Обзор продаж диагностических приборов и средств в аптеках в 2015 году
Аптечный сегмент довольно разнообразен. Существенную долю продаж занимают в аптеке изделия медицинского назначения (ИМН).
Изделия медицинского назначения (ИМН) — специфическая группа товаров, которая, как правило, не нуждается в рекламе. Это именно тот сегмент ассортимента, спрос на товары которого находится на определенном постоянном уровне в зависимости от потребности, возникающей у покупателей.
Классически изделия медицинского назначения подразделяются на несколько групп товаров, многие из которых не всегда присутствуют в среднестатистической аптеке.
К ИМН относятся:
- приборы, аппараты, медицинские инструменты, устройства, комплекты, комплексы;
- системы с программными средствами, оборудование, программное обеспечение;
- приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы;
- наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы;
- калибраторы, расходные материалы для анализаторов;
- изделия из полимерных, резиновых и иных материалов.
Наибольшим спросом у населения из вышеперечисленных групп ИМН, как правило, пользуются средства ухода за больными (в основном подгузники для лежачих больных), диагностические тесты на беременность, различные перевязочные материалы, а также диагностические приборы — тонометры, глюкометры, термометры.
Компания DSM Group выделяет отдельно сегмент «диагностических приборов и средств», в который включены различные приборы и диагностические средства. Группа диагностических приборов и средств включается в себя порядка 35 типов товаров. Наиболее продаваемыми средствами в денежном выражении являются ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОМЕТРА (доля 40,1%) и ТОНОМЕТР (доля 34,0%), в натуральном - ТЕСТ НА БЕРЕМЕННОСТЬ (доля 51,7%) и ТЕРМОМЕТР (доля 18,4%).
По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), в 2014 году в аптеках страны было продано 47,5 млн. упаковок диагностических приборов и средств на сумму 12,3 млрд. рублей. Это на 4,5% больше чем за 2013 год в рублях и меньше на 3,1% в упаковках.
В 2014 году максимальный прирост показали бренды наименее продаваемой группы «ТЕСТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ» (+89,8% в рублях и +77,1% в упаковках), минимальный – «ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ» (-2,3% в рублях и -4,8% в упаковках).
ТОП-10 диагностических приборов и средств, 2014 г.
Диагностические приборы и средства |
Стоимостные объемы |
Натуральные объемы |
||
Доля, 2014 г. |
Прирост, 2014г./ 2013 г. |
Доля, 2014 г. |
Прирост, 2014г./ 2013 г. |
|
ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОМЕТРА |
40,1% |
29,2% |
15,4% |
29,2% |
ТОНОМЕТР |
34,0% |
10,9% |
7,7% |
2,2% |
ТЕСТ НА БЕРЕМЕННОСТЬ |
10,1% |
27,8% |
51,7% |
2,3% |
ГЛЮКОМЕТР |
7,4% |
-4,6% |
2,1% |
6,6% |
ТЕРМОМЕТР |
5,0% |
16,7% |
18,4% |
3,1% |
ТЕСТ НА ОВУЛЯЦИЮ |
1,6% |
41,3% |
1,5% |
39,2% |
ЛАНЦЕТЫ |
0,6% |
11,4% |
1,2% |
14,7% |
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ |
0,4% |
-2,3% |
1,1% |
-4,8% |
ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ |
0,3% |
54,8% |
0,2% |
45,1% |
ТЕСТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ |
0,2% |
89,8% |
0,2% |
77,1% |
По итогам первого квартала 2015 года объем продаж диагностических приборов и средств в стоимостном выражении увеличился на 27,6% к аналогичному периоду 2014 года и составил 4,1 млрд. рублей, в натуральном выражении рынок также вырос (+9,1%) и составил 7,4 млн. упаковок.
В первом квартале 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года практически все подгруппы, кроме ГЛЮКОМЕТР и ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ, увеличили объемы продаж в рублях. Максимальный рост «показали» бренды, входящие в группу «ТЕСТ-ПОЛОСКИ» (+75,2%), минимальный – «ЛАНЦЕТЫ» (+1,6%).
ТОП-10 типов диагностических приборов и средств по стоимостным объемам продаж, 1 кв. 2015 г.
Тип средства |
Доля, 1 кв. 2015 |
Прирост 1 кв. 2014г./1 кв. 2015 г. |
ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОМЕТРА |
38,2% |
27,8% |
ТОНОМЕТР |
35,6% |
28,5% |
ТЕСТ НА БЕРЕМЕННОСТЬ |
10,4% |
47,4% |
ТЕРМОМЕТР |
6,8% |
85,1% |
ГЛЮКОМЕТР |
5,8% |
-23,3% |
ТЕСТ НА ОВУЛЯЦИЮ |
1,5% |
53,6% |
ЛАНЦЕТЫ |
0,5% |
1,6% |
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ |
0,4% |
18,7% |
ТЕСТ-ПОЛОСКИ |
0,2% |
75,2% |
ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ |
0,2% |
-14,6% |
В отличие от стоимостного рейтинга диагностических приборов, групп, которые увеличили объемы реализации в упаковках, меньше. Максимальное снижение коснулось группы «ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ» (-19,6%) и «ГЛЮКОМЕТР» (-14,7%). Максимально увеличили объемы продаж в упаковках бренды групп «ТЕСТ-ПОЛОСКИ» (+128,4%) и «ТЕСТ НА ОВУЛЯЦИЮ» (+32,6%),
ТОП-5 типов средств и лидирующий бренд по натуральным объемам продаж, 1 кв. 2015 г.
Тип средства |
Доля, 1 кв. 2015 |
Прирост 1 кв. 2014г./1 кв. 2015 г. |
ТЕСТ НА БЕРЕМЕННОСТЬ |
52,6% |
15,8% |
ТЕРМОМЕТР |
18,6% |
6,3% |
ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОМЕТРА |
15,5% |
5,8% |
ТОНОМЕТР |
6,8% |
-9,1% |
ГЛЮКОМЕТР |
2,0% |
-14,7% |
ТЕСТ НА ОВУЛЯЦИЮ |
1,6% |
32,6% |
ЛАНЦЕТЫ |
1,1% |
-1,5% |
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ |
1,0% |
-6,4% |
ТЕСТ-ПОЛОСКИ |
0,2% |
128,4% |
ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ |
0,2% |
-19,6% |
В группах «ТЕРМОМЕТР» и «ТОНОМЕТР» отмечается максимальное увеличение средневзвешенной стоимости упаковки по итогам перового квартала 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014: +74,0% и +41,3% соответственно. Минимальное увеличение стоимости упаковки в группе «ЛАНЦЕТЫ»: +3,1%.