Предметы ухода за больными (ПУБ) – особый сегмент нелекарственного ассортимента аптек, который обеспечивает оптимальные условия для надлежащего гигиенического ухода за пациентами, облегчая их положение и предотвращая развитие осложнений в процессе лечения. Эта группа медицинских изделий используется как в больничных учреждениях, в период реабилитации пациента после операции, во время осмотров у врача, так и в домашних условиях при уходе за лежачими больными.
По итогам первых 7 месяцев 2020 года ёмкость рынка предметов ухода за больными составила 12,2 млн упаковок на сумму 6,01 млрд рублей, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group. Относительно января-июля прошлого года объём реализации средств ухода за больными вырос на 6,3% в стоимостном объёме. При этом в упаковках, наоборот, отмечено падение продаж на 3,0%.
В классификации ПУБ компания DSM Group выделяет порядка 13 различных типов товаров. К ним относятся урологические подгузники (доля 59,1% в руб.) и прокладки (27,7%), впитывающие пелёнки для взрослых и гигиенические простыни (12,1%), фиксирующие трусы (0,7%) и прочие изделия (доля 0,3%; компрессные и подкладные клеёнки, подгузники для детей с недержанием, рукавицы для мытья, гигиенические полотенца). Лидером в натуральном объёме являются урологические прокладки – их вес составляет 48,2%.
Структура продаж предметов ухода за больными по типам товаров, январь-июль 2020 года
Ведущим брендом в категориях «урологические подгузники» и «пелёнки и простыни» в январе-июле 2020 года стала марка Seni (доля 61,6% и 55,4% в руб. соответственно). Наибольший объём в продажах урологических прокладок приходится на бренд MoliMed (38,9%), у Seni с долей 37,7% второе место.
Топ-5 брендов (доля, %) предметов ухода за больными по стоимостному объёму в разрезе основных категорий, январь-июль 2020 года