ПРЕССА: Конец доходной эпохи: выручка аптек упала на 14%\\ "ИЗВЕСТИЯ"

Пресса

Летом специалисты жду дальнейшего снижения продаж

По итогам мая выручка российских аптек упала на 14% относительно прошлого месяца. Об этом свидетельствуют материалы DSM Group, с которыми ознакомились «Известия». Снижение спроса на лекарства может говорить об экономии из-за уменьшения доходов граждан, но, скорее всего, оно обусловлено множеством других причин, считают эксперты. Например, перед уходом в самоизоляцию многие закупились лекарствами впрок и теперь используют запасы. Кроме того, за счет постоянного пребывания дома и частого мытья рук люди реже заболевали.

Резкий спад

В мае российские аптеки продали лекарств на 75,3 млрд рублей в розничных ценах. По сравнению с апрелем емкость рынка сократилась на 14%, рассчитали аналитики DSM Group. Относительно мая прошлого года выручка аптек снизилась не так значительно - на 2,1%. В натуральном выражении продажи оцениваются в 351,7 млн упаковок. Это на а 15,7% меньше, чем в апреле, и на 12,1%, чем в мае 2019 года.

Россияне стали меньше покупать лекарства всех категорий, за исключением противопаразитарных препаратов, инсектицидов и репеллентов (их реализация выросла на 0,5%). Больше всего снизились продажи группы «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы» (-28,1% относительно апреля), «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (-26,1%) и «Противомикробные препараты для системного использования» (-23,4%).

Схожие тенденции происходят на рынке биологически активных добавок (БАД). В мае аптеки продали 22,4 млн упаковок этих средств на 5,1 млрд рублей. В стоимостном выражении это на 10,9% меньше, чем в апреле, в натуральном выражении - на 14,9% меньше.

Ранее продажи лекарств в России, напротив, значительно росли. Так, в марте аптеки заработали рекордные 127,3 млрд рублей. Это на четверть с лишним больше показателя февраля (100,8 млрд рублей) и на 46% больше марта прошлого года. Аптечные продажи лекарств в апреле оцениваются уже в 87,6 млрд рублей. Это на 31,2% меньше, чем в марте, но все же выше показателя апреля прошлого года - на 4,7%. Отчасти сохранить выручку фармацевтам помогло увеличение цен в среднем на 7,6%, писали «Известия».

Туманное будущее

Дальнейшее падение выручки неизбежно, полагает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. Спрос в летние периоды на лекарственные препараты имеет картину сезонного падения всегда, пояснила она. Однако на фоне открытия интернет-торговли безрецептурными лекарствами аптеками нет оснований для прогнозов по их закрытию, считает эксперт.

Новости о значительном снижении спроса могут наводить на мысли о кризисном сокращении потребления, однако такой вывод не всегда верен, отметил президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. Колебания продаж сильно связаны с атипичностью периода самоизоляции, пояснил он. Например, частое мытье рук, соблюдение дистанции и других гигиенических процедур могли защитить россиян не только от коронавирусной инфекции, но и от других заболеваний, предположил эксперт. Пока нет оснований предполагать, что выручка аптек будет значительно снижаться, ведь на лекарствах люди экономят в последнюю очередь, подчеркнул эксперт. Однако более показательной будет статистика за больший временной период, добавил специалист.

В марте-апреле многие люди запасли впрок препараты, которые принимают регулярно, предполагает глава Союза потребителей России Петр Шелищ. Соответственно, теперь в покупке нет необходимости, и в продажах заметный спад.

За резким ростом спроса на фармпродукцию может последовать заметный спад, предупредил член Гильдии маркетологов Николас Коро. Перед уходом на домашний режим многие сделали покупки, даже с запасом, и теперь долгое время не будут нуждаться в лекарствах, пояснил он. Разумеется, отчасти спрос может быть компенсирован недавно разрешенной интернет-торговлей безрецептурными препаратами, но незначительно.

Наблюдаемое снижение продаж - это «откат» ажиотажного спроса, полагает в свою очередь доцент РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. Ранее локомотивом роста выручки был возросший спрос на препараты от ОРВИ, иммуномодуляторы и противомикробные препараты, напомнил он. Маловероятно, что объем рынка сократится, если только в очень краткосрочном периоде, считает эксперт. Большая часть ассортимента относится к категории неэластичных товаров (неэластичным экономисты называют спрос, который не зависит от уровня цен, доходов покупателей и других факторов), в связи с чем рост даже в кризисные периоды, отметил Александр Тимофеев. Кроме того, рынок очень неоднороден в зависимости от региона, указал специалист. Например, среднестатистический житель Москвы покупает 46 упаковок лекарств в год, а в среднем по России показатель составляет 28 пачек.

Впрочем, даже при негативном для аптек развитии событий рынок определенно поддержит разрешение интернет-торговли лекарствами, отметил эксперт. Закон о дистанционной продаже препаратов президент Владимир Путин подписал 3 апреля. Согласно документу, аптеки не смогут доставлять только наркотические и психотропные препараты, а также лекарства с объемной долей этилового спирта более 25%. При этом привозить препараты разрешено только фармацевтам.

Анна Ивушкина

https://iz.ru/1028033/anna-ivushkina/konetc-dokhodnoi-epokhi-vyruchka-aptek-upala-na-14

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.