Барьерная контрацепция и аптеки: продажи за 9 месяцев 2019 года

Новость

Фармацевтический рынок предлагает потребителям широкий выбор средств контрацепции: противозачаточные таблетки, инъекции и пластыри, внутриматочный спирали, диафрагмы и шеечные колпачки и т. д. Большинство данных средств являются надёжным способом защиты от нежелательной беременности, но не от венерических инфекций. При правильном использовании презерватив эффективно защитит от ВИЧ-инфекции и ряда заболеваний, передающихся половым путём. Барьерный контрацептив (БК) наиболее удобен и прост в применении, является одним из самых доступных и относительно недорогих средств, практически не имеет противопоказаний и ограничений. Однако стоит обратить внимание на то, что презерватив защищает только от инфекций, которые передаются с помощью биологических жидкостей, а при контактных болезнях он абсолютно бесполезен (например, вирус папилломы человека, генитальный герпес, кандидоз, лобковый педикулёз и др.).

Особое внимание стоит уделить выбору модели и размера контрацептива, проверить качество, сохранность и целостность упаковки, а также срок годности. Аптека остается одним из основных каналов реализации данной продукции.

Объём реализации презервативов в аптеках, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), за январь-сентябрь 2019 года составил 19,4 млн упаковок (103,8 млн штук) на сумму около 4,9 млрд рублей. При сравнении с аналогичным периодом прошлого года ёмкость рынка выросла на 0,5% в рублях и сократилась на 0,9% в упаковках. Низкая аптечная динамика потребления барьерных контрацептивов связана с высокой конкуренцией других каналов продаж, особенно по цене.

през9м19.png

Розничный рынок предлагает широкий ассортимент средств барьерной контрацепции. По итогам первых трёх кварталов 2019 года с аптечных полок россияне приобретали продукцию 49 брендов презервативов от 40 производителей (428 полных наименований).

Производители постоянно модернизируют технологии производства и материалы, из которых изготавливаются средства контрацепции, поэтому на рынок постоянно выходят новые игроки. Можно выбрать подходящий размер, подобрать толщину, ароматизатор, цвет и структуру на любой вкус. Кроме того, производители выпускают презервативы в упаковках различных объёмов от «№1» до «№100». Наиболее востребованными у потребителя остаются упаковки, содержащие три презерватива, которые занимают 66,8% рынка в натуральном выражении (в упаковках). В рублях лидирует упаковка «№12», она составляет 47,2% в объёме выручки аптек. 

На 1,4% выросла средневзвешенная стоимость одной упаковки контрацептивов по итогам первой половины 2019 года, и составила 252,2 рубля. При этом в аптеке один презерватив в среднем обошёлся покупателю в 47,1 рублей. При рассмотрении цен на бренды из ТОП-10 можно отметить, что только у двух марок наблюдается снижение стоимости. Наибольшее падение цены было отмечено у корейского бренда In Time (один презерватив стал стоить на 14,4% дешевле), максимальный рост цен коснулся бренда Sico (+4,6%). Самым дешёвым оказался презерватив под брендом Viva (14,6 руб./шт.), самый дорогостоящий бренд – Durex (68,4 руб./шт.).

За год рейтинг брендов презервативов в стоимостном выражении претерпел заметные изменения – в него вошли три «новичка». Состав тройки лидеров рынка барьерной контрацепции остался неизменным – Durex (доля 46,1% в рублях) компании Reckitt Benckiser, Contex (40,8%) производства AVK Polipharm, Vizit (3,8%) от фирмы CPR.

Рейтинг брендов по стоимостному объёму продаж за 9 месяцев 2019 года

Рейтинг

YTD Sep’18

Рейтинг

YTD Sep’19

Бренд

Объём продаж, млн руб.

Доля, %

Прирост, %

YTD Sep’19 / YTD Sep’18

1

1

Durex

2 254,0

46,1%

3,7%

2

2

Contex

1 996,6

40,8%

-2,3%

3

3

Vizit

187,9

3,8%

-15,1%

4

4

Viva

142,4

2,9%

16,0%

5

5

Sico

115,1

2,4%

8,7%

11

6

Masculan

31,7

0,6%

76,9%

10

7

Spring

24,0

0,5%

25,0%

14

8

In Time

21,7

0,4%

131,5%

7

9

Спарта

20,9

0,4%

-20,7%

12

10

Априкс

20,7

0,4%

32,5%

Наибольшее снижение объёмов продаж коснулось тайского бренда «Спарта» (-20,7% в рублях и -16,5% в штуках презервативов). Основную роль в отрицательной динамике сыграли ребристые презервативы – в рублёвом выражении реализация наименований «Спарта ребристые презерватив №12» и «Спарта ребристые презерватив №3» сократилась на 44,5% и 38,2% соответственно. Максимальный прирост показал бренд In Time (+131,5% в рублях и +170,6% в штуках), который поднялся на 6 строчек вверх. Наилучшую динамику продемонстрировали позиции «In Time Fine презервативы особо тонкие №12» (+378,4%) и «In Time Ribbed презервативы с ребрами №12» (+361,6%). Также стоит отметить высокую положительную динамику марок Masculan (+76,9%), «Априкс» (+32,5%) и Spring (+25,0%).

За первые 9 месяцев 2019 года аптечные сети реализовали 103,8 млн штук презервативов (на 0,1% меньше, чем за январь-сентябрь 2018 года).

през9м191.png

Состав рейтинга по количеству проданных презервативов во многом повторяет стоимостной рейтинг. В ТОП-10 по натуральным объёмам продаж попали две новинки. В штуках лидирует марка Contex (удельный вес 44,1%), на второй строчке – лидер стоимостного ТОПа Durex (31,7%), замыкает тройку лидеров Viva (9,4%). Корейский бренд In Time (+170,6% относительно 9 месяцев 2018 года) производства компании Dongkuk Trading продемонстрировал наилучшую положительную динамику среди основных конкурентов, и поднялся на 7-ю строчку с 15-й позиции. В линейке бренда 10 полных наименований, презервативы выпускаются в упаковках по 3 и 12 штук.

Рейтинг брендов по количеству проданных презервативов за 9 месяцев 2019 года

Рейтинг

YTD Sep’18

Рейтинг

YTD Sep’19

Бренд

Объём продаж,

млн шт.

Доля, %

Прирост, %

YTD Sep’19 / YTD Sep’18

Цена за один презерватив, руб.

1

1

Contex

45,7

44,1%

-3,2%

43,6

2

2

Durex

32,9

31,7%

1,4%

68,4

3

3

Viva

9,7

9,4%

16,1%

14,6

4

4

Vizit

5,3

5,2%

-16,0%

35,2

5

5

Sico

2,5

2,4%

4,0%

45,6

7

6

Неваляшка

0,9

0,8%

20,5%

4,5

15

7

In Time

0,8

0,8%

170,6%

25,8

6

8

Спарта

0,8

0,7%

-16,5%

27,3

14

9

Masculan

0,7

0,7%

71,4%

42,7

10

10

Spring

0,6

0,6%

20,3%

37,1

Барьерные контрацептивы Masculan производятся в Германии корпорацией M.P.I. Pharmaceutica. По итогам января-сентября 2019 года марка попала в рейтинг на 9-е место за счёт прироста объёма реализации на 71,4%. Защитные средства выпускаются в упаковках «№2», «№3» и «№10» (19 полных наименований).

red-condoms-849407_1920.jpg

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.