Обзор госпитальных закупок за I полугодие 2019 года

Новость

В первом полугодии 2019 года лечебно-профилактические учреждения, согласно данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого АО «Группа ДСМ» (DSM Group), закупили 360,8 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму около 113,2 млрд рублей (в закупочных ценах). Относительно аналогичного периода прошлого года больницы потратили на 22,7% больше бюджетных средств. При этом объём закупленных упаковок сократился на 3,1%. Данная динамика обусловлена ростом закупок дорогостоящих противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (+102,4% в руб. и + 32,3% в упак.) в рамках реализации национальной онкологической программы. В результате АТС-группа [L] вытеснила с 1-й строчки стоимостного рейтинга противомикробные препараты для системного применения.

Аналитические данные отражают факты оплаты и поставки контрактов, исполненных за первое полугодие 2019 года

Это свидетельствует о заметном росте средневзвешенной стоимости упаковки лекарственного средства, закупаемого для нужд ЛПУ. В 1-м полугодии 2019 года она составила 314 рублей, что на 26,6% выше, чем в январе-июне 2018 года. Однако среди наиболее востребованных препаратов средневзвешенная цена снизилась: 11 брендов из ТОП-20 закупались по более низким ценам. Максимальным падением цены отметилось рентгеноконтрастное средство «Ультравист» (МНН «Йопромид») компании Bayer – в 1-м полугодии 2019 года его стоимость оказалась ниже на 30,4%, чем за 6 месяцев 2018 года.

Что характерно для рынка лекарств, доля отечественных препаратов в натуральном выражении (76,1%) значительно выше, чем в стоимостном (36,1%). За год доля импортных препаратов выросла на 1,6% в рублях за счёт более значительного роста реализации (+26,0% против +17,4% у отечественных лекарств). В натуральном выражении структура рынка также изменилась в пользу зарубежных ЛП: доля российских средств сократилась с 76,9% в 1 полугодии 2018 года до 76,1% в январе-июне 2019 года.

Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых 6 месяцев 2019 года составила 838 рублей, что на 25,3% больше, чем в январе-июне 2018 года. Прирост средней цены российских лекарств составил 22,5%, однако она всё равно значительно отстаёт (почти в 6 раз) от стоимости зарубежных ЛП, и составляет около 149 рублей за упаковку.


В 1-м полугодии 2019 года доля дженериковых препаратов увеличилась на 0,8% в натуральном эквиваленте, в рублях же доля воспроизведённых лекарств, наоборот, снизилась на 5,4% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом на оригинальные препараты приходится только 3,8% в упаковках и 40,7% в рублях. Данная тенденция обусловлена существенным ростом средневзвешенной цены оригинального препарата – на 75,9%. Таким образом, за первые 6 месяцев стоимость референтного препарата составила 3 331 руб./упак., воспроизведённого – 194 рубля (+15,0%).

На первую строчку в сегменте госпитальных закупок по итогам первого полугодия 2019 г. поднялась АТС-группа [L] «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (доля 31,7% в стоимостном выражении), продемонстрировав максимальный прирост закупок на 102,4%. Положительную динамику группе обеспечили моноклональные антитела «Китруда» (+1 107,4%), «Перьета» (+768,9%) и «Опдиво» (+575,7%).

9 групп из 15 отметились падением продаж, наибольший темп снижения у препаратов для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (-27,4% в руб.), а также у лекарственных средств для лечения заболеваний урогенитальных органов и половых гормонов (-21,3%). При этом тройка лидеров нарастила свои объёмы реализации.

Рейтинг АТС-групп за 1-е полугодие 2019 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг YTD Jun'18

Рейтинг YTD Jun'19

АТС-группа

Объём закупок,

млн руб.

YTD Jun'19

Доля, %

YTD Jun'19

Прирост, %

YTD Jun'19 / YTD Jun'18

2

1

Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы [L]

35 870,7

31,7%

102,4%

1

2

Противомикробные препараты для системного использования [J]

32 607,1

28,8%

14,1%

3

3

Препараты, влияющие на кроветворение и кровь [B]

14 403,5

12,7%

7,3%

4

4

Препараты для лечения заболеваний нервной системы [N]

7 511,3

6,6%

-10,6%

6

5

Прочие препараты [V]

5 423,7

4,8%

13,2%

5

6

Пищеварительный тракт и обмен веществ [A]

4 948,8

4,4%

-15,6%

7

7

Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы [C]

2 160,5

1,9%

-27,4%

8

8

Препараты для лечения заболеваний респираторной системы [R]

2 139,2

1,9%

-10,7%

9

9

Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы [M]

1 975,8

1,7%

-0,7%

12

10

Препараты для лечения заболеваний органов чувств [S]

1 754,2

1,5%

40,9%

11

11

Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) [H]

1 384,1

1,2%

10,0%

10

12

Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны [G]

1 115,5

1,0%

-21,3%

14

13

Препараты для лечения заболеваний кожи [D]

969,6

0,9%

-6,6%

13

14

Препараты без указания АТС-группы

935,8

0,8%

-16,5%

15

15

Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты [P]

11,6

0,0%

-20,5%

Что касается натуральных объёмов продаж, то в рейтинге по упаковкам лидирует АТС-группа [В] «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» (доля на рынке 36,7%): за январь-июнь 2019 года было закуплено 132,5 млн упаковок лекарств. В натуральном эквиваленте также наблюдается сокращение объёмов реализации у 12 групп. Максимальный темп снижения был отмечен у группы [P] «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты»: -26,5%. Наибольший прирост коснулся группы [L] «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы»: +32,3%.

По итогам первого полугодия 2019 года ЛПУ закупили лекарственные препараты у 807 производителей. На ТОП-10 корпораций пришлось 37,4% госпитального рынка в рублях.

ТОП-10 производителей за 1-е полугодие 2019 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг YTD Jun'18

Рейтинг YTD Jun'19

Производитель

Объём закупок,

млн руб.

YTD Jun'19

Доля, %

YTD Jun'19

Прирост, %

YTD Jun'19 / YTD Jun'18

2

1

Биокад

6 949,2

6,1%

87,7%

3

2

Merck & Co

5 681,1

5,0%

64,9%

6

3

AbbVie

4 462,1

3,9%

49,5%

17

4

F.Hoffmann-La Roche

4 211,2

3,7%

205,9%

5

5

Sanofi

3 771,4

3,3%

16,8%

12

6

GlaxoSmithKline

3 739,9

3,3%

111,4%

4

7

Pfizer

3 730,5

3,3%

8,9%

7

8

Johnson & Johnson

3 560,1

3,1%

28,1%

1

9

Фармасинтез

3 159,4

2,8%

-15,0%

8

10

Novartis

3 128,5

2,8%

14,0%

Рейтинг производителей в стоимостном выражении преимущественно представлен иностранными компаниями. Исключениями являются производители «Биокад» и «Фармасинтез», которые по итогам закупок за первые шесть месяцев текущего года заняли 1-ю и 9-ю строчки соответственно. Российская компания «Биокад» переместилась на первое место в рейтинге за счёт увеличения объёма закупок препаратов на 87,7% в рублях, благодаря росту реализации противоопухолевых средств «Авегра» (+195,7%) и «Гертикад» (+121,9%). А вот отечественный производитель «Фармасинтез», наоборот, утратил позиции среди основных конкурентов, и опустился с 1-й строчки на 9-ю позицию. Закупки лекарств у данной компании сократились на 15,0%. Максимальное снижение показали противовирусное [ВИЧ] средство «Симанод» (-66,3%) и антибиотик-оксазолидинон «Амизолид» (-33,5%).

За первые шесть месяцев 2019 года для нужд больниц государство закупило 4 913 брендов лекарственных препаратов. В рейтинге брендов по стоимостному объёму первое место занял раствор «Натрия хлорид» (доля 2,3%), который производят порядка 35 компаний.  Тройку лидеров замыкают АРВП «Калетра» (2,1%) и противоопухолевое средство «Гертикад» (2,0%). 

ТОП-10 брендов за 1-е полугодие 2019 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг YTD Jun'18

Рейтинг YTD Jun'19

Бренд

Объём закупок,

млн руб.

YTD Jun'19

Доля, %

YTD Jun'19

Прирост, %

YTD Jun'19 / YTD Jun'18

1

1

Натрия хлорид

2 596,7

2,3%

2,1%

4

2

Калетра

2 406,9

2,1%

97,5%

6

3

Гертикад

2 214,6

2,0%

121,9%

15

4

Авегра

1 900,8

1,7%

195,7%

138

5

Китруда

1 733,3

1,5%

1 107,4%

69

6

Опдиво

1 595,6

1,4%

575,7%

2

7

Превенар

1 545,6

1,4%

-6,0%

14

8

Интеленс

1 482,2

1,3%

122,2%

3

9

Вакцина

1 417,8

1,3%

14,2%

128

10

Перьета

1 356,4

1,2%

768,9%

У всех марок за исключением вакцины «Превенар» (-6,0%) выросли объёмы закупок. Наилучший результат продемонстрировали «новички» рейтинга – противоопухолевые средства «Китруда» (+1 107,4%) компании Merck & Co, «Перьета» (+768,9%) производства F.Hoffmann-La Roche и «Опдиво» (+575,7%) корпорации Bristol-Myers Squibb. За счёт роста закупок данные препараты поднялись в рейтинге на 133, 118 и 63 позиции соответственно.

Как и стоимостной рейтинг, ТОП-10 брендов по натуральным объёмам возглавляет препарат «Натрия Хлорид», он занимает 26,6% рынка госпитальных закупок. На второй строчке находится антибиотик-цефалоспорин «Цефтриаксон» (5,1%), который производят порядка 17 заводов. Marathon Pharma, «Красфарма» и «Белмедпрепараты» занимают 65,9% объёма поставок антибиотика в больницы. На третье место по упаковкам поднялся антисептический препарат «Этиловый спирт» с долей рынка 3,1%. 

Максимальный рост принадлежит антисептику «Этиловый спирт»: по итогам 1 полугодия 2019 года ЛПУ закупили на 25,1% больше упаковок, чем в январе-июне прошлого года. При этом наблюдается сокращение объёмов закупок антибиотика «Цефазолин» (-33,2% в упак.) и антисептического и дезинфицирующего препарата «Хлоргексидин» (-17,3%).

ТОП-10 брендов за 1-е полугодие 2019 года в госпитальных закупках в натуральном выражении

Рейтинг YTD Jun'18

Рейтинг YTD Jun'19

Бренд

Объём закупок,

млн упак.

YTD Jun'19

Доля, %

YTD Jun'19

Прирост, %

YTD Jun'19 / YTD Jun'18

1

1

Натрия хлорид

96,1

26,6%

11,9%

2

2

Цефтриаксон

18,2

5,1%

18,3%

4

3

Этиловый спирт

11,3

3,1%

25,1%

3

4

Глюкоза

10,6

3,0%

-3,6%

5

5

Цефотаксим

7,0

2,0%

-8,5%

6

6

Метронидазол

5,7

1,6%

-10,8%

9

7

Перекись водорода

5,0

1,4%

3,3%

8

8

Хлоргексидин

4,5

1,2%

-17,3%

11

9

Ципрофлоксацин

4,2

1,2%

17,2%

7

10

Цефазолин

4,1

1,1%

-33,2%

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.