Фармацевтический рынок России: Обзор продаж диагностических приборов и средств в аптеках в 2015 году

Новость

Обзор продаж диагностических приборов и средств в аптеках в 2015 году

Аптечный сегмент довольно разнообразен. Существенную долю продаж занимают в аптеке изделия медицинского назначения (ИМН).

Изделия медицинского назначения (ИМН) — специфическая группа товаров, которая, как правило, не нуждается в рекламе. Это именно тот сегмент ассортимента, спрос на товары которого находится на определенном постоянном уровне в зависимости от потребности, возникающей у покупателей.

Классически изделия медицинского назначения подразделяются на несколько групп товаров, многие из которых не всегда присутствуют в среднестатистической аптеке.

К ИМН относятся:

  • приборы, аппараты, медицинские инструменты, устройства, комплекты, комплексы;
  • системы с программными средствами, оборудование, программное обеспечение;
  • приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы;
  • наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы;
  • калибраторы, расходные материалы для анализаторов;
  • изделия из полимерных, резиновых и иных материалов.

Наибольшим спросом у населения из вышеперечисленных групп ИМН, как правило, пользуются средства ухода за больными (в основном подгузники для лежачих больных), диагностические тесты на беременность, различные перевязочные материалы, а также диагностические приборы — тонометры, глюкометры, термометры.

Компания DSM Group выделяет отдельно сегмент «диагностических приборов и средств», в который включены различные приборы и диагностические средства. Группа диагностических приборов и средств включается в себя порядка 35 типов товаров. Наиболее продаваемыми средствами в денежном выражении являются ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОМЕТРА (доля 40,1%) и ТОНОМЕТР (доля 34,0%), в натуральном - ТЕСТ НА БЕРЕМЕННОСТЬ (доля 51,7%) и ТЕРМОМЕТР (доля 18,4%).

По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), в 2014 году в аптеках страны было продано 47,5  млн. упаковок диагностических приборов и средств на сумму 12,3 млрд. рублей. Это на 4,5% больше чем за 2013 год в рублях и меньше на 3,1% в упаковках.

В 2014 году максимальный прирост показали бренды наименее продаваемой группы «ТЕСТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ» (+89,8% в рублях и +77,1% в упаковках), минимальный – «ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ» (-2,3% в рублях и -4,8% в упаковках).

ТОП-10 диагностических приборов и средств, 2014 г.

Диагностические приборы и средства

Стоимостные объемы

Натуральные объемы

Доля, 2014 г.

Прирост, 2014г./

 2013 г.

Доля, 2014 г.

Прирост, 2014г./

2013 г.

ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОМЕТРА

40,1%

29,2%

15,4%

29,2%

ТОНОМЕТР

34,0%

10,9%

7,7%

2,2%

ТЕСТ НА БЕРЕМЕННОСТЬ

10,1%

27,8%

51,7%

2,3%

ГЛЮКОМЕТР

7,4%

-4,6%

2,1%

6,6%

ТЕРМОМЕТР

5,0%

16,7%

18,4%

3,1%

ТЕСТ НА ОВУЛЯЦИЮ

1,6%

41,3%

1,5%

39,2%

ЛАНЦЕТЫ

0,6%

11,4%

1,2%

14,7%

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

0,4%

-2,3%

1,1%

-4,8%

ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ

0,3%

54,8%

0,2%

45,1%

ТЕСТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

0,2%

89,8%

0,2%

77,1%

По итогам первого квартала 2015 года объем продаж диагностических приборов и средств в стоимостном выражении увеличился на 27,6% к аналогичному периоду 2014 года  и составил 4,1 млрд. рублей, в натуральном выражении рынок также вырос  (+9,1%) и составил 7,4 млн. упаковок.

В первом квартале 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года практически все подгруппы, кроме ГЛЮКОМЕТР и ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ, увеличили объемы продаж в рублях. Максимальный рост «показали» бренды, входящие в группу «ТЕСТ-ПОЛОСКИ» (+75,2%), минимальный – «ЛАНЦЕТЫ» (+1,6%).

ТОП-10 типов диагностических приборов и средств по стоимостным объемам продаж, 1 кв. 2015 г.

Тип средства

Доля,  1 кв. 2015

Прирост 1 кв. 2014г./1

кв. 2015 г.

ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОМЕТРА

38,2%

27,8%

ТОНОМЕТР

35,6%

28,5%

ТЕСТ НА БЕРЕМЕННОСТЬ

10,4%

47,4%

ТЕРМОМЕТР

6,8%

85,1%

ГЛЮКОМЕТР

5,8%

-23,3%

ТЕСТ НА ОВУЛЯЦИЮ

1,5%

53,6%

ЛАНЦЕТЫ

0,5%

1,6%

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

0,4%

18,7%

ТЕСТ-ПОЛОСКИ

0,2%

75,2%

ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ

0,2%

-14,6%

В отличие от стоимостного рейтинга диагностических приборов, групп, которые увеличили  объемы реализации в упаковках,  меньше. Максимальное снижение коснулось группы «ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ» (-19,6%) и «ГЛЮКОМЕТР» (-14,7%). Максимально увеличили объемы продаж в упаковках бренды групп «ТЕСТ-ПОЛОСКИ» (+128,4%) и «ТЕСТ НА ОВУЛЯЦИЮ» (+32,6%),

ТОП-5 типов средств и лидирующий бренд по натуральным объемам продаж, 1 кв. 2015 г.

Тип средства

Доля,  1 кв. 2015

Прирост 1 кв. 2014г./1 кв.

 2015 г.

ТЕСТ НА БЕРЕМЕННОСТЬ

52,6%

15,8%

ТЕРМОМЕТР

18,6%

6,3%

ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОМЕТРА

15,5%

5,8%

ТОНОМЕТР

6,8%

-9,1%

ГЛЮКОМЕТР

2,0%

-14,7%

ТЕСТ НА ОВУЛЯЦИЮ

1,6%

32,6%

ЛАНЦЕТЫ

1,1%

-1,5%

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

1,0%

-6,4%

ТЕСТ-ПОЛОСКИ

0,2%

128,4%

ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ

0,2%

-19,6%

В группах «ТЕРМОМЕТР» и «ТОНОМЕТР» отмечается максимальное увеличение средневзвешенной стоимости упаковки по итогам перового квартала 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014: +74,0% и +41,3% соответственно. Минимальное увеличение стоимости упаковки в группе «ЛАНЦЕТЫ»:  +3,1%.

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.