Обзор аптечных продаж средств барьерной контрацепции за первые пять месяцев 2021 года
Презервативы – один из самых популярных видов контрацепции на сегодняшний день, представленный широким ассортиментом в любой аптеке. Барьерные контрацептивы являются надёжным средством для защиты обоих партнёров от венерических заболеваний и незапланированной беременности.
Объём аптечных продаж средств барьерной контрацепции, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), в январе-мае 2021 года составил 9,9 млн упаковок (или 57,7 млн штук) стоимостью около 2,9 млрд рублей. При сравнении с аналогичным периодом прошлого года ёмкость рынка презервативов сократилась на 6,3% в рублях и на 7,2% в упаковках. Снижение объёма реализации по отношению к 2020 году в большей мере связано с высоким спросом на данную категорию аптечного ассортимента в марте прошлого года, вызванного введением ограничительных мер из-за пандемии коронавируса. Если при анализе динамики за последние несколько лет не учитывать показатели 2020 года, то можно наблюдать возвращение к старым трендам: продажи в упаковках продолжают снижаться, потребители переключаются на пачки с большим объёмом, а ёмкость в рублях растёт ещё и за счёт увеличения цен.
По результатам первых пяти месяцев 2021 года через коммерческий сегмент фармрынка было реализовано 49 брендов презервативов производства 37 компаний, что соответствует 429 SKU.
Производители постоянно модернизируют технологии производства и материалы, из которых изготавливаются средства контрацепции, поэтому на рынке появлсяются новые игроки. Можно выбрать подходящий размер, подобрать толщину, ароматизатор, цвет и структуру на любой вкус. Кроме того, производители выпускают презервативы в упаковках различных объёмов от «№1» до «№144». Наиболее востребованными у потребителя остаются упаковки, содержащие три презерватива, которые занимают 64,7% рынка в натуральном выражении (в упаковках). В рублях лидирует упаковка «№12», она составляет 47,8% в объёме выручки аптек. Наибольшим приростом продаж отметились упаковки «№18» (+17,9% в упаковках по сравнению с январём-маем 2020 года), «№10» (+15,9%) и «№30» (+8,7%). Максимальное снижение показали пачки – «№6» (-91,1% продаж в натуральном выражении) и «№2» (-66,5%).
Средневзвешенная цена одной упаковки контрацептивов по итогам первых пяти месяцев 2021 года стала выше на 0,9%, и составила 288 рублей. При этом в аптеке один презерватив в среднем обошёлся покупателю в 49 рублей.
Изменения, произошедшие за год, коснулись только нижней части рейтинга. «Гранды рынка» удерживают свои позиции. Кроме того, за счёт заметной положительной динамики продаж в первую десятку попали два «новичка» – британские марки Maxus (+28 строчек) и Ganzo (+12 мест) с ярким дизайном и новой свежей концепцией.
Состав тройки лидеров рынка барьерной контрацепции остался неизменным: марки Durex (доля 46,9% в рублях) и Contex (40,5%) производства компании Reckitt Benckiser заняли первые две строчки; замыкает ТОП-3, заметно уступая в доле рынка, бренд Vizit (3,9%) от фирмы CPR.
Максимальное сокращение объёма потребления принадлежит тайскому бренду «Спарта» (-47,8% в рублях и -40,2% в упаковках). В ассортименте марки 6 полных наименований, объём продаж ведущего продукта – ультратонких презервативов «Спарта» с объёмом упаковки «№12» снизился на 42,3%.
Самые быстрорастущие бренды по итогам первых 5 месяцев 2021 года – Maxus (+51 896,0%) и Ganzo (+2 627,6%). Росту объёма продаж презервативов Maxus способствовало также и расширение товарной линейки с 3 до 7 SKU. У Ganzo в портфеле 11 позиций. Однако по сравнению с лидерами сегмента барьерной контрацепции эти новинки сильно отстают по ассортиментному ряду – лидеры предлагают более широкий выбор потребителям – порядка 40-50 полных наименований.
Рейтинг брендов по стоимостному объёму продаж, 5М 2021
Рейтинг |
Изменение к 5М 2020 |
Бренд |
Объём продаж, млн руб. |
Доля |
Прирост 5М 2021 / 5М 2020 |
Цена за упаковку, руб. |
1 |
- |
Durex |
1 337,0 |
46,9% |
-5,0% |
406 |
2 |
- |
Contex |
1 153,8 |
40,5% |
-8,9% |
285 |
3 |
- |
Vizit |
112,0 |
3,9% |
4,3% |
120 |
4 |
- |
Sico |
73,4 |
2,6% |
-6,4% |
262 |
5 |
- |
Viva |
52,1 |
1,8% |
-21,1% |
99 |
6 |
+12 |
Ganzo |
27,7 |
1,0% |
2 627,6% |
164 |
7 |
-1 |
In Time |
27,2 |
1,0% |
11,7% |
198 |
8 |
- |
Spring |
13,7 |
0,5% |
-23,8% |
116 |
9 |
-2 |
Спарта |
12,7 |
0,4% |
-47,8% |
173 |
10 |
+28 |
Maxus |
10,1 |
0,4% |
51 896,0% |
388 |
Состав рейтинга по количеству проданных пачек презервативов во многом напоминает стоимостной рейтинг. В ТОП-10 по натуральным объёмам продаж попала одна новинка – бренд Ganzo (+15 мест). В упаковках же лидирует марка Contex (удельный вес 41,0%), на второй строчке – лидер стоимостного ТОПа – Durex (33,3%), третье место у Vizit (9,4%). Бренд из Великобритании Ganzo (+2 148,0% относительно 5 месяцев 2020 года) продемонстрировал наилучшую положительную динамику среди основных конкурентов, и поднялся на 6-ю строчку с 21-й позиции. В линейке бренда 11 полных наименований, презервативы выпускаются в упаковках по 3 и 12 штук.
Рейтинг брендов по натуральному объёму продаж (упаковки), 5М 2021
Рейтинг |
Изменение к 5М 2020 |
Бренд |
Объём продаж, тыс. упак. |
Доля |
Прирост 5М 2021/ 5М 2020 |
1 |
- |
Contex |
4 055,5 |
41,0% |
-9,1% |
2 |
- |
Durex |
3 294,5 |
33,3% |
-4,1% |
3 |
- |
Vizit |
935,1 |
9,4% |
11,3% |
4 |
- |
Viva |
529,1 |
5,3% |
-29,9% |
5 |
- |
Sico |
280,0 |
2,8% |
-3,5% |
6 |
+15 |
Ganzo |
168,8 |
1,7% |
2 148,0% |
7 |
- |
In Time |
137,0 |
1,4% |
5,6% |
8 |
-2 |
Spring |
118,6 |
1,2% |
-23,0% |
9 |
-1 |
Спарта |
73,2 |
0,7% |
-40,2% |
10 |
-1 |
Неваляшка |
56,9 |
0,6% |
-27,7% |