Аптечные продажи зубных паст выросли на 11,1%

Новость

По данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group, за январь-сентябрь 2017 года аптеки реализовали 12 млн. упаковок зубной пасты на сумму 2 305 млн. рублей. В сравнении с 2016 годом объём продаж зубных паст увеличился на 11,1% в стоимостном выражении и на 5,2% в натуральном. При этом было отмечено увеличение средневзвешенной стоимости одной упаковки зубной пасты на 5,6%, в результате чего она составила 192 рубля.

Среди нелекарственного ассортимента аптек средства для ухода за зубами и полостью рта занимают около 4%, при этом ассортимент постоянно расширяется, и можно выделить группы, которые растут более высокими темпами. Так, например, увеличилась популярность электрических зубных щеток: если в 2012 году на них приходилось всего 0,5% продаж группы, то в 2017 год – уже 2,1%. Высокую динамику показывают «нетрадиционные» продукты: объём категории «спрей для полости рта» прибавляется ежегодно в среднем на 52%; «ёршики межзубные» - на 44%.

Однако основной объем этого сегмента занимают зубные пасты. По данным за 9 месяцев 2017 года 32,5% от общего объема средств для ухода за полостью рта, реализация которых осуществляется через аптеки, приходится на зубные пасты. 32% продаж составляют средства по уходу за зубными протезами (пасты, кремы, гели и другие специальные средства), 12,7% - зубные щетки (в том числе электрические).

На российском рынке средств ухода за полостью рта реализуется большое количество марок и вариантов зубных паст. За первые 9 месяцев 2017 года аптеки предлагали выбор между 1040 наименований зубных паст, которые представляют 125 различных брендов, в том числе профессиональных с заявленным лечебным эффектом.

«Рынок зубных паст практически поровну поделен между брендами отечественного и зарубежного производства в упаковках, однако продажи российских брендов чуть ниже в стоимостном выражении: 46,9%. В январе-сентябре 2017 года был отмечен рост доли российских средств для ухода за полостью рта, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Это произошло благодаря активному наращиванию продаж отечественными компаниями за первые 9 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (+20,7% в рублях и 15% в упаковках). Показатели приростов объёмов продаж импортных средств более скромные: +3,8% в стоимостном выражении, в упаковках отмечено снижение на 3,3%. Одна упаковка отечественной зубной пасты стоила в ценах реализации аптек около 177 рублей, импортное средство дороже – 207 рублей», - говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Рынок зубных паст высоко концентрирован. На ТОР-10 производителей приходится 91,7% российского рынка зубных паст в стоимостном выражении и 90,7% натурального. В рейтинге за год произошли небольшие изменения: Colgate Palmolive из-за падения продаж на 28,2% опустилась на 2 позиции вниз, чем воспользовались фирмы Betafarma (бренд «Президент») и «Вертекс» («Асепта»), объёмы которых изменились не так сильно. «Новичком» ТОП-10 стала компания «Фармасофт» (+43,2% к объёмам продаж в рублях по сравнению с первыми 9 месяцами 2016 года). Покинула рейтинг фирма Procter & Gamble из-за снижения продаж своего бренда «Бленд-А-Мед».

Несмотря на относительную стабильность рейтинга аптеки стараются предложить потребителю и зубную пасту других производителей. Например, в 2017 году отмечены продажи компании Swiss Pharm Cosmetics (бренд Clearasept), которая по итогам 9 месяцев уже заняла долю 1%.

Рейтинг производителей по стоимостным объемам продаж, 9 месяцев 2017 г.

Рейтинг 

9М 2016г.

Рейтинг 

9М 2017г.

Производитель

Доля от стоимостного 

объема продаж, 

9М 2017г.

Прирост (руб.) 

9М 2017 г./2016 г.

1

1

ЕВРОКОСМЕД

30,1%

27,7%

2

2

DR.THEISS NATURWAREN

19,5%

-4,7%

3

3

GLAXOSMITHKLINE

18,1%

7,6%

4

4

СПЛАТ-КОСМЕТИКА

10,4%

8,1%

6

5

BETAFARMA

3,3%

-1,2%

7

6

ВЕРТЕКС

3,1%

0,7%

5

7

COLGATE PALMOLIVE

2,8%

-28,2%

8

8

GABA PRODUKTION

1,9%

8,8%

9

9

КОНЦЕРН КАЛИНА

1,9%

19,9%

11

10

ФАРМАСОФТ НПК

1,5%

43,2%

Рейтинг брендов по итогам девяти месяцев изменился не сильно.  Максимальный рост принадлежит брендам «Лесной Бальзам» (+32,1%), «Сенсодин» (+17,9%). Падение показал бренд Colgate (-28,2%). Также снижение продаж (-4,7%) было отмечено у бренда «Лакалют». Рейтинг покинул бренд «Аквафреш».

Заметим, что в течение года динамика у брендов неравномерная. Так, например, бренды «Сенсодин», Splat  укрепляют свои позиции, а темпы роста бренда «Асепта» за июль-сентябрь заметно снизились – по итогам 6 месяцев динамика была +16%, тогда как по итогам 9 месяцев всего +1%. Аналогичная картина и по торговой марке «Эмекс» (Gaba Produktion) – прирост снизился с 15% до 9%.

>Из брендов-претендентов на вхождение в рейтинг отметим Clearasept (новый бренд) и Mexidol Dent (который за 9 месяцев вырос на 43%). Последний уже вошел в рейтинг по упаковкам.

Рейтинг брендов по стоимостным объемам продаж, 9 месяцев 2017 г.

Рейтинг, 9М 2016 г.

Рейтинг, 

9М 2017 г.

Бренд

Доля от стоимостного 

объема продаж, 

9М 2017 г.

Прирост (руб.) 

9М 2017 г./ 2016 г.

1

1

ROCS

29,7%

26,1%

2

2

ЛАКАЛЮТ

19,5%

-4,7%

4

3

СЕНСОДИН

10,7%

17,9%

3

4

SPLAT

10,4%

8,1%

5

5

ПАРОДОНТАКС

6,7%

11,8%

7

6

ПРЕЗИДЕНТ

3,3%

-1,2%

8

7

АСЕПТА

3,1%

0,7%

6

8

COLGATE

2,8%

-28,2%

9

9

ЭЛМЕКС

1,9%

8,8%

11

10

ЛЕСНОЙ БАЛЬЗАМ

1,9%

32,1%

На ТОП-10 по натуральным объёмам приходится 88,6% реализации. Поменялся лидер в упаковках. По итогам 9 месяцев на первую строчку вышли зубные пасты ROCS, показав наибольшую динамику (20,6%). Также высокими темпами выросли продажи торговой марки «Лесной бальзам» (18,2%). Отрицательная динамика привела к снижению позиций у бренда «Лакалют» (-10,3%) и Colgate (-31,5%).

Рейтинг брендов по натуральным объемам продаж, 9 месяцев 2017 г.

Рейтинг, 

9М 2016 г.

Рейтинг, 

9М 2017 г.

Бренд

Доля от натурального 

объема продаж, 

9М 2017 г.

Прирост (упак.) 

9М 2017 г./ 2016 г.

2

1

ROCS

21,8%

20,6%

1

2

ЛАКАЛЮТ

17,7%

-10,3%

3

3

SPLAT

15,1%

11,0%

4

4

СЕНСОДИН

8,8%

13,0%

5

5

ПАРОДОНТАКС

6,7%

7,3%

7

6

ЛЕСНОЙ БАЛЬЗАМ

4,7%

18,2%

6

7

COLGATE

4,1%

-31,5%

8

8

ПРЕЗИДЕНТ

3,5%

-0,3%

9

9

АСЕПТА

3,3%

5,6%

12

10

MEXIDOL DENT

1,8%

19,6%

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.