По данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group, за первое полугодие 2017 года в аптеках страны было продано 15,4 млн. упаковок средств для ухода за больными на сумму 6,1 млрд. рублей в розничных ценах. Это на 8,4% больше чем за аналогичный период 2016 года в рублях и на 8% в упаковках.
«Средневзвешенная стоимость одной упаковки средства для ухода за больными в розничных ценах по итогам первых 6 месяцев 2017 года незначительно увеличилась (на 0,4%) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составила 392 руб., - отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. - Наибольшее увеличение средневзвешенной стоимости упаковки средств для ухода за больными среди ТОП-10 показали бренды Depend (+10,6%) и Molipants (+9,7%). Бренды Seni и Molinea отметились снижением стоимости на 7% и 4,2% соответственно».
В настоящее время аптеки предлагают порядка 13 типов товаров для ухода за больными. Наиболее востребованными являются урологические подгузники, которые занимают 58,2% в структуре продаж аптек в данном сегменте (на 0,9% меньше, чем в первые 6 месяцев 2016 года). 20,6% средств потребители тратили на приобретение урологических прокладок (против 18,5% в январе-июне 2016 года). 3 место по популярности в стоимостном выражении заняли урологические пелёнки и простыни – 15,7% (доля выросла на 0,8%).
Ассортимент урологических подгузников, реализуемых через аптечные сети, достаточно широк: около 170 торговых наименований 15 различных брендов.
Бесспорным лидером уже многие годы остается бренд Seni, доля которого по итогам первых 6 месяцев 2017 года составила 59,1% в стоимостном и 52,6% в натуральном выражении. Показатели прироста объёма реализации возросли на 5,4% в рублях и на 6,8% в упаковках. Бренд Depend активно наращивает объем продаж в стоимостном и натуральном выражении (на 66,0% и 62,5% соответственно), в результате чего Depend смог сместить Molipants на позицию ниже, чем в соответственном периоде 2016 года.
Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Урологические подгузники» за 6 месяцев 2017 г.
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 6м 2017г./ 2016 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 6м 2017г./ 2016г., упак. |
SENI |
59,1% |
5,4% |
52,6% |
6,8% |
TENA |
25,2% |
-3,7% |
20,4% |
-8,4% |
MOLICARE |
8,9% |
29,2% |
5,7% |
21,3% |
DEPEND |
3,0% |
66,0% |
3,9% |
62,5% |
MOLIPANTS |
2,5% |
15,2% |
16,2% |
5,0% |
Второе место по популярности у потребителей по праву принадлежит сегменту «Урологические прокладки», которые с каждым годом всё больше набирают популярность (в 2012 году предпочтение данному сегменту отдавали 15,8% потребителей, а в 2017 уже 20,6%). Закупки средств данного сегмента возросли за первые 6 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года на 20,5% в стоимостном и 18% в натуральном выражении. Ассортимент сегмента более узок: на рынке присутствует лишь 9 брендов, производимые 6 компаниями. Стоит отметить, что рынок урологических прокладок очень высоко концентрирован. Тройка лидеров занимает более 97,2% объёма продаж аптек. Лидером стоимостного рейтинга стал бренд Molimed (37,5% потребителей в январе-июне отдали своё предпочтение данному бренду). В рейтинге по натуральному объёму продаж лидирует бренд Seni (доля рынка составила 42,3%).
Наиболее быстрорастущим брендом пятерки лидеров стал Molimed: +41,2% в рублях и +29,3% в натуральном выражении. Данный прирост повлиял на увеличение присутствия бренда на рынке как в стоимостном, так и в натуральном выражении (+5,5% в рублях и +1,6% в упаковках).
Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Урологические прокладки» за 6 месяцев 2017 г.
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 6м 2017г./ 2016 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 6м 2017г./ 2016г., упак. |
MOLIMED |
37,5% |
41,2% |
30,4% |
29,3% |
SENI |
34,8% |
23,5% |
42,3% |
27,8% |
TENA |
24,9% |
-3,0% |
24,6% |
-3,6% |
MATOPAT |
1,4% |
6,2% |
1,2% |
4,6% |
EURON |
0,6% |
25,4% |
0,6% |
17,4% |
Третьей по ёмкости среди средств для ухода за больными являются «Впитывающие пелёнки и простыни». Она занимает 15,7% рынка в стоимостном объёме и 19,2% в натуральном. Данная группа значительно выросла по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (14,9% в рублях и 18,6% в упаковках). Лидером в этой группе является бренд Seni, занимающий долю около 40% от объёмов продаж группы в стоимостном выражении. При сравнении двух периодов максимальный рост принадлежит брендам Euron (68,6% в рублях и 73,4% в упаковка) и Seni (+56% в рублях и 59,6% в упаковках), сокращение показал бренд Tena (-33,1% в рублях и в упаковках).
Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Впитывающие пеленки и простыни» за первые 6 месяцев 2017 г.
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 6м 2017г./ 2016 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 6м 2017г./ 2016г., упак. |
SENI |
40,4% |
56,0% |
35,8% |
59,6% |
TENA |
23,8% |
-33,1% |
25,1% |
-33,1% |
MOLINEA |
21,4% |
44,3% |
12,4% |
50,7% |
АНГЕЛИНА |
5,0% |
-17,4% |
12,3% |
-14,6% |
EURON |
4,8% |
68,6% |
8,3% |
73,4% |