 9М 2016

Рейтинг 9М 2017

Бренд

Доля рынка, 9М 2017

Прирост, 9М 2017г./ 2016 г., %

1

1

CONTEX

48,2%

-11,0%

2

2

DUREX

25,9%

45,2%

3

3

VIZIT

10,3%

-19,4%

4

4

SICO

5,4%

-18,4%

7

5

PLAY BOY

3,1%

141,3%

5

6

VIVA

3,0%

54,7%

10

7

СПАРТА

1,1%

980,0%

6

8

СЕНСЕКС

0,8%

-48,8%

12

9

MASCULAN

0,7%

868,0%

8

10

CONTROL

0,4%

-7,9%

Снижение продаж в денежном выражении коснулось также и презервативов марок Vizit (19,4%)  и Sico (18,4%). В большей мере это связано с возвращением «утраченных» в 2016 году позиций Durex. В середине июня 2016 года Росздравнадзор запретил продажу на территории Российской Федерации 11 видов продукции Durex из 13, так как они не были зарегистрированы в установленном порядке. Уже на следующий день после распоряжения надзирающих органов государственной власти о запрете продажи барьерной контрацепции, Durex внесла документы на регистрацию своих изделий. Благодаря этому с 22 сентября 2016 года на территории России допущены к обращению 8 торговых наименований Durex. Отметим, что в июле-сентябре продажи Durex вышли на уровень «до запрета» - то есть 1,5 млн. штук презервативов в месяц. Это позволило компании нарастить оборот на 45% к 2016 году и занять уже 26% рынка.

Стоит отметить несколько брендов из ассортимента средств для барьерной контрацепции, предлагаемых аптеками, которые появились недавно, но уже смогли войти в ТОП-10. Бренд PlayBoy занял 5 строчку и оттеснить вниз бренд Viva, несмотря на значительный рост популярности (+54,7%). Бренд «Спарта» - марка презервативов, принадлежащая компании «Стиль фарма», - попал на 7 место, правда доля его пока незначительна и немного превышает 1%.

А вот китайский бренд «Сенсекс», несмотря на попадание в рейтинг, уходит из аптек. Уже в 3 квартале отмечены только единичные продажи.

В рейтинге по количеству проданных презервативов также на первых местах лидеры стоимостных рейтингов. Состав рейтинга соответствует рейтингу по стоимостным объёмам.

Рейтинг брендов по количеству проданных презервативов, 9 месяцев 2017 г.

Рейтинг 9М 2016

Рейтинг 9М 2017

Бренд

Доля рынка, 9М 2017

Прирост, 9М 2017г./ 2016 г., %

Цена за один презерватив, руб.

1

1

CONTEX

46,0%

-7,3%

46,8

3

2

DUREX

16,7%

50,1%

69,3

2

3

VIZIT

12,7%

-17,2%

36,3

5

4

VIVA

9,7%

40,1%

13,7

4

5

SICO

5,8%

-26,6%

41,5

6

6

СЕНСЕКС

1,9%

-43,4%

18,2

7

7

PLAY BOY

1,8%

142,4%

76,0

11

8

СПАРТА

1,6%

790,1%

31,1

14

9

MASCULAN

0,7%

354,4%

44,3

8

10

CONTROL

0,5%

-26,0%

37,6

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.