Госпитальные закупки в первые 9 месяцев 2018 года

Новость

Согласно данным Госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), с января по сентябрь 2018 года для нужд ЛПУ было приобретено 634,2 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму порядка 170,3 млрд рублей в закупочных ценах (аналитические данные отражают факты оплаты и поставки исполненных за первые 9 месяцев контрактов). На закупку необходимых лекарственных препаратов для больниц было потрачено на 7,2% меньше бюджетных средств относительно 9 месяцев 2017 года, в результате чего объём закупленных упаковок сократился на 11,8%.

Средневзвешенная стоимость одной упаковки лекарственного средства, закупаемого для ЛПУ, в январе-сентябре 2018 года составила 268,5 рублей, что на 5,2% дороже, чем в аналогичном периоде 2017 года. Однако при этом у наиболее востребованных препаратов средневзвешенная цена показала падение: 16 брендов из ТОП-20 закупались по более низким ценам. Максимальное снижение было отмечено у противовирусного средства прямого действия «Тивикай» производителя GSK: в 2018 году цена была на 34,1% ниже, чем за 9 месяцев 2017 года.

Традиционно доля отечественных препаратов в натуральном выражении (77,7%) значительно выше, чем в стоимостном (39,0%). Нельзя не отметить существенное изменение в структуре закупок. В последние годы одна из наблюдаемых тенденций на фармрынке – это «переключение» с импортных препаратов на отечественные. Так, за год доля российских препаратов выросла на 4,5% в рублях и на 2,7% в упаковках. Основной вклад в такой рост закупок российских ЛП в рублях в 2018 году внесли следующие позиции: противоопухолевое средство «Авегра» (+254,4%), АРВ-препарат «Симанод» (+127,8%).

Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых девяти месяцев 2018 года составила 735,3 рублей, что на 9,9% больше, чем в январе-сентябре 2017 года. Несмотря на рост стоимости российских лекарств на 14,6%, она всё равно значительно отстаёт (более, чем в 5 раз) от цены на зарубежные ЛП и составляет около 134,9 руб./упак.

Второй тенденцией российского фармрынка является рост доли дженериков в общей структуре закупок лекарственных препаратов. За 9 месяцев 2018 года доля дженериковых препаратов увеличилась на 2,3% в денежном эквиваленте и на 1,0% в натуральном относительно аналогичного периода прошлого года. При этом на оригинальные препараты приходится только 4,3% в упаковках и 34,7% в рублях.

В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС-групп первого уровня за январь-сентябрь 2018 года, как и в прошлые периоды, по стоимостному объёму является группа [J] «Противомикробные препараты для системного использования» (доля 36,7% в рублях).

За первые 9 месяцев 2018 года 12 групп из 15 показали падение закупок. Максимальные потери были отмечены у группы [Р] «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты» (-50,7%).

Рейтинг АТС за 9 месяцев 2018 года

Рейтинг 9М 2017

Рейтинг 9М 2018

АТС-группа

Объём закупок, млн руб.

9М 2018

Доля, %

9М 2018

Прирост, %

9М 2018 / 9М 2017

1

1

J. Противомикробные препараты для системного использования

62 519

36,7%

-7,2%

2

2

L. Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы

31 377

18,4%

+10,8%

3

3

B. Препараты, влияющие на кроветворение и кровь

22 412

13,2%

-10,9%

4

4

N. Препараты для лечения заболеваний нервной системы

13 848

8,1%

-14,1%

5

5

A. Пищеварительный тракт и обмен веществ

9 619

5,6%

-20,3%

6

6

V. Прочие препараты

8 295

4,9%

+1,0%

7

7

C. Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы

4 820

2,8%

-26,7%

8

8

R. Препараты для лечения заболеваний респираторной системы

3 820

2,2%

-25,4%

9

9

M. Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы

3 197

1,9%

-17,4%

10

10

G. Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны

2 261

1,3%

-17,0%

14

11

Без указания АТС-группы

2 235

1,3%

+69,8%

11

12

S. Препараты для лечения заболеваний органов чувств

2 120

1,2%

-4,9%

13

13

H. Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)

2 049

1,2%

-5,2%

12

14

D. Препараты для лечения заболеваний кожи

1 690

1,0%

-23,0%

15

15

P. Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты

22

0,01%

-50,7%

В рейтинге натуральных объёмов продаж лидирует АТС-группа первого уровня [В] «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей рынка 32,5%: за январь-сентябрь 2018 года было закуплено 206,3 млн упаковок лекарственных средств. Отметим, что в упаковках почти по всем группам также наблюдается сокращение объёмов реализации. Наибольший темп снижения был отмечен у группы [P] «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты»: -49,7%. Максимальный прирост наблюдался у препаратов группы [V] «Прочие препараты»: +16,9%.

Рейтинг производителей в денежном эквиваленте представлен как импортными, так и отечественными компаниями, количество которых год от года увеличивается.

По итогам закупок за первые 9 месяцев 2018 года четыре российские компании вошли в ТОП-10: «Биокад», «Фармасинтез», «Микроген» и «Верофарм», заняв 2, 4, 6 и 10-е строчки соответственно. На второе место в рейтинге с пятой позиции поднялась отечественная компания «Биокад» за счёт того, что объём госпитальных закупок препаратов данной фирмы за год вырос на 19,8% в рублях. Положительную динамику корпорации обеспечили противоопухолевые препараты «Авегра» (+254,4%) и «Гертикад» (+51,3%). Не менее ярко проявила себя ещё одна российская компания «Фармасинтез», которая поднялась на четыре позиции вверх. Закупки средств данного производителя увеличились на 24,9%. Данная динамика в первую очередь обусловлена увеличением закупок антиретровирусного препарата «Симанод» (+127,8%). Закупки препаратов производства компании «Микроген» выросли на 19,5% (+1 строчка). Немаловажную роль в этом сыграла противовирусная вакцина «Совигрипп» (+47,9%). Производитель «Верофарм» за год поднялся с 12-й строчки на 10-е место, нарастив объём реализации в госпитальном сегменте на 26,6% благодаря росту закупок алкалоида растительного происхождения «Паклитаксел» (+315,1%) и антикоагулянта «Анфибра» (+209,6%).

ТОР-10 производителей за первые 9 месяцев 2018 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг 9М 2017

Рейтинг 9М 2018

Производитель

Объём закупок, млн

руб.

9М 2018

Доля, %

9М 2018

Прирост, %

9М 2018 / 9М 2017

1

1

Pfizer

8 595

5,0%

-17,9%

5

2

Биокад

6 771

4,0%

+19,8%

2

3

Merck

6 709

3,9%

-3,5%

8

4

Фармасинтез

6 658

3,9%

+24,9%

3

5

AbbVie

6 629

3,9%

-4,5%

7

6

Микроген

6 462

3,8%

+19,5%

4

7

Johnson & Johnson

5 848

3,4%

-13,8%

6

8

Novartis

4 648

2,7%

-14,6%

9

9

Sanofi-Aventis

4 625

2,7%

-10,8%

12

10

Верофарм

4 589

2,7%

+26,6%


Первое место по итогам 9 месяцев 2018 года в рейтинге брендов по стоимостному объёму закупок занял препарат «Превенар» производства Pfizer, который занял 3,3% рынка. Наилучший результат показал АРВ-препарат «Симанод» отечественной компании «Фармасинтез» (средневзвешенная цена 5 399,2 руб./упак.), закупки которой за год выросли более, чем на 127,8%.

ТОР-10 брендов за первые 9 месяцев 2018 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг 9М 2017

Рейтинг 9М 2018

Бренд

Объём закупок, млн руб.

9М 2018

Доля, %

Прирост, %

9М 2018 / 9М 2017

1

1

Превенар

5 576

3,3%

-21,6%

3

2

Натрия Хлорид

4 176

2,5%

-8,9%

5

3

Совигрипп

4 170

2,4%

+47,9%

2

4

Калетра

3 778

2,2%

-22,6%

8

5

Вакцина

2 417

1,4%

+26,4%

4

6

Исентресс

2 216

1,3%

-25,9%

11

7

Гертикад

1 790

1,1%

+51,3%

6

8

Интеленс

1 691

1,0%

-33,6%

23

9

Эвиплера

1 653

1,0%

+90,4%

30

10

Симанод

1 640

1,0%

+127,8%

Половина брендов из ТОП-10 показали падение продаж: препараты, предназначенные для терапии ВИЧ-инфекции: «Интеленс» (-33,6%), «Исентресс» (-25,9%) и «Калетра» (-22,6%), вакцина «Превенар» (-21,6%), а также регидратирующее средство «Натрия Хлорид» (-8,9%).

ТОП-10 брендов по натуральным объёмам закупок значительно отличается от стоимостного рейтинга. Здесь, как обычно, лидирует марка «Натрия Хлорид», заняв 22,6% рынка госпитальных закупок. На вторую строчку поднялся антибиотик-цефалоспорин «Цефтриаксон», который производят порядка 15 заводов. «Фарм-Центр», «Красфарма» и «Белмедпрепараты» занимают свыше 70% объёма поставок антибиотика в больницы. На третьем месте по упаковкам находится средство углеводного питания «Глюкоза» с долей рынка 2,7%.

Максимальный рост принадлежит антибиотику «Цефотаксим»: по итогам первых 9 месяцев 2018 года ЛПУ закупили на 24,8% больше упаковок, чем в январе-сентябре прошлого года. При этом наблюдается существенное сокращение объёмов закупок в упаковках марок «Этиловый Спирт» (-25,4%) и «Глюкоза» (-25,0%).

ТОР-10 брендов за первые 9 месяцев 2018 года в госпитальных закупках в натуральном выражении

Рейтинг 9М 2017

Рейтинг 9М 2018

Бренд

Объём закупок, млн упак.

9М 2018

Доля, %

9М 2018

Прирост, %

9М 2018 / 9М 2017

1

1

Натрия Хлорид

 143,4  

22,6%

+0,7%

3

2

Цефтриаксон

 25,3  

4,0%

+19,3%

2

3

Глюкоза

 17,3  

2,7%

-25,0%

4

4

Этиловый Спирт

 14,9  

2,3%

-25,4%

7

5

Цефотаксим

 12,3  

1,9%

+24,8%

8

6

Совигрипп

 11,9  

1,9%

+22,8%

6

7

Метронидазол

 11,3  

1,8%

+11,8%

5

8

Цефазолин

 10,1  

1,6%

-18,4%

11

9

Хлоргексидин

 8,5  

1,3%

-4,4%

10

10

Перекись Водорода

 7,5  

1,2%

-16,7%

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.