Рейтинг аптечных сетей по итогам 1 квартала 2021 года
Ожидаемо в 1 квартале 2021 года прирост аптечного рынка был отрицательным. Совокупно за 3 месяца емкость продаж через аптеки составила 363 млрд. руб., что на 9% ниже показателя 2020 года. И конечно, на фоне такой картины было интересно посмотреть, какие результаты покажут ведущие аптечные сети. Из ТОП-50 игроков половина игроков закрыло квартал с отрицательным приростом (24 аптечные сети). Совокупно пятьдесят аптечных сетей упали всего на -0,1%. Таким образом, концентрация аптечных сетей на рынке увеличилась – ТОП-50 занимают 73%.
Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные аптечных сетей
Заметно увеличилась доля в ТОП-20 с 58% до 63,5%. Такая динамика обусловлена как органическим развитием сетей, так и укрупнением ведущих игроков. Так, в «ИРИС» с 2021 года стала входить ижевская сеть «Фармаимпекс». В результате суммарный объем этого объединения составляет 16,8 млрд. руб., что вывело «ИРИС» на третью строчку рейтинга.
Заметно поднялся в рейтинге «Апрель». По итогам 1 квартала 2020 года сеть занимала 9 место. В текущем рейтинге она поднялась на 5 позиций на 4 строчку. Это произошло и за счет роста количества точек в сети с 1550 аптек до 2059 аптек.
Отдельно стоит сказать про развитие онлайн торговли. Здесь все пока растет. И рынок, и количество участников, и тех, кто хочет выйти в этот сегмент. По итогам 1 квартала доля лекарств, заказанных в интернете, составила 7,9% (аналогичный показатель в 1 квартале 2020 года был на уроне 6,1%). Таким образом, несмотря на снижение продаж в целом на аптечном рынке, сегмент eCom демонстрирует прирост – свыше 20% за январь-март 2021 года. Не удивительно, что сервисы дистанционного заказа демонстрируют положительную динамику. И поэтому в этот рынок стремятся известные маркетплейсы: Озон, Вайлдберриз, Яндекс.
2021 год может стать переломным для развития аптечной розницы. Государственное регулирование ужесточается. Идет активное обсуждение законопроекта, которое может ограничить маркетинговые бюджеты, отсрочку платежей, а также долю сети на конкретной территории. Делается это для увеличения доступности лекарственных средств для населения. Но данное утверждение очень спорное и может, наоборот, негативно сказаться на деятельности аптеки.