ПРЕССА: Ценный сбор: выручка аптек в первом полугодии выросла на 14%// "ИЗВЕСТИЯ"

Пресса

Отечественные лекарства в среднем подорожали почти на четверть, импортные - на 8%.

Выручка российских аптек по итогам первого полугодия увеличилась на 14% в сравнении с тем же периодом 2019-го. Это следует из материалов аналитической компании DSM Group, с которыми ознакомились «Известия». Основная причина - в подорожании лекарств из-за падения рубля и ажиотажного всплеска спроса в марте, говорят эксперты. Отечественные препараты в среднем прибавили в цене 24%, импортные - 8%.

Арифметика здоровья

В первом полугодии российские аптеки выручили от розничной продажи лекарств 557,9 млрд рублей. Это на 13,9% больше, чем в аналогичный период 2019-го, свидетельствуют данные розничного аудита фармацевтического рынка РФ, который провела DSM Group. В натуральном выражении продажи лекарств в январе-июне оцениваются в 2,6 млрд упаковок. Это только на 3,1% больше, чем в первом полугодии 2019-го. Такую разницу в приросте показателей может обеспечивать увеличение цен на лекарства или смещение спроса в сторону упаковок большего объема.

Пик продаж в аптеках за прошедшую часть года пришелся на март. Тогда россияне купили лекарств на рекордные 127,2 млрд рублей. Для сравнения: в марте 2019 года продажа препаратов принесла аптекам на 46% меньше денег. Как писали «Известия», выросла реализация всех категорий препаратов. По-прежнему наиболее популярными оставались средства для пищеварительного тракта и обмена веществ, для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, а также средства от ОРВИ. Рост выручки аптек обеспечило повышение цен на фоне снижения курса рубля и ажиотажный спрос: люди закупались впрок перед уходом в режим самоизоляции.

В апреле продажи лекарств упали до 87,6 млрд рублей, в мае - до 75,3 млрд рублей, зафиксировали аналитики DSM Group.

В июне реализацию препаратов оценивают в 75,4 млрд рублей. Это нетипичная ситуация, указано в отчете. В летний сезон аптечные продажи лекарств обычно снижаются, отметили аналитики, а в этом году относительно мая емкость рынка даже выросла на 0,1% в денежном выражении. По сравнению с июнем 2019 года объем продаж в шестом месяце 2020 года показал прирост на 2,1%.

Увеличение выручки аптек связано преимущественно с ростом цен, следует из отчета. За год средневзвешенная стоимость упаковки отечественных лекарств стала выше на 23,8% и достигла в июне 115 рублей, указали аналитики. При этом цена на импортные препараты выросла только на 7,5% - до 381 рубля за пачку.

Тенденции в продажах биологически активных добавок схожи с теми, что происходят на рынке лекарств. По итогам первого полугодия 2020-го коммерческий рынок БАДов вырос в рублях на 21,3% относительно аналогичного периода 2019-го и составил 35,2 млрд рублей. В упаковках за этот же период продажи увеличились на 2,6%, до 158,7 млн пачек. Средневзвешенная цена выросла со 188 рублей за упаковку в июне 2019 года до 222 рублей в 2020-м.

Растут вместе с долларом

Безусловно, в первую очередь увеличение фармрынка связано с ростом цен, согласен профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов. Отрасль глубоко зависит от импорта - даже отечественные средства в большинстве случаев изготавливаются из сырья зарубежного производства, и, соответственно, цены связаны с курсом валюты, отметил эксперт.

- Здесь мы видим последствия снижения курса рубля и влияние пандемии, рост спроса на средства защиты и профилактики. Но есть и другие причины. Это фактор возникшей у потребителей паники, ажиотажного спроса и закупок впрок, - пояснил Вячеслав Чеглов.

Однако в ближайшее время можно ожидать снижения продаж лекарств, считает специалист: доходы населения не растут, а закупленные впрок медикаменты надо еще использовать (или выбросить по истечении срока годности).

Данные, имеющиеся у ГК STADA, говорят о росте рынка только в денежном выражении, в упаковках увеличения не наблюдается, сообщил коммерческий директор компании в России и СНГ Игорь Бахметьев.

- Компонент изменения цены составляет около 7-8%. И, очевидно, это основной драйвер роста рынка. Это, с одной стороны, является отражением инфляционного роста цен, с другой стороны - изменением структуры рынка по продуктам, - указал он.

Нельзя отрицать и влияние ажиотажного спроса на препараты в марте 2020-го, но тогда цены росли кратковременно, добавил Игорь Бахметьев. По его словам, до конца года значимых предпосылок для подорожания лекарств нет - ожидаются лишь изменения, связанные с инфляцией.

Значительный рост выручки при небольшом увеличении продаж в упаковках можно объяснить еще одной особенностью, отметил основатель и гендиректор агрегатора «Мегаптека.ру» Дмитрий Чирков. Так как этой весной многие покупатели стали запасаться медикаментами впрок, они чаще обычного предпочитали брать большие упаковки, более выгодные в долгосрочной перспективе, пояснил он. Когда аналитики считают продажи в натуральном выражении, для них, как правило, нет разницы между упаковками на 10 таблеток и на 20, а для покупателя она есть.

Около 23% россиян сталкиваются с проблемами при приобретении медикаментов, сообщали «Известия» ранее. Число таких пациентов в сравнении с прошлым годом снизилось почти вдвое. Тем не менее основные причины недоступности лекарств прежние - нехватка средств на покупку (58% в 2020-м против 55% в 2019-м) и отсутствие нужных препаратов в аптеках (39% против 38%).

Анна Ивушкина

https://iz.ru/1042068/anna-ivushkina/tcennyi-sbor-vyruchka-aptek-v-pervom-polugodii-vyrosla-na-14

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.