Средства барьерной контрацепции в 2017 году составляют 2,8% продаж парафармацевтических групп товаров. Аптеки не основной канал продаж презервативов, но ассортимент барьерной контрацепции представлен достаточно широко: за 2017 год в аптеках продавалось 442 наименования презервативов, которые представляют 48 брендов 39 производителей.
По данным Ежемесячного розничного аудита DSM Group, рынок барьерных контрацептивов вырос на 15,3% в стоимостном выражении и 13,1% в натуральном, в том числе, и за счет возвращения бренда Durex, который смог восстановить утраченные позиции на рынке контрацептивов. Таким образом, в 2017 году емкость рынка презервативов составила 27,9 млн. упаковок или 6,8 млрд. рублей.
Производители ежегодно модернизируют технологию производства и материалы, из которых изготавливаются презервативы, поэтому на рынке постоянно появляются новые игроки. Так, в 2017 году на полках появились три «новичка», ранее не представленные в аптеках: Okamоto, Iris и «Ванька-Встанька». Помимо этого, производители выпускают средства барьерной контрацепции в упаковках различных объемов от «№1» до «№144». Наиболее востребованными у потребителя остаются упаковки, содержащие три презерватива, которые занимают 69,1% рынка в натуральном выражении. В рублях лидирует упаковка «№12», которая составляет 48,3% в объеме выручки аптек в своем сегменте.
На рынке появилась тенденция роста потребительского спроса на пачки презервативов с большим объемом упаковки. В 2017 году появились упаковки с объемами «№8», «№30». Наибольшим приростом продаж отметились упаковки «№10» (продажи выросли почти в 5 раз) и «№18» (+43,2% в упаковках и +31,5% в рублях относительно 2016 г.). При этом спад объемов продаж затронул только упаковки «№2» и «№4», а упаковка «№5» вообще ушла с рынка.
На 2,0% выросла средневзвешенная стоимость одной упаковки контрацептивов по итогам 2017 года и составила 243 рубля. При этом в аптеке один презерватив в среднем обходится покупателю в 47 рублей. При рассмотрении цен на бренды из ТОР-10 можно отметить, что у 7 марок наблюдается снижение стоимости. Максимальное падение цены было отмечено у «Сенсекс» (один презерватив стал стоить на 13,3% дешевле), максимальный рост цен коснулся бренда Masculan (+3,9%). Самым дешевым оказался презерватив под брендом Viva (14 руб./шт.), самый дорогой бренд – «новичок» рейтинга Softex (241 руб./шт.).
За год состав шестерки лидеров рынка барьерной контрацепции в стоимостном выражении не перетерпел изменений. На протяжении нескольких лет бренд Contex удерживает лидирующую позицию. Данный бренд занял 48,2% рынка, несмотря на снижение продаж на 11,8%.
Снижение продаж в денежном выражении марок Contex, Vizit и Sico в большей мере связано с возвращением «утраченных» в 2016 году позиций Durex. В середине июня 2016 года Росздравнадзор запретил продажу на территории Российской Федерации 11 видов продукции Durex из 13, так как они не были зарегистрированы в установленном порядке. Уже на следующий день после распоряжения надзирающих органов государственной власти о запрете продажи барьерной контрацепции, Durex внесла необходимые документы на регистрацию своих изделий. Благодаря этому с 22 сентября 2016 года на территории России допущены к обращению 8 торговых наименований Durex. Отметим, что в июле-сентябре 2017 года продажи Durex вышли на уровень «до запрета» – то есть 1,5 млн. штук презервативов в месяц. Это позволило компании существенно нарастить оборот и занять 25% рынка.
Рейтинг брендов по стоимостным объемам продаж, 2017 г.
Рейтинг 2016 |
Рейтинг 2017 |
Бренд |
Доля рынка, 2017 |
Прирост, 2017 г. / 2016 г., % |
1 |
1 |
Contex |
48,2% |
-11,8% |
2 |
2 |
Durex |
34,9% |
126,7% |
3 |
3 |
Vizit |
6,7% |
-0,9% |
4 |
4 |
Sico |
3,3% |
-11,8% |
5 |
5 |
Viva |
1,9% |
28,5% |
6 |
6 |
Play Boy |
1,6% |
40,8% |
8 |
7 |
Спарта |
0,7% |
9,4% |
7 |
8 |
Сенсекс |
0,5% |
-55,9% |
13 |
9 |
Masculan |
0,5% |
392,8% |
10 |
10 |
Softex |
0,4% |
29,1% |
Максимальное снижение объемов продаж коснулось китайского бренда «Сенсекс» (-55,9% в рублях и -52,3% в упаковках), который покидает аптечный рынок, что позволило тайской «Спарте» подняться на 1 позицию вверх. Максимальный прирост показал бренд Masculan (+392,8% в руб.), поднявшись на 4 строчки вверх.
За 2017 год в аптеках было продано 143,8 млн. штук барьерных контрацептивов (на 15,0% больше, чем в 2016 г.). Состав рейтинга по количеству проданных презервативов практически повторяет стоимостной рейтинг.
Рейтинг брендов по количеству проданных презервативов, 2017 г.
Рейтинг 2016 |
Рейтинг 2017 |
Бренд |
Доля рынка, 2017 г. |
Прирост, 2017 г. / 2016 г., % |
Цена за один презерватив, руб. |
1 |
1 |
Contex |
50,0% |
-4,4% |
45,4 |
2 |
2 |
Durex |
24,1% |
136,2% |
68,2 |
3 |
3 |
Vizit |
8,9% |
7,1% |
35,5 |
4 |
4 |
Viva |
6,4% |
29,3% |
13,6 |
5 |
5 |
Sico |
3,6% |
-11,2% |
43,3 |
7 |
6 |
Спарта |
1,2% |
9,4% |
28,8 |
9 |
7 |
Play Boy |
1,0% |
43,0% |
75,9 |
6 |
8 |
Сенсекс |
1,0% |
-49,1% |
22,8 |
10 |
9 |
Неваляшка |
0,6% |
-10,4% |
4,8 |
15 |
10 |
Masculan |
0,6% |
374,2% |
38,9 |