Обзор аптечных продаж средств барьерной контрацепции за первые пять месяцев 2021 года

Новость

Обзор аптечных продаж средств барьерной контрацепции за первые пять месяцев 2021 года

Презервативы – один из самых популярных видов контрацепции на сегодняшний день, представленный широким ассортиментом в любой аптеке. Барьерные контрацептивы являются надёжным средством для защиты обоих партнёров от венерических заболеваний и незапланированной беременности.

Объём аптечных продаж средств барьерной контрацепции, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), в январе-мае 2021 года составил 9,9 млн упаковок (или 57,7 млн штук) стоимостью около 2,9 млрд рублей. При сравнении с аналогичным периодом прошлого года ёмкость рынка презервативов сократилась на 6,3% в рублях и на 7,2% в упаковках. Снижение объёма реализации по отношению к 2020 году в большей мере связано с высоким спросом на данную категорию аптечного ассортимента в марте прошлого года, вызванного введением ограничительных мер из-за пандемии коронавируса. Если при анализе динамики за последние несколько лет не учитывать показатели 2020 года, то можно наблюдать возвращение к старым трендам: продажи в упаковках продолжают снижаться, потребители переключаются на пачки с большим объёмом, а ёмкость в рублях растёт ещё и за счёт увеличения цен.

По результатам первых пяти месяцев 2021 года через коммерческий сегмент фармрынка было реализовано 49 брендов презервативов производства 37 компаний, что соответствует 429 SKU.

Производители постоянно модернизируют технологии производства и материалы, из которых изготавливаются средства контрацепции, поэтому на рынке появлсяются новые игроки. Можно выбрать подходящий размер, подобрать толщину, ароматизатор, цвет и структуру на любой вкус. Кроме того, производители выпускают презервативы в упаковках различных объёмов от «№1» до «№144». Наиболее востребованными у потребителя остаются упаковки, содержащие три презерватива, которые занимают 64,7% рынка в натуральном выражении (в упаковках). В рублях лидирует упаковка «№12», она составляет 47,8% в объёме выручки аптек. Наибольшим приростом продаж отметились упаковки «№18» (+17,9% в упаковках по сравнению с январём-маем 2020 года), «№10» (+15,9%) и «№30» (+8,7%). Максимальное снижение показали пачки – «№6» (-91,1% продаж в натуральном выражении) и «№2» (-66,5%).

Средневзвешенная цена одной упаковки контрацептивов по итогам первых пяти месяцев 2021 года стала выше на 0,9%, и составила 288 рублей. При этом в аптеке один презерватив в среднем обошёлся покупателю в 49 рублей.

Изменения, произошедшие за год, коснулись только нижней части рейтинга. «Гранды рынка» удерживают свои позиции. Кроме того, за счёт заметной положительной динамики продаж в первую десятку попали два «новичка» – британские марки Maxus (+28 строчек) и Ganzo (+12 мест) с ярким дизайном и новой свежей концепцией.

Состав тройки лидеров рынка барьерной контрацепции остался неизменным: марки Durex (доля 46,9% в рублях) и Contex (40,5%) производства компании Reckitt Benckiser заняли первые две строчки; замыкает ТОП-3, заметно уступая в доле рынка, бренд Vizit (3,9%) от фирмы CPR.

Максимальное сокращение объёма потребления принадлежит тайскому бренду «Спарта» (-47,8% в рублях и -40,2% в упаковках). В ассортименте марки 6 полных наименований, объём продаж ведущего продукта – ультратонких презервативов «Спарта» с объёмом упаковки «№12» снизился на 42,3%.

Самые быстрорастущие бренды по итогам первых 5 месяцев 2021 года – Maxus (+51 896,0%) и Ganzo (+2 627,6%). Росту объёма продаж презервативов Maxus способствовало также и расширение товарной линейки с 3 до 7 SKU. У Ganzo в портфеле 11 позиций. Однако по сравнению с лидерами сегмента барьерной контрацепции эти новинки сильно отстают по ассортиментному ряду – лидеры предлагают более широкий выбор потребителям – порядка 40-50 полных наименований.

Рейтинг брендов по стоимостному объёму продаж, 5М 2021

Рейтинг

Изменение к

5М 2020

Бренд

Объём продаж, млн руб.

Доля

Прирост

5М 2021 / 5М 2020

Цена за упаковку, руб.

1

-

Durex

1 337,0

46,9%

-5,0%

406

2

-

Contex

1 153,8

40,5%

-8,9%

285

3

-

Vizit

112,0

3,9%

4,3%

120

4

-

Sico

73,4

2,6%

-6,4%

262

5

-

Viva

52,1

1,8%

-21,1%

99

6

+12

Ganzo

27,7

1,0%

2 627,6%

164

7

-1

In Time

27,2

1,0%

11,7%

198

8

-

Spring

13,7

0,5%

-23,8%

116

9

-2

Спарта

12,7

0,4%

-47,8%

173

10

+28

Maxus

10,1

0,4%

51 896,0%

388

 

Состав рейтинга по количеству проданных пачек презервативов во многом напоминает стоимостной рейтинг. В ТОП-10 по натуральным объёмам продаж попала одна новинка – бренд Ganzo (+15 мест). В упаковках же лидирует марка Contex (удельный вес 41,0%), на второй строчке – лидер стоимостного ТОПа – Durex (33,3%), третье место у Vizit (9,4%). Бренд из Великобритании Ganzo (+2 148,0% относительно 5 месяцев 2020 года) продемонстрировал наилучшую положительную динамику среди основных конкурентов, и поднялся на 6-ю строчку с 21-й позиции. В линейке бренда 11 полных наименований, презервативы выпускаются в упаковках по 3 и 12 штук.

Рейтинг брендов по натуральному объёму продаж (упаковки), 5М 2021


Рейтинг

Изменение к 5М 2020

Бренд

Объём продаж,

тыс. упак.

Доля

Прирост

5М 2021/

5М 2020

1

-

Contex

4 055,5

41,0%

-9,1%

2

-

Durex

3 294,5

33,3%

-4,1%

3

-

Vizit

935,1

9,4%

11,3%

4

-

Viva

529,1

5,3%

-29,9%

5

-

Sico

280,0

2,8%

-3,5%

6

+15

Ganzo

168,8

1,7%

2 148,0%

7

-

In Time

137,0

1,4%

5,6%

8

-2

Spring

118,6

1,2%

-23,0%

9

-1

Спарта

73,2

0,7%

-40,2%

10

-1

Неваляшка

56,9

0,6%

-27,7%


 

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.