По данным аудита льготного лекарственного обеспечения фармацевтического рынка России (ОНЛС/ВЗН), проводимого DSM Group, за 1 квартал 2016 года по программе ЛЛО было закуплено 23 миллиона упаковок лекарственных средств на сумму 42,6 миллиарда рублей. В сравнении с первыми тремя месяцами 2015 года объемы закупок в упаковках сократились на 10,5%, в рублях - на 12,5%.
Традиционно в 1 квартале осуществляется поставка в регионы порядка 50% от объема препаратов, закупаемых по подпрограмме «7 Нозологий». 2016 год не стал исключением. По данным за 1 квартал 2016 года объем препаратов списка ВЗН составил 26,4 млрд. руб., что на 17% ниже объемов за аналогичный период прошлого года. В натуральном выражении в аптеки было завезено 2,2 млн. упаковок лекарств по высоко-затратным нозологиям (падение к 2015 году -14,5%). Отметим, что с 2016 года в список по программе «7 нозологий» было включено дополнительно еще одно МНН: Натализумаб, представленное одним наименованием «Тизабри Конц-Т Д/Инф» 20 МГ/МЛ 15 МЛ №1 (производитель Vetter Pharma-Fertigung Gmbh & Co.Kg). За 1 квартал 2016 года было закуплено 92 упаковки данного ЛП на сумму 9,1 млн. руб. Стоимость 1 упаковки составляет около 99 тыс. руб.
Объем закупок по ОНЛС в 1 квартале 2016 года составил 16,2 млрд. руб., что всего лишь на 4% ниже объема денег, потраченных за 1 квартал 2015 года. В упаковках падение более заметно – -10%, в результате в аптеки для льготных категорий граждан завезено 20,8 млн. упаковок лекарств.
В 1 квартале 2016 года доля отечественных препаратов составила 24% против 29% в 1 квартале 2015 года. При этом в упаковках доля отечественных препаратов выросла с 36% до 38%. Такая динамика объясняется снижением доли в объеме российских препаратов по программе «7 нозологий» в связи с уменьшением закупа таких МНН, как «Ритуксимаб», «Бортезомиб», «Иматиниб», в которых доля отечественных препаратов по итогам 2015 года была большая. В натуральном выражении доля импортных препаратов сократилась по обоим спискам.
В сегменте ДЛО лидером среди АТС групп второго уровня за 3 месяцев 2016 года стали «B02 Гемостатики» с долей 22%, объем закупок которых вырос на 3%. Максимальные объемы в прошлые периоды демонстрировали «L01 Противоопухолевые препараты», доля которые упала до 19% из-за снижения стоимостных объемов на 43%. В результате группа [L01] заняла вторую строчку. На третьем месте «L04 Иммунодепрессанты», доля которых с 5% выросла до 16% по результатам отчетного периода Объем закупок препаратов [L04] вырос почти 3 три раза, продемонстрировав один из максимальных приростов, который обусловлен закупом в 1 квартале 2016 года препарата «Ревлимид» (практически годового объема потребления 2015 года).
В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа «A10 Средства для лечения сахарного диабета»: за 3 месяца 2016 года было закуплено 4,1 миллионов упаковок лекарственных средств, что на 16,0% меньше, чем за аналогичный период 2015 года.
В рейтинге по стоимостному объему появился новый отечественный препарат «Октофактор» (Генериум), закупки которого впервые отмечены в июне 2015 года. Данный препарат входит в группу препаратов, влияющих на кроветворение и кровь. Отметим, что в силу высоких цен на препараты программы «7 Нозологий» в рейтинге по стоимостному объему в рейтинг попадает 9 брендов, относящиеся к препаратам ВЗН. Исключение составляет препарат «Лантус», который входит в ОНЛС. При этом средневзвешенная цена на данную позицию превышает 3 000 рублей.
ТОР-10 брендов стоимостных объемов продаж за январь-март 2016 года
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Объем, 3 мес. 2016, млн. руб. |
Доля, 3 мес. 2015, % |
Прирост 3 мес. 2016/ 2015, % |
1 |
70 |
РЕВЛИМИД |
4 172,9 |
9,8% |
4799% |
2 |
-1 |
АЦЕЛЛБИЯ |
3 218,7 |
7,6% |
-20% |
3 |
3 |
КОАГИЛ |
1 328,4 |
3,1% |
-23% |
4 |
8 |
МАБТЕРА |
1 234,0 |
2,9% |
8% |
5 |
3 |
ОКТАНАТ |
1 152,1 |
2,7% |
-23% |
6 |
-4 |
КОПАКСОН-ТЕВА |
1 078,5 |
2,5% |
-67% |
7 |
- |
ОКТОФАКТОР |
1 015,8 |
2,4% |
new |
8 |
2 |
ЛАНТУС |
971,5 |
2,3% |
-20% |
9 |
402 |
РЕБИФ |
959,1 |
2,3% |
25519% |
10 |
3 |
ГЕМОФИЛ |
938,3 |
2,2% |
-5% |
В ТОР-10 брендов по натуральным объемам продаж изменения не столь значительны. На первом месте бренд «Ацекродол». На втором месте – бренд «Лизиноприл-Тева», значительно увеличивший объемы закупки в упаковках (в 7,5 раз). Третье место занимает бренд «Верошпилактон».
Также в ТОП-10 по натуральному объемы вошли генериковые препараты МНН «Эналаприл» и «Метформин» (причем данное МНН представлено как небрендированным генериком, так и брендированным («Глиформин»).
ТОР-10 брендов натуральных объёмов продаж за 9 месяцев 2015 года
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Объем, 3 мес. 2016, тыс. упак. |
Доля, 3 мес. 2015, % |
Прирост 3 мес. 2016/ 2015, % |
1 |
0 |
АЦЕКАРДОЛ |
753,1 |
3,3% |
-7% |
2 |
69 |
ЛИЗИНОПРИЛ-ТЕВА |
739,4 |
3,2% |
652% |
3 |
-1 |
ВЕРОШПИЛАКТОН |
531,9 |
2,3% |
10% |
4 |
-1 |
ЛОРИСТА |
524,1 |
2,3% |
14% |
5 |
0 |
БЕРОДУАЛ |
414,8 |
1,8% |
2% |
6 |
0 |
АМИНАЗИН |
385,3 |
1,7% |
2% |
7 |
0 |
АТОРИС |
371,0 |
1,6% |
-1% |
8 |
56 |
ЭНАЛАПРИЛ-УБФ |
363,5 |
1,6% |
257% |
9 |
33 |
МЕТФОРМИН |
321,8 |
1,4% |
107% |
10 |
8 |
ГЛИФОРМИН |
312,9 |
1,4% |
29% |