DSM Group: обзор продаж зубных паст за 2017 год

14.03.2018

Зубные пасты подразделяются на гигиенические и лечебно-профилактические. Первые подходят для каждодневного ухода, вторые используют в случае возникновения той или иной проблемы с зубами. Распространенный вид лечебно-профилактических паст — противокариозные, противовоспалительные и отбеливающие. За ними потребитель чаще предпочитает ходить в аптеку.

На аптечных полках в 2017 году было представлено 50 видов средств по уходу за полостью рта: зубные щетки и нити, освежители для полости рта, средства для чистки зубных протезов, жевательная резинка и многое другое. Однако наибольшую долю в натуральном выражении в сегменте средств для ухода за полостью рта занимают зубные пасты, которые, по данным за 2017 год, заняли 34,7% аптечного рынка в своем сегменте. На средства по уходу за зубными протезами пришлось 26,2% продаж в упаковках (кремы, гели, порошки, прокладки и другие специальные средства); 11,6% рынка заняли зубные щетки, включая электрические.

В розничном сегменте фармацевтического рынка реализуется широкий ассортимент зубных паст различных марок и объемов упаковки. В 2017 году потребителям был предоставлен выбор среди 1 124 полных наименований зубных паст, которые представляют 135 брендов. Кроме того, на рынке присутствовало большое количество профессиональных зубных паст с заявленным лечебных эффектом, например, R.O.C.S., Lacalut и Splat, которые являются лидирующими брендами по объемам продаж в денежном выражении.

За 2017 год аптечные сети реализовали 17,5 млн. упаковок зубной пасты для взрослых и детей на сумму 3,2 млрд. рублей (в розничных ценах). Объем продаж зубных паст сократился относительно 2016 года, как в стоимостном (-0,4%), так и в натуральном выражении (-2,2%). Средневзвешенная стоимость одной упаковки зубной пасты за год выросла на 1,9% и составила 184 рубля.

Российские рынок зубных паст практически поровну разделен между отечественными и зарубежными брендами. Однако пасты российского производства незначительно уступают долю на рынке: 44,9% в рублях и 49,9% в упаковках. Российские пасты смогли увеличить свою долю в натуральном выражении только за счет более низкого снижения спроса по сравнению с импортными средствами (-1,9% против -2,4% относительно 2016 г.). В стоимостном выражении прирост продаж был отмечен только у импортных зубных паст в результате роста средневзвешенной цены на 3,6%. А стоимость отечественной пасты наоборот сократилась на 0,1% и составила 165 руб./упак.

По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), рынок зубных паст высоко концентрирован, так, на ТОР-10 производителей приходится 91,4% российского рынка зубных паст в стоимостном выражении и 90,4% в натуральном. Тройка лидеров осталась неизменной. Из существенных передвижений стоит отметить падение компании Colgate Palmolive на 2 строчки в рейтинг - в результате существенного снижения объема продаж на 34,1% компания переместилась на 7 строчку ТОР-10 производителей. «Новичком» рейтинга стала отечественная фирма-производитель «Фармасофт», которая показала самый большой прирост продаж (+25,6% относительно 2016 года), благодаря чему и попала на 10 место. Рейтинг покинула компания Procter & Gamble, так как продажи основного бренда компании Blend-a-med сократились.

В 2017 году на аптечном рынке появилось 12 новых производителей. Так, например, компания Swiss Pharm Cosmetics, которая в феврале вывела свой бренд Clearasept, сумела закрепиться на рынке и по итогам года заняла долю 0,7%.

Рейтинг производителей по стоимостным объемам продаж, 2017 г.

Рейтинг 2016 г.

Рейтинг 2017 г.

Производитель

Доля от стоимостного объема продаж, 2017 г.

Прирост (руб.) 2017 г./2016 г.

1

1

Еврокосмед

26,4%

-0,3%

2

2

Dr.Theiss Naturwaren

20,0%

-2,9%

3

3

GlaxoSmithKline

18,3%

4,7%

4

4

Сплат-Косметика

11,2%

-6,4%

6

5

Betafarma

3,7%

-0,1%

7

6

Вертекс

3,1%

-0,6%

5

7

Colgate Palmolive

2,9%

-34,1%

8

8

Концерн Калина

2,3%

0,0%

9

9

Gaba Produktion

1,9%

-9,8%

11

10

Фармасофт

1,6%

25,6%

Рейтинг брендов по итогам двенадцати месяцев не претерпел значительных изменений. Бренды R.O.C.S., Lacalut и Splat удержали свои лидерские позиции. Максимальный прирост принадлежит бренду «Сенсодин» (+13,0%). Падение продаж показали 7 брендов из 10, наибольшее снижение показали бренды Colgate (-34,1%) и «Элмекс» (-9,8%).

Рейтинг брендов по стоимостным объемам продаж, 2017 г.

Рейтинг, 2016 г.

Рейтинг, 2017 г.

Бренд

Доля от стоимостного объема продаж, 2017 г.

Прирост (руб.) 2017 г./ 2016 г.

1

1

R.O.C.S.

26,1%

-1,6%

2

2

Lacalut

20,0%

-2,8%

3

3

Splat

11,2%

-6,4%

4

4

Сенсодин

10,8%

13,0%

5

5

Пародонтакс

7,0%

1,5%

7

6

Президент

3,7%

-0,01%

8

7

Асепта

3,1%

-0,6%

6

8

Colgate

2,9%

-34,1%

10

9

Лесной Бальзам

2,1%

0,8%

9

10

Элмекс

1,9%

-9,8%

Претендентами на попадание в рейтинг могут стать бренды Mexidol Dent, который за год нарастил объем продаж на 25,6%, и «новичок» 2017 года бренд Clearasept. Mexidol Dent уже вошел в рейтинг по упаковкам.

На ТОП-10 по натуральным объемам приходится 87,3% реализации. Тройка лидеров в упаковках осталась без изменений. По итогам года на 10 строчку вышли зубные пасты Mexidol Dent, показав наибольшую динамику (11,0%). Также высокими темпами выросли продажи торговой марки «Сенсодин» (11,0%). Отрицательная динамика привела к снижению позиций у бренда Colgate        (-32,4%).

Рейтинг брендов по натуральным объемам продаж, 2017 г.

Рейтинг, 2016 г.

Рейтинг, 2017 г.

Бренд

Доля от натурального объема продаж, 2017 г.

Прирост (упак.) 2017 г./ 2016 г.

1

1

R.O.C.S.

19,7%

0,4%

2

2

Lacalut

17,8%

-5,4%

3

3

Splat

15,7%

-4,4%

4

4

Сенсодин

8,7%

11,0%

5

5

Пародонтакс

7,0%

0,7%

7

6

Лесной Бальзам

5,0%

2,4%

6

7

Colgate

4,4%

-32,4%

8

8

Президент

4,0%

8,2%

9

9

Асепта

3,3%

4,6%

11

10

Mexidol Dent

1,8%

11,0%

 


Возврат к списку новостей