Аптечный рынок России за 1-3 квартал 2014 года вырос на 8,5% и составил 603 млрд. руб.
Ведущие аптечные сети (ТОП-15) растут быстрее (13,7%). Концентрация ТОП-15 аптечных сетей увеличивается и по итогам 3-х кварталов составила 24,6%. Также отметим, что данный показатель растет от квартала к кварталу (по результатам 3 квартала доля ТОП-15 сетей составляет 25,4%). Таким образом, по итогам года доля ведущих сетей составит около 25% (тогда как в 2013 году аналогичный показатель был на уровне 21%).
Наибольший прирост оборота среди ТОП-15 по сравнению с 3 кварталом 2013 года показали сразу две аптечные сети «Фармленд» и «Самсон-фарма» (32%), в то время как уменьшился оборот только у сети «Фармаимпекс» (-3%).
Увеличение показателя концентрации связано с объединением ряда крупных аптечных сетей в 2013 году. В 2014 году процесс консолидации не продолжился.
В августе 2014 года «А5» и «Фармаимпекс» подписали соглашение о создании собственного маркетингового партнерства под маркой «Компас», которое должно дать возможность проводить совместные акции с производителями лекарств, получать «лучшие условия по прямым контрактам», а также позволит сформировать единый портфель продуктов под собственной торговой маркой. В октябре стало известно, что «А5» начала переговоры с «Фармаимпекс» об объединении. Объединенная сеть станет лидером рынка.
Финская Oriola-KD рассматривает возможность продажи своих активов в РФ, которые включают аптеки «Старый лекарь» и «03». Возможным покупателем называют аптечную сеть «A.V.E.Group».
Таким образом, перемены в аптечном ритейле продолжаются и дальше. И, возможно, по результатам года расклад сил на рынке опять изменится.
Рейтинг |
Аптечные сети |
Объем, млрд. руб. |
Доля на коммерче-ском сегменте, |
Прирост оборота по сравнению с |
Количество точек продаж |
3 кв. 2014 |
3 кв. 2013 | ||||
1 |
Ригла |
6,6 |
3,3% |
23% |
1 122 |
2 |
Имплозия |
5,9 |
2,9% |
15% |
1 100 |
3 |
АВЕ (вкл. 36,6) |
5,5 |
2,7% |
1% |
612 |
4 |
А5 |
4,7 |
2,3% |
20% |
992 |
5 |
Доктор Столетов (вкл. Озерки) |
4,5 |
2,2% |
19% |
345 |
6 |
Радуга (вкл. Первая помощь) |
4,5 |
2,2% |
10% |
794 |
7 |
Фармакор |
3,3 |
1,6% |
9% |
400 |
8 |
Фармаимпекс |
2,7 |
1,3% |
-3% |
524 |
9 |
Фармленд |
2,6 |
1,3% |
32% |
470 |
10 |
Планета здоровья |
2,2 |
1,1% |
5% |
530 |
11 |
Вита |
2,0 |
1,0% |
7% |
475 |
12 |
Классика |
1,9 |
0,9% |
12% |
172 |
13 |
Самсон-фарма |
1,7 |
0,9% |
32% |
37 |
14 |
Ладушка |
1,7 |
0,8% |
10% |
225 |
15 |
Мелодия здоровья |
1,5 |
0,7% |
17% |
488 |
|
ТОП-15 |
51,2 |
25,4% |
13,3% |
8 133 |
| |||||
Рейтинг |
Аптечные сети |
Объем, млрд. руб. |
Доля на коммерче-ском сегменте, |
Прирост оборота по сравнению с |
Количество точек продаж |
1-3 кв. 2014 |
1-3 кв. 2013 | ||||
1 |
Ригла |
19,2 |
3,2% |
19% |
1 122 |
2 |
АВЕ (вкл. 36,6) |
17,3 |
2,9% |
9% |
612 |
3 |
Имплозия |
16,4 |
2,7% |
13% |
1 100 |
4 |
А5 |
14,0 |
2,3% |
16% |
992 |
5 |
Доктор Столетов (вкл. Озерки) |
13,4 |
2,2% |
12% |
345 |
6 |
Радуга (вкл. Первая помощь) |
11,8 |
2,0% |
8% |
794 |
7 |
Фармаимпекс |
8,9 |
1,5% |
7% |
524 |
8 |
Планета здоровья |
7,3 |
1,2% |
9% |
530 |
9 |
Фармленд |
7,0 |
1,2% |
40% |
470 |
10 |
Фармакор |
6,8 |
1,1% |
12% |
400 |
11 |
Классика |
5,9 |
1,0% |
13% |
172 |
12 |
Вита |
5,9 |
1,0% |
6% |
475 |
13 |
Самсон-фарма |
5,2 |
0,9% |
24% |
37 |
14 |
Ладушка |
4,8 |
0,8% |
12% |
225 |
15 |
Мелодия здоровья |
4,5 |
0,7% |
21% |
488 |
|
ТОП-15 |
148,3 |
24,6% |
13,7% |
8 286 |