Согласно данным Госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), с января по сентябрь 2018 года для нужд ЛПУ было приобретено 634,2 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму порядка 170,3 млрд рублей в закупочных ценах (аналитические данные отражают факты оплаты и поставки исполненных за первые 9 месяцев контрактов). На закупку необходимых лекарственных препаратов для больниц было потрачено на 7,2% меньше бюджетных средств относительно 9 месяцев 2017 года, в результате чего объём закупленных упаковок сократился на 11,8%.
Средневзвешенная стоимость одной упаковки лекарственного средства, закупаемого для ЛПУ, в январе-сентябре 2018 года составила 268,5 рублей, что на 5,2% дороже, чем в аналогичном периоде 2017 года. Однако при этом у наиболее востребованных препаратов средневзвешенная цена показала падение: 16 брендов из ТОП-20 закупались по более низким ценам. Максимальное снижение было отмечено у противовирусного средства прямого действия «Тивикай» производителя GSK: в 2018 году цена была на 34,1% ниже, чем за 9 месяцев 2017 года.
Традиционно доля отечественных препаратов в натуральном выражении (77,7%) значительно выше, чем в стоимостном (39,0%). Нельзя не отметить существенное изменение в структуре закупок. В последние годы одна из наблюдаемых тенденций на фармрынке – это «переключение» с импортных препаратов на отечественные. Так, за год доля российских препаратов выросла на 4,5% в рублях и на 2,7% в упаковках. Основной вклад в такой рост закупок российских ЛП в рублях в 2018 году внесли следующие позиции: противоопухолевое средство «Авегра» (+254,4%), АРВ-препарат «Симанод» (+127,8%).
Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых девяти месяцев 2018 года составила 735,3 рублей, что на 9,9% больше, чем в январе-сентябре 2017 года. Несмотря на рост стоимости российских лекарств на 14,6%, она всё равно значительно отстаёт (более, чем в 5 раз) от цены на зарубежные ЛП и составляет около 134,9 руб./упак.
Второй тенденцией российского фармрынка является рост доли дженериков в общей структуре закупок лекарственных препаратов. За 9 месяцев 2018 года доля дженериковых препаратов увеличилась на 2,3% в денежном эквиваленте и на 1,0% в натуральном относительно аналогичного периода прошлого года. При этом на оригинальные препараты приходится только 4,3% в упаковках и 34,7% в рублях.
В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС-групп первого уровня за январь-сентябрь 2018 года, как и в прошлые периоды, по стоимостному объёму является группа [J] «Противомикробные препараты для системного использования» (доля 36,7% в рублях).
За первые 9 месяцев 2018 года 12 групп из 15 показали падение закупок. Максимальные потери были отмечены у группы [Р] «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты» (-50,7%).
Рейтинг АТС за 9 месяцев 2018 года
Рейтинг 9М 2017 |
Рейтинг 9М 2018 |
АТС-группа |
Объём закупок, млн руб. 9М 2018 |
Доля, % 9М 2018 |
Прирост, % 9М 2018 / 9М 2017 |
---|---|---|---|---|---|
1 |
1 |
J. Противомикробные препараты для системного использования |
62 519 |
36,7% |
-7,2% |
2 |
2 |
L. Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы |
31 377 |
18,4% |
+10,8% |
3 |
3 |
B. Препараты, влияющие на кроветворение и кровь |
22 412 |
13,2% |
-10,9% |
4 |
4 |
N. Препараты для лечения заболеваний нервной системы |
13 848 |
8,1% |
-14,1% |
5 |
5 |
A. Пищеварительный тракт и обмен веществ |
9 619 |
5,6% |
-20,3% |
6 |
6 |
V. Прочие препараты |
8 295 |
4,9% |
+1,0% |
7 |
7 |
C. Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы |
4 820 |
2,8% |
-26,7% |
8 |
8 |
R. Препараты для лечения заболеваний респираторной системы |
3 820 |
2,2% |
-25,4% |
9 |
9 |
M. Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы |
3 197 |
1,9% |
-17,4% |
10 |
10 |
G. Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны |
2 261 |
1,3% |
-17,0% |
14 |
11 |
Без указания АТС-группы |
2 235 |
1,3% |
+69,8% |
11 |
12 |
S. Препараты для лечения заболеваний органов чувств |
2 120 |
1,2% |
-4,9% |
13 |
13 |
H. Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) |
2 049 |
1,2% |
-5,2% |
12 |
14 |
D. Препараты для лечения заболеваний кожи |
1 690 |
1,0% |
-23,0% |
15 |
15 |
P. Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты |
22 |
0,01% |
-50,7% |
В рейтинге натуральных объёмов продаж лидирует АТС-группа первого уровня [В] «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей рынка 32,5%: за январь-сентябрь 2018 года было закуплено 206,3 млн упаковок лекарственных средств. Отметим, что в упаковках почти по всем группам также наблюдается сокращение объёмов реализации. Наибольший темп снижения был отмечен у группы [P] «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты»: -49,7%. Максимальный прирост наблюдался у препаратов группы [V] «Прочие препараты»: +16,9%.
Рейтинг производителей в денежном эквиваленте представлен как импортными, так и отечественными компаниями, количество которых год от года увеличивается.
По итогам закупок за первые 9 месяцев 2018 года четыре российские компании вошли в ТОП-10: «Биокад», «Фармасинтез», «Микроген» и «Верофарм», заняв 2, 4, 6 и 10-е строчки соответственно. На второе место в рейтинге с пятой позиции поднялась отечественная компания «Биокад» за счёт того, что объём госпитальных закупок препаратов данной фирмы за год вырос на 19,8% в рублях. Положительную динамику корпорации обеспечили противоопухолевые препараты «Авегра» (+254,4%) и «Гертикад» (+51,3%). Не менее ярко проявила себя ещё одна российская компания «Фармасинтез», которая поднялась на четыре позиции вверх. Закупки средств данного производителя увеличились на 24,9%. Данная динамика в первую очередь обусловлена увеличением закупок антиретровирусного препарата «Симанод» (+127,8%). Закупки препаратов производства компании «Микроген» выросли на 19,5% (+1 строчка). Немаловажную роль в этом сыграла противовирусная вакцина «Совигрипп» (+47,9%). Производитель «Верофарм» за год поднялся с 12-й строчки на 10-е место, нарастив объём реализации в госпитальном сегменте на 26,6% благодаря росту закупок алкалоида растительного происхождения «Паклитаксел» (+315,1%) и антикоагулянта «Анфибра» (+209,6%).
ТОР-10 производителей за первые 9 месяцев 2018 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении
Рейтинг 9М 2017 |
Рейтинг 9М 2018 |
Производитель |
Объём закупок, млн руб. 9М 2018 |
Доля, % 9М 2018 |
Прирост, % 9М 2018 / 9М 2017 |
---|---|---|---|---|---|
1 |
1 |
Pfizer |
8 595 |
5,0% |
-17,9% |
5 |
2 |
Биокад |
6 771 |
4,0% |
+19,8% |
2 |
3 |
Merck |
6 709 |
3,9% |
-3,5% |
8 |
4 |
Фармасинтез |
6 658 |
3,9% |
+24,9% |
3 |
5 |
AbbVie |
6 629 |
3,9% |
-4,5% |
7 |
6 |
Микроген |
6 462 |
3,8% |
+19,5% |
4 |
7 |
Johnson & Johnson |
5 848 |
3,4% |
-13,8% |
6 |
8 |
Novartis |
4 648 |
2,7% |
-14,6% |
9 |
9 |
Sanofi-Aventis |
4 625 |
2,7% |
-10,8% |
12 |
10 |
Верофарм |
4 589 |
2,7% |
+26,6% |
Первое место по итогам 9 месяцев 2018 года в рейтинге брендов по стоимостному объёму закупок занял препарат «Превенар» производства Pfizer, который занял 3,3% рынка. Наилучший результат показал АРВ-препарат «Симанод» отечественной компании «Фармасинтез» (средневзвешенная цена 5 399,2 руб./упак.), закупки которой за год выросли более, чем на 127,8%.
ТОР-10 брендов за первые 9 месяцев 2018 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении
Рейтинг 9М 2017 |
Рейтинг 9М 2018 |
Бренд |
Объём закупок, млн руб. 9М 2018 |
Доля, % |
Прирост, % 9М 2018 / 9М 2017 |
---|---|---|---|---|---|
1 |
1 |
Превенар |
5 576 |
3,3% |
-21,6% |
3 |
2 |
Натрия Хлорид |
4 176 |
2,5% |
-8,9% |
5 |
3 |
Совигрипп |
4 170 |
2,4% |
+47,9% |
2 |
4 |
Калетра |
3 778 |
2,2% |
-22,6% |
8 |
5 |
Вакцина |
2 417 |
1,4% |
+26,4% |
4 |
6 |
Исентресс |
2 216 |
1,3% |
-25,9% |
11 |
7 |
Гертикад |
1 790 |
1,1% |
+51,3% |
6 |
8 |
Интеленс |
1 691 |
1,0% |
-33,6% |
23 |
9 |
Эвиплера |
1 653 |
1,0% |
+90,4% |
30 |
10 |
Симанод |
1 640 |
1,0% |
+127,8% |
Половина брендов из ТОП-10 показали падение продаж: препараты, предназначенные для терапии ВИЧ-инфекции: «Интеленс» (-33,6%), «Исентресс» (-25,9%) и «Калетра» (-22,6%), вакцина «Превенар» (-21,6%), а также регидратирующее средство «Натрия Хлорид» (-8,9%).
ТОП-10 брендов по натуральным объёмам закупок значительно отличается от стоимостного рейтинга. Здесь, как обычно, лидирует марка «Натрия Хлорид», заняв 22,6% рынка госпитальных закупок. На вторую строчку поднялся антибиотик-цефалоспорин «Цефтриаксон», который производят порядка 15 заводов. «Фарм-Центр», «Красфарма» и «Белмедпрепараты» занимают свыше 70% объёма поставок антибиотика в больницы. На третьем месте по упаковкам находится средство углеводного питания «Глюкоза» с долей рынка 2,7%.
Максимальный рост принадлежит антибиотику «Цефотаксим»: по итогам первых 9 месяцев 2018 года ЛПУ закупили на 24,8% больше упаковок, чем в январе-сентябре прошлого года. При этом наблюдается существенное сокращение объёмов закупок в упаковках марок «Этиловый Спирт» (-25,4%) и «Глюкоза» (-25,0%).
ТОР-10 брендов за первые 9 месяцев 2018 года в госпитальных закупках в натуральном выражении
Рейтинг 9М 2017 |
Рейтинг 9М 2018 |
Бренд |
Объём закупок, млн упак. 9М 2018 |
Доля, % 9М 2018 |
Прирост, % 9М 2018 / 9М 2017 |
---|---|---|---|---|---|
1 |
1 |
Натрия Хлорид |
143,4 |
22,6% |
+0,7% |
3 |
2 |
Цефтриаксон |
25,3 |
4,0% |
+19,3% |
2 |
3 |
Глюкоза |
17,3 |
2,7% |
-25,0% |
4 |
4 |
Этиловый Спирт |
14,9 |
2,3% |
-25,4% |
7 |
5 |
Цефотаксим |
12,3 |
1,9% |
+24,8% |
8 |
6 |
Совигрипп |
11,9 |
1,9% |
+22,8% |
6 |
7 |
Метронидазол |
11,3 |
1,8% |
+11,8% |
5 |
8 |
Цефазолин |
10,1 |
1,6% |
-18,4% |
11 |
9 |
Хлоргексидин |
8,5 |
1,3% |
-4,4% |
10 |
10 |
Перекись Водорода |
7,5 |
1,2% |
-16,7% |