По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, в аптеках страны было продано 20,1 млн. упаковок средств для ухода за больными на сумму 8,7 млрд. рублей (в розничных ценах). Это на 6,6% больше, чем за 2016 год, в рублях и на 10,7% в упаковках. За год средневзвешенная розничная цена упаковки средства для ухода за больными снизилась на 3,7% и составила 432 руб.
В классификации данной группы компания DSM Group выделяет порядка 15 типов товаров. К ним относятся урологические подгузники, впитывающие пеленки для взрослых, рукавицы для мытья и др. Наиболее продаваемой в данной группе являются урологические подгузники, доля которых в стоимостном объеме группы составила за 2017 год 61,2% (на 1,1% меньше, чем в 2016 году). Второе место занимают урологические прокладки с долей 21,2% (против 20,4% в 2016 году). 16,4% рынка средств по уходу заняли урологические пеленки и простыни (доля выросла на 0,6%).
На аптечных полках был представлен широкий ассортимент урологических подгузников: было реализовано 279 полных наименований от 16 различных брендов.
Лидером рынка уже многие годы является бренд Seni, который в сравнении с 2016 годом вырос, как в стоимостном объеме (+10,2%), так и в упаковках (+17,2%). Depend смог сместить бренд Molipants, который сократил объемы продаж на 6,8% в рублях и 11,1% в упаковках, на позицию ниже. Максимальный рост в 1,5 раза принадлежит бренду Terezamed, не вошедшему в рейтинг, производства Hygiene Kinetics. В 2017 году на рынке появилось два новых бренда подгузников iD и Vitasana.
Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Урологические подгузники» за 2017 г.
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 2017 г. / 2016 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 2017 г. / 2016 г., упак. |
SENI |
65,7% |
10,2% |
57,9% |
17,2% |
TENA |
19,5% |
-12,0% |
16,9% |
-7,8% |
MOLICARE |
9,4% |
9,9% |
6,1% |
8,8% |
DEPEND |
2,1% |
8,3% |
2,8% |
2,0% |
MOLIPANTS |
2,0% |
-6,8% |
15,0% |
-11,1% |
Отметим продолжающееся переключение потребителя в группе урологических подгузников на более удобную форму «трусы урологические»: если в 2016 году они занимали 24% в своей категории, то в 2017 году уже 33%. Лидерами данного типа подгузников являются также Seni и Tena.
В стоимостном выражении второе место по популярности у потребителей среди средств для ухода за больными занимает сегмент «Урологические прокладки». На него приходится 36,3% в упаковках, в стоимостном выражении около 21,2%. Данная группа выросла по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (на 10,9% в рублях и 13,1% в упаковках).
Ассортимент урологических прокладок более узок, чем у подгузников: на рынке представлено только 10 брендов от 6 производителей. Для рынка прокладок характерна высокая концентрация – тройка лидеров занимает 98,3% объема аптечных продаж. Лидером в этой группе является бренд Molimed, занимающий долю около 39,5% от объемов продаж всех категорий в стоимостном выражении. А вот в упаковках максимальный объем приходится на бренд Seni (46,4%).
Высоким приростом отметился лидер Molimed: + 16,9% в рублях и +13,3% в упаковках. А вот Depend потерял более 50% продаж, как в стоимостном, так и натуральном выражении.
Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Урологические прокладки» за 2017 г.
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 2017 г. / 2016 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 2017 г. / 2016 г., упак. |
MOLIMED |
39,5% |
16,9% |
31,2% |
13,3% |
SENI |
38,2% |
15,0% |
46,4% |
23,0% |
TENA |
20,6% |
-2,1% |
20,7% |
-0,8% |
MATOPAT |
0,9% |
-9,2% |
0,7% |
-3,9% |
DEPEND |
0,4% |
-53,1% |
0,5% |
-55,7% |
Третье место по емкости на рынке занимают впитывающие пеленки и простыни с долей 16,4% в денежном выражении и 23,2% в натуральном. Аптечные продажи пеленок значительно выросли относительно предыдущего года (+10,8% в рублях и +18,7% в упаковках). Бренд Seni удерживает за собой лидирующую позицию, занимая почти половину рынка впитывающих пеленок и простыней (около 48%). При сравнении двух периодов максимальный прирост принадлежит «новичку» рейтинга – бренду Terezamed, который, благодаря росту продаж в 3 раза, сумел «вытеснить» из рейтинга Euron.
Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Впитывающие пеленки и простыни» за 2017 г.
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 2017 г. / 2016 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 2017 г. / 2016 г., упак. |
SENI |
48,4% |
30,3% |
47,5% |
52,8% |
MOLINEA |
21,7% |
16,3% |
12,6% |
14,3% |
TENA |
14,8% |
-34,5% |
14,7% |
-27,5% |
АНГЕЛИНА |
5,2% |
-6,6% |
11,2% |
-6,4% |
TEREZAMED |
3,3% |
170,6% |
2,9% |
236,4% |