Обзор госпитальных закупок за 1 квартал 2016 года

Новость

По данным Госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, за январь-март 2016 года лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) было закуплено 196 миллионов упаковок лекарственных средств на сумму 43,9 миллиардов  рублей. В сравнении с первыми тремя месяцами прошлого года объемы закупок в упаковках упали на 11%, а в рублях на 8%.

Согласно опубликованному 2 декабря 2015 года постановлению правительства, в рамках госзакупки при наличии минимум двух предложений поставить лекарства, произведенные в ЕАЭС, заявки с иностранными препаратами не принимаются. Отечественные препараты в натуральном выражении всегда преобладают в сегменте госпитальных закупок. По итогам 1 квартала 2016 года доля составила 76%. В стоимостном объеме наблюдается рост доли отечественных производителей с 29% в 1 квартале 2015 года до 33% по итогам отчетного периода. Существенно выросли закупки лекарственных препаратов таких производителей, как «Фармасинтез» (Иркутск) (в 3 раза), «Биокад» (в 1,5 раза), «Эском НПК» (в 1,7 раза). Приведены компании из ТОП-20 по объему, показавшие максимальный прирост в стоимостном выражении.

Средневзвешенная стоимость закупленной упаковки лечебными учреждениями составила 223 рублей, что всего на 34% выше, чем в за 1 квартал 2015 года. Импортные препараты закупались в среднем за 630 рублей (снижение 3%), отечественные лекарства на порядок дешевле – за 3 месяца 2016 года средневзвешенная цена была на уровне 96 рублей (это на 17% выше, чем в 2015 году).

Заметим, что рост средневзвешенной стоимости упаковки отечественного препарата в большей мере обусловлен изменением структуры закупок и увеличением доли российских препаратов в сегменте с ценой свыше 500 рублей. Так, если в 1 квартале 2015 года доля ЛП отечественного производства составляла 16,5% в рублях и 25% в упаковках, то по итогам 2016 года доля выросла до 23% и 32% соответственно. Примечательно, что сегмент отечественных препаратов с ценой выше 500 рублей вырос в упаковках на 16% на фоне общего снижения закупок ЛПУ.

Также вырос в натуральном выражении вырос сегмент дешевых импортных препаратов (с ценой до 50 руб.) на 10%. Это связано с закупом конкурентоспособных по цене генериков таких производителей как B.Braun Melsungen, «Белмедпрепараты», Agio Pharmaceuticals.

В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за 3 месяцев 2016 года, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему являются [J]:  «Противомикробные препараты для системного использования». Группы [L]: «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы»  и [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» поменялись местами, соответственно первая заняла вторую строчку.

Максимальный прирост в денежном выражении среди препаратов рейтинга АТС групп   принадлежит лекарственным препаратам группы [R]: «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы»  (+3%), максимальный отрицательный прирост у группы [M]: «Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы» (-19%).

В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа первого  уровня [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь»: за 3 месяца 2016 года было закуплено 75,9 миллионов упаковок лекарственных средств. Отметим, что это единственная группа, у которой не изменились объемы закупок относительно 1 квартала 2015 года. В остальных группах наблюдается падение от 37% до 6%.

Лидерство по объемам закупки лекарственных средств лечебными учреждениями по итогам 1 квартала 2016 года сохранил бренд «Превенар», который занимает долю 3,7% от общего объема сегмента. Второе место у «Натрия хлорида» с долей 3,5%.

ТОР-10 брендов стоимостных  объемов продаж за 1 квартал 2016 года

Рейтинг

Изменение рейтинга

Бренд

Оборот,

1 кв. 2016,

млн. руб.

Доля,

1 кв. 2016, %

Прирост 1 кв. 2016/2015, %

1

-

ПРЕВЕНАР

1 635,5

3,7%

-32%

2

-

НАТРИЯ ХЛОРИД

1 555,3

3,5%

0%

3

-

КАЛЕТРА

954,1

2,2%

34%

4

-

ГЕРЦЕПТИН

826,8

1,9%

40%

5

+5

АВАСТИН

549,1

1,3%

30%

6

+1

КУРОСУРФ

493,6

1,1%

4%

7

+1

ЦЕФТРИАКСОН

447,4

1,0%

-1%

8

+4

ВАКЦИНА

445,9

1,0%

11%

9

+2

УЛЬТРАВИСТ

374,8

0,9%

-9%

10

+7

СЕВОРАН

350,4

0,8%

4%

Максимальный прирост среди десятки лидеров по стоимостным объемам принадлежит бренду «Герцептин»: в сравнении с 1 кварталом 2015 года в текущем году было закуплено на 40% больше. Бренды «Превенар» (-32%) и «Ультравист» (-9,0%) были закуплены в меньшем объеме, чем в прошлом году.

ТОР-10 брендов по натуральным объёмам продаж значительно отличается от рейтинга стоимостных продаж, несмотря на то, что здесь также лидирует бренд Натрия Хлорид. Наиболее часто в больницы поставляют данную позицию производства отечественных заводом «Эском» и «Медполимер» (совокупно доля около 41%) На втором месте, как и в прошлом году, находится бренд «Цефтриаксон». 3 производителя: ПХ «Фарм-центр», «Рафарма» и «Белмедпрепараты» удовлетворяют на 75% потребность больниц в данном препарате. На третьем месте по упаковкам находится бренд Глюкоза, который производят порядка 35 заводов. «Гематек» и «Мосфарм» занимают 40% объема поставок «Глюкозы» в больницы.

Максимальный рост принадлежит бренду «Цефтриаксон»: в 2016 году ЛПУ закупили на 30% больше упаковок, чем в 1 квартале прошлогго года. Существенное сокращение объёмов закупок в упаковках отмечено у брендов «Цефотаксим» (-34%), «Цефазолин» (-32%) и «Этиловый спирт» (-22%).

ТОР-10 брендов натуральных объемов продаж за 1 квартал 2016 года

Рейтинг

Изменение рейтинга

Бренд

Оборот,

1 кв. 2016,

млн. упак.

Доля,

1 кв. 2016, %

Прирост 1 кв. 2016/2015, %

1

0

НАТРИЯ ХЛОРИД

54,9

28,0%

9%

2

2

ЦЕФТРИАКСОН

11,1

5,6%

30%

3

-1

ГЛЮКОЗА

9,0

4,6%

-18%

4

-1

ЦЕФОТАКСИМ

5,9

3,0%

-34%

5

0

ЦЕФАЗОЛИН

4,4

2,3%

-32%

6

0

ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ

4,4

2,2%

-22%

7

0

МЕТРОНИДАЗОЛ

3,9

2,0%

-9%

8

1

ЦИПРОФЛОКСАЦИН

2,3

1,2%

7%

9

-1

АМИКАЦИН

2,3

1,2%

-17%

10

109

ЦЕФОСИН

1,7

0,9%

694%

Госпитальные закупки менее подвержены сезонным факторам в отличие от аптечных продаж. В большей мере на поставки в ЛПУ влияют сроки проведения тендера и график поставки. Поэтому по итогам года мы можем увидеть совершенно другую картину в распределении объемов в рублях и в упаковках между производителями и их препаратами.

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.