За девять месяцев 2015 года по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) было закуплено 54,1 миллионов упаковок лекарственных средств на сумму 84,8 миллиарда рублей. В сравнении с первыми девятью месяцами прошлого года объемы закупок в упаковках сократились на 3,5%, а в рублях выросли на 17,2%.
В текущем году уменьшились объемы закупок в упаковках лекарственных средств как отечественного, так и импортного производства на 5,8% и 1,6% соответственно. В стоимостных объемах произошло увеличение доли отечественных препаратов на 148,0% и сокращение импортных на 2,7%. С начала года доля отечественных препаратов составила 28%, тогда как в предыдущие периоды она была на уровне 12-14%.
В сегменте ДЛО лидерами среди АТС групп второго уровня за девять месяцев 2015 года, как и в прошлом году по стоимостным объемам продаж, являются «Противоопухолевые препараты» [L01], которые занимают 29,4% в структуре продаж. Объемы закупки противоопухолевых лекарственных средств в 2015 году увеличились как в рублях (+16,5%), так и в упаковках (+15,7%).
Максимальный прирост среди препаратов рейтинга АТС групп принадлежит лекарственным препаратам группы «Противопаразитарные препараты» [P] (+241,6%), отрицательный прирост показывают «Препараты для лечения органов чувств» [S] (-17,6%).
В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы» [С]: с января по сентябрь было закуплено 15,2 миллионов упаковок лекарственных средств - на 10,0% меньше, чем за девять месяцев 2014 года.
Впервые за несколько лет произошла смена лидеров рейтинга стоимостных объемов продаж. Первые два места заняли бренды отечественных производителей – Борамилан ФС и Ацеллбия. Лидеры прошлых периодов, единственные из ТОР-10, сократили объемы реализации: бренд Мабтера и Велкейд на 65,5%. Максимальное увеличение принадлежит брендам Генфаксон (+56,0%) и Коагил (+25,8%).
ТОР-10 брендов стоимостных объемов продаж за 9 месяцев 2015 года
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Доля, 9 мес. 2015, % |
Прирост 9 мес.2015 г./9 мес.2014 г., % |
1 |
- |
БОРАМИЛАН ФС |
6,3% |
- |
2 |
- |
АЦЕЛЛБИЯ |
6,0% |
- |
3 |
0 |
КОПАКСОН-ТЕВА |
5,9% |
4,4% |
4 |
-3 |
МАБТЕРА |
3,2% |
-65,4% |
5 |
-1 |
ЛАНТУС |
3,0% |
19,1% |
6 |
-1 |
КОАГИЛ |
2,9% |
25,8% |
7 |
0 |
ГЕНФАКСОН |
2,8% |
56,0% |
8 |
-6 |
ВЕЛКЕЙД |
2,6% |
-65,5% |
9 |
-3 |
ГЕРЦЕПТИН |
2,3% |
20,0% |
10 |
-1 |
РЕМИКЕЙД |
2,3% |
31,0% |
В ТОР- 10 брендов по натуральным объемам продаж изменения не столь значительны. Поднявшись на одну ступень (+42,0%), на первом месте оказался бренд Ацекродол. На втором месте – бренд Верошпилактон также значительно увеличил объемы закупки в упаковках (+63,5%). Третье место, как и в прошлые периоды, занимает бренд Лориста. Лидер прошлого года Бисопролол покинул ТОР-10. Максимально сократились объемы закупок брендов Хумулин (-13,8%) и Беродуал (-9,4%).
ТОР-10 брендов натуральных объемов продаж за 9 месяцев 2015 года
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Доля,9 мес. 2015, % |
Прирост 9 мес.2015 г./9 мес.2014 г., % |
1 |
+1 |
АЦЕКАРДОЛ |
3,4% |
42,0% |
2 |
+8 |
ВЕРОШПИЛАКТОН |
1,9% |
63,5% |
3 |
0 |
ЛОРИСТА |
1,7% |
-9,1% |
4 |
+2 |
АТОРИС |
1,6% |
10,6% |
5 |
-1 |
БЕРОДУАЛ |
1,6% |
-9,4% |
6 |
-1 |
ХУМУЛИН |
1,5% |
-13,8% |
7 |
+2 |
ЛАНТУС |
1,4% |
19,3% |
8 |
-1 |
ДИАБЕТОН |
1,4% |
-3,2% |
9 |
-1 |
АМИНАЗИН |
1,3% |
3,5% |
10 |
+3 |
ФОРМЕТИН |
1,3% |
28,0% |