Рынок средств ухода за полостью рта в России довольно разнообразен. И хотя сегодня в арсенал средств входят порошки, ополаскиватели, зубные щетки, нити, освежители и пр., основной объём этого сектора рынка занимают именно зубные пасты. Средства ухода за полостью рта имеют широкую географию продаж: это и супермаркеты, и специализированные магазины, в том числе и аптеки. При этом на долю аптечного ритейла приходится порядка 20-25% общего объёма реализации зубных паст.
По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), в 2015 году через аптечную сеть было реализовано 18,1 млн. упаковок зубных паст на сумму 2,2 млрд. рублей (в ценах закупки аптек). Это на 2,4% меньше чем в 2014 году в стоимостном выражении и на 18,6% в натуральном выражении. Средневзвешенная стоимость одной упаковки зубной пасты по итогам 2015 года составила 130 рублей, что больше на 5,8% цены 2014 года и на 26,9% в сравнении с 2013 годом.
В аптеках по данным за 2015 год было представлено более 110 наименований различных зубных паст и более 860 позиций с учётом формы выпуска и объема упаковки. Наиболее широкую линейку зубных паст представляет Procter&Gamble (бренд «Бленд-А-Мед», «Блендакс») – в аптеках было реализовано порядка 130 различных наименований зубных паст. Самая покупаемая паста данного производителя – «Бленд-а-Мед 3d Вайт Люкс» 75 МЛ №1. Порядка 70 наименований зубных паст в 2015 году было реализовано у каждого из производителей «Сплат-Косметика» и Colgate Palmolive. Также широко на аптечных полках представлен ассортимент отечественных производителей «Невская косметика» и «Концерн Калина», зубные пасты которых находятся в низком ценовом сегменте (средняя стоимость упаковки по итогам 2015 года 67 и 48 рублей соответственно).
Рынок зубных паст остается высококонцентрированным: ТОР-10 брендов занимают 92,0% стоимостного объёма продаж и 89,1% натурального. Тройка лидеров брендов 2015 года осталась неизменной по сравнению с предыдущим годом, при этом доля лидеров – бренды Rocs и «Лакалют» – составила около половины рынка.
В 2016 году сокращение объёмов реализации зубных паст продолжилось. По итогам первого квартала 2016 года рынок зубных паст в стоимостном объёме сократился на 17,0% к аналогичному периоду 2015 года и составил 503,5 млн. рублей, в натуральном выражении падение рынка ещё существеннее: - 24,1% (3,9 млн. упаковок).
В первом квартале 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года в рейтинге брендов по стоимостным объёмам продаж существенных изменений не произошло, только лишь бренд «Аквафреш» занял десятую строчку, вытеснив бренд «Бленд-а-Мед». Все бренды, за исключением «Асепта» (+8,3%), сократили объёмы реализации. Максимальное сокращение коснулось брендов «Президент» (-37,2%) и «Пародонтакс» (-27,3%), минимальное – «Аквафреш» (-5,8%) и Splat (-8,0%).
Рейтинг брендов по стоимостным объёмам продаж, 1 кв. 2016 г.
Номер в рейтинге |
Изменение в рейтинге |
Бренд |
Доля, 1 кв. 2016 |
Прирост 1 кв. 2016г./1 кв. 2015 г. |
1 |
0 |
Rocs |
30,5% |
-13,0% |
2 |
0 |
Лакалют |
20,9% |
-18,8% |
3 |
0 |
Splat |
10,6% |
-8,0% |
4 |
0 |
Сенсодин |
9,5% |
-4,9% |
5 |
0 |
Пародонтакс |
6,0% |
-27,3% |
6 |
0 |
Colgate |
4,4% |
-23,2% |
7 |
0 |
Президент |
3,6% |
-37,2% |
8 |
0 |
Асепта |
2,8% |
8,3% |
9 |
0 |
Элмекс |
1,9% |
-22,3% |
10 |
1 |
Аквафреш |
1,8% |
-5,8% |
В рейтинге натуральных объемов продаж все бренды показывают отрицательную динамику роста. Те бренды, которым удается минимизировать сокращения объемов в сравнении с ближайшим конкурентом, поднимаются по ступеням рейтинга вверх: Rocs, «Сенсодин», «Лесной бальзам» и т.д. Бренды «Президент» и Colgate показывают максимальное сокращение среди десятки лучших: - 47,6% и -32,8% соответственно.
Рейтинг брендов по натуральным объёмам продаж, 1 кв. 2016 г.
Номер в рейтинге |
Изменение в рейтинге |
Бренд |
Доля, 1 кв. 2016 |
Прирост 1 кв. 2016г./1 кв. 2015 г. |
1 |
1 |
Rocs |
21,4% |
-16,7% |
2 |
-1 |
Лакалют |
19,6% |
-25,9% |
3 |
0 |
Splat |
14,7% |
-13,0% |
4 |
1 |
Сенсодин |
8,0% |
-16,3% |
5 |
-1 |
Colgate |
7,3% |
-32,8% |
6 |
0 |
Пародонтакс |
6,3% |
-27,6% |
7 |
1 |
Лесной Бальзам |
3,7% |
-28,3% |
8 |
-1 |
Президент |
3,6% |
-47,6% |
9 |
1 |
Асепта |
2,7% |
-4,9% |
10 |
3 |
Аквафреш |
2,0% |
-10,3% |
Средневзвешенная стоимость упаковки зубной пасты по итогам первого квартала 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года выросла на 9,4% и составила 130 рублей. Можно предположить, что бурный рост цен, который мы наблюдали в 2015 году, закончился. Так, в 1 квартале 2015 года рост цен к аналогичному периоду 2014 года был значительно существеннее, например, стоимость упаковки зубной пасты «Сенсодин» выросла в тот период на 33,5%, а в этом году на 13,5%.
Максимальный рост цен в 1 квартале 2016 года наблюдается у брендов «Президент» (+19,9%), и «Элмекс» (+16,2%), минимальный – «Пародонтакс» (+4,4%).