По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), за три квартала 2019 года россияне приобрели в аптеках 127 брендов зубных паст (1 073 полных наименования) от 84 производителей. На рынке присутствует множество профессиональных зубных паст с заявленным лечебным эффектом, например R.O.C.S., «Лакалют», Splat, которые пользуются наибольшим спросом и являются лидерами по объёму реализации в стоимостном выражении.
В январе-сентябре 2019 года ёмкость рынка зубных паст составила 10,8 млн штук, или 2,13 млрд рублей (в розничных ценах). При сравнении с аналогичным периодом 2018 года объём продаж в аптеках сократился на 7,3% в рублях и на 13,9% в штуках. При этом средневзвешенная стоимость одной пасты выросла на 7,7%, и составила 197,9 рублей. Отрицательная динамика продаж связана с уходом потребителей в другие сегменты.
Динамика объёма продаж зубных паст, 2015 –2019 годы
Аптечный рынок зубных паст практически пополам разделён между российскими и зарубежными брендами. В упаковках пасты отечественного производства занимают 53,8% рынка. При этом в рублёвом эквиваленте из-за более низкой цены (176,3 руб./шт. против 223,0 руб./шт. у импортных паст) их доля ниже – 48,0%.
Структура продаж зубных паст по происхождению за 9 месяцев 2019 года
Рынок зубных паст достаточно высоко концентрирован: на ТОП-10 производителей приходится 89,7% аптечного рынка в стоимостном выражении и 89,2% в натуральном эквиваленте.
Восемь компаний из десяти отметились падением объёма реализации: максимальный темп снижения продемонстрировали производители Dr.Theiss Naturwaren (-14,4%) и «Сплат-Косметика» (-13,9%). Немецкая корпорация Dr.Theiss Naturwaren выпускает 2 бренда зубных паст – «Лакалют» и «Доктор Тайсс». Падение продаж обусловлено отрицательной динамикой основного бренда фирмы – «Лакалют» – на 14,4% в рублях. В ассортименте российской компании «Сплат-Косметика» 5 марок, у всех брендов, за исключением детских паст Lallum Baby (+21,0%), была отмечена отрицательная динамика.
Самый значительный прирост реализации у компании Gaba Produktion (+44,8%), компания выпускает зубную пасту под маркой «Элмекс».
Рейтинг производителей зубных паст по стоимостным объёмам продаж за 9 месяцев 2019 года
Рейтинг YTD Sep’18 |
Рейтинг YTD Sep’19 |
Производитель |
Объём продаж, млн руб. |
Доля, % |
Прирост, % YTD Sep’19 / YTD Sep’18 |
---|---|---|---|---|---|
1 |
1 |
Еврокосмед |
515,5 |
24,2% |
-10,2% |
2 |
2 |
Dr.Theiss Naturwaren |
395,0 |
18,5% |
-14,4% |
3 |
3 |
GlaxoSmithKline |
364,0 |
17,1% |
-10,1% |
4 |
4 |
Сплат-Косметика |
221,5 |
10,4% |
-13,9% |
5 |
5 |
Премьер-Продукт |
126,4 |
5,9% |
-1,9% |
6 |
6 |
Вертекс |
73,9 |
3,5% |
-4,9% |
7 |
7 |
Colgate Palmolive |
71,4 |
3,3% |
-0,7% |
9 |
8 |
Gaba Produktion |
65,4 |
3,1% |
44,8% |
8 |
9 |
Unilever |
46,4 |
2,2% |
-6,0% |
11 |
10 |
Coswell |
33,9 |
1,6% |
24,3% |
Бренды R.O.C.S., Lacalut и Splat сохранили первые позиции в рейтинге торговых наименований. Положительную динамику продемонстрировала только швейцарская паста «Элмекс» (+44,8%). У всех остальных брендов сократился объём реализации, максимальное падение было отмечено у марок «Лакалют», «Сенсодин» и Splat – на 14,4%, 13,4% и 13,3% соответственно.
Рейтинг брендов зубных паст по стоимостным объёмам продаж за 9 месяцев 2019 года
Рейтинг YTD Sep’18 |
Рейтинг YTD Sep’19 |
Бренд |
Объём продаж, млн руб. |
Доля, % |
Прирост, % YTD Sep’19 / YTD Sep’18 |
---|---|---|---|---|---|
1 |
1 |
R.O.C.S. |
507,9 |
23,8% |
-10,0% |
2 |
2 |
Лакалют |
395,0 |
18,5% |
-14,4% |
3 |
3 |
Splat |
211,0 |
9,9% |
-13,3% |
4 |
4 |
Сенсодин |
203,8 |
9,6% |
-13,4% |
5 |
5 |
Пародонтакс |
154,0 |
7,2% |
-5,3% |
6 |
6 |
President |
126,3 |
5,9% |
-1,9% |
7 |
7 |
Асепта |
73,9 |
3,5% |
-4,9% |
8 |
8 |
Colgate |
71,4 |
3,3% |
-0,7% |
10 |
9 |
Элмекс |
65,4 |
3,1% |
44,8% |
9 |
10 |
Лесной Бальзам |
41,8 |
2,0% |
-8,2% |
Претендентом на попадание в рейтинг является итальянская зубная паста Biorepair, которая за год нарастила объём продаж на 28,7%.
Стоматологи рекомендуют со сменой зубной пасты менять и зубную щётку, однако продажи по количеству тех и других в аптеках не совпадают. За год в среднем реализуется 5,6 млн штук щёток на сумму 1,36 млрд рублей (по данным за 2018 год). Динамика данной категории также отрицательная, тренд сохранился и в 2019 году. За 9 месяцев 2019 года было продано 3,7 млн зубных щёток, что соответствует 946,7 млн рублей (это на 5,7% ниже в рублях и на 13,9% ниже в штуках относительно января-сентября 2018 года).
Лидером у зубных щёток, как и среди паст, является марка R.O.C.S. А вот на 2-м месте находятся зубные щётки под брендом Colgate, зубная паста с тем же брендом занимает 8-ю строчку ТОП-10.
Самыми дешёвыми оказались паста (72,1 руб./шт.) и щётка (75,1 руб./шт.) под брендом «Лесной Бальзам». Самая дорогая паста – «Элмекс» (262,2 руб./шт.), щётка – «Сенсодин» (288,8 руб./шт.).
Бренд |
Зубная паста |
Зубная щётка |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
Рейтинг |
Доля, шт. |
Средневзвешенная цена, руб./шт. |
Рейтинг |
Доля, шт. |
Средневзвешенная цена, руб./шт. |
|
R.O.C.S. |
1 |
18,8% |
250,7 |
1 |
19,7% |
224,1 |
Лакалют |
2 |
16,0% |
229,2 |
6 |
6,8% |
229,4 |
Splat |
3 |
13,3% |
146,6 |
4 |
13,2% |
169,0 |
Сенсодин |
4 |
8,2% |
231,9 |
19 |
0,3% |
288,8 |
Пародонтакс |
5 |
7,9% |
180,5 |
13 |
0,7% |
244,3 |
President |
6 |
6,0% |
196,3 |
5 |
6,9% |
246,5 |
Лесной Бальзам |
7 |
5,4% |
72,1 |
10 |
2,9% |
75,1 |
Colgate |
8 |
4,9% |
133,9 |
2 |
15,6% |
143,4 |
Асепта |
9 |
3,5% |
197,9 |
- |
- |
- |
Элмекс |
10 |
2,3% |
262,2 |
14 |
0,5% |
254,9 |