Зубные пасты в аптечной рознице. Обзор продаж за 9 месяцев 2019 г.

21.11.2019

По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), за три квартала 2019 года россияне приобрели в аптеках 127 брендов зубных паст (1 073 полных наименования) от 84 производителей. На рынке присутствует множество профессиональных зубных паст с заявленным лечебным эффектом, например R.O.C.S., «Лакалют», Splat, которые пользуются наибольшим спросом и являются лидерами по объёму реализации в стоимостном выражении.

В январе-сентябре 2019 года ёмкость рынка зубных паст составила 10,8 млн штук, или 2,13 млрд рублей (в розничных ценах). При сравнении с аналогичным периодом 2018 года объём продаж в аптеках сократился на 7,3% в рублях и на 13,9% в штуках. При этом средневзвешенная стоимость одной пасты выросла на 7,7%, и составила 197,9 рублей. Отрицательная динамика продаж связана с уходом потребителей в другие сегменты.

Динамика объёма продаж зубных паст, 2015 –2019 годы

зп919.png

Аптечный рынок зубных паст практически пополам разделён между российскими и зарубежными брендами. В упаковках пасты отечественного производства занимают 53,8% рынка. При этом в рублёвом эквиваленте из-за более низкой цены (176,3 руб./шт. против 223,0 руб./шт. у импортных паст) их доля ниже – 48,0%. 

Структура продаж зубных паст по происхождению за 9 месяцев 2019 года

зп9191.png

Рынок зубных паст достаточно высоко концентрирован: на ТОП-10 производителей приходится 89,7% аптечного рынка в стоимостном выражении и 89,2% в натуральном эквиваленте.

Восемь компаний из десяти отметились падением объёма реализации: максимальный темп снижения продемонстрировали производители Dr.Theiss Naturwaren (-14,4%) и «Сплат-Косметика» (-13,9%). Немецкая корпорация Dr.Theiss Naturwaren выпускает 2 бренда зубных паст – «Лакалют» и «Доктор Тайсс». Падение продаж обусловлено отрицательной динамикой основного бренда фирмы – «Лакалют» – на 14,4% в рублях. В ассортименте российской компании «Сплат-Косметика» 5 марок, у всех брендов, за исключением детских паст Lallum Baby (+21,0%), была отмечена отрицательная динамика.

Самый значительный прирост реализации у компании Gaba Produktion (+44,8%), компания выпускает зубную пасту под маркой «Элмекс».

Рейтинг производителей зубных паст по стоимостным объёмам продаж за 9 месяцев 2019 года

Рейтинг

YTD Sep’18

Рейтинг

YTD Sep’19

Производитель

Объём продаж,

млн руб.

Доля, %

Прирост, %

YTD Sep’19 / YTD Sep’18

1

1

Еврокосмед

515,5

24,2%

-10,2%

2

2

Dr.Theiss Naturwaren

395,0

18,5%

-14,4%

3

3

GlaxoSmithKline

364,0

17,1%

-10,1%

4

4

Сплат-Косметика

221,5

10,4%

-13,9%

5

5

Премьер-Продукт

126,4

5,9%

-1,9%

6

6

Вертекс

73,9

3,5%

-4,9%

7

7

Colgate Palmolive

71,4

3,3%

-0,7%

9

8

Gaba Produktion

65,4

3,1%

44,8%

8

9

Unilever

46,4

2,2%

-6,0%

11

10

Coswell

33,9

1,6%

24,3%


Бренды R.O.C.S., Lacalut и Splat сохранили первые позиции в рейтинге торговых наименований. Положительную динамику продемонстрировала только швейцарская паста «Элмекс» (+44,8%). У всех остальных брендов сократился объём реализации, максимальное падение было отмечено у марок «Лакалют», «Сенсодин» и Splat – на 14,4%, 13,4% и 13,3% соответственно.

Рейтинг брендов зубных паст по стоимостным объёмам продаж за 9 месяцев 2019 года

Рейтинг

YTD Sep’18

Рейтинг

YTD Sep’19

Бренд

Объём продаж,

млн руб.

Доля, %

Прирост, %

YTD Sep’19 / YTD Sep’18

1

1

R.O.C.S.

507,9

23,8%

-10,0%

2

2

Лакалют

395,0

18,5%

-14,4%

3

3

Splat

211,0

9,9%

-13,3%

4

4

Сенсодин

203,8

9,6%

-13,4%

5

5

Пародонтакс

154,0

7,2%

-5,3%

6

6

President

126,3

5,9%

-1,9%

7

7

Асепта

73,9

3,5%

-4,9%

8

8

Colgate

71,4

3,3%

-0,7%

10

9

Элмекс

65,4

3,1%

44,8%

9

10

Лесной Бальзам

41,8

2,0%

-8,2%


Претендентом на попадание в рейтинг является итальянская зубная паста Biorepair, которая за год нарастила объём продаж на 28,7%. 

Стоматологи рекомендуют со сменой зубной пасты менять и зубную щётку, однако продажи по количеству тех и других в аптеках не совпадают. За год в среднем реализуется 5,6 млн штук щёток на сумму 1,36 млрд рублей (по данным за 2018 год). Динамика данной категории также отрицательная, тренд сохранился и в 2019 году. За 9 месяцев 2019 года было продано 3,7 млн зубных щёток, что соответствует 946,7 млн рублей (это на 5,7% ниже в рублях и на 13,9% ниже в штуках относительно января-сентября 2018 года).

Лидером у зубных щёток, как и среди паст, является марка R.O.C.S. А вот на 2-м месте находятся зубные щётки под брендом Colgate, зубная паста с тем же брендом занимает 8-ю строчку ТОП-10.

Самыми дешёвыми оказались паста (72,1 руб./шт.) и щётка (75,1 руб./шт.) под брендом «Лесной Бальзам». Самая дорогая паста – «Элмекс» (262,2 руб./шт.), щётка – «Сенсодин» (288,8 руб./шт.).

Бренд

Зубная паста

Зубная щётка

Рейтинг

Доля, шт.

Средневзвешенная цена, руб./шт.

Рейтинг

Доля, шт.

Средневзвешенная цена, руб./шт.

R.O.C.S.

1

18,8%

250,7

1

19,7%

224,1

Лакалют

2

16,0%

229,2

6

6,8%

229,4

Splat

3

13,3%

146,6

4

13,2%

169,0

Сенсодин

4

8,2%

231,9

19

0,3%

288,8

Пародонтакс

5

7,9%

180,5

13

0,7%

244,3

President

6

6,0%

196,3

5

6,9%

246,5

Лесной Бальзам

7

5,4%

72,1

10

2,9%

75,1

Colgate

8

4,9%

133,9

2

15,6%

143,4

Асепта

9

3,5%

197,9

-

-

-

Элмекс

10

2,3%

262,2

14

0,5%

254,9


hand-4502384_1920.jpg


Возврат к списку новостей