Чистка зубов – процедура, которая стала давно привычной и вошла в разряд обязательных, ведь каждый желает иметь красивые, здоровые зубы и десны. Помочь в этом несложном желании может правильно подобранная зубная паста и зубная щетка.
На аптечных полках за 1 полугодие 2018 года было представлено 48 видов средств по уходу за полостью рта: зубные щётки и нити, освежители для полости рта, средства для чистки зубных протезов, жевательная резинка и многое другое. Наибольшую долю в натуральном выражении в сегменте средств для ухода за полостью рта занимают зубные пасты, которые, по данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), за первые шесть месяцев 2018 года заняли 34,4% аптечного рынка в своём сегменте. На средства по уходу за зубными протезами пришлось 24,5% продаж в упаковках (кремы, гели, порошки, прокладки и другие специальные средства); 11,8% рынка заняли зубные щётки, включая электрические.
Далее более подробно рассмотрим категорию «зубных паст».
В розничном сегменте фармацевтического рынка реализуется широкий ассортимент зубных паст различных марок и объёмов упаковки. За 6 месяцев 2018 года потребителям был предоставлен выбор среди 1 090 полных наименований зубных паст, которые представляют 132 бренда. Кроме того, на рынке присутствовало большое количество профессиональных зубных паст с заявленным лечебным эффектом, например, R.O.C.S., Lacalut и Splat, которые являются лидирующими брендами по объёмам продаж в денежном выражении.
За 1 полугодие 2018 года через аптечные сети было реализовано 8,5 млн. упаковок зубной пасты для взрослых и детей на сумму 1 533 млн. рублей (в розничных ценах). Объём продаж зубных паст сократился относительно аналогичного периода 2017 года в стоимостном выражении на 7,7%, а в натуральном выражении на 3,7%. Средневзвешенная стоимость одной упаковки зубной пасты за год снизилась на 4,1% и составила 181 рубль.
Российские рынок зубных паст практически поровну разделён между отечественными и зарубежными брендами. Однако пасты российского производства незначительно уступают долю на рынке: 48,5% в рублях. При этом в упаковках доля выше – 53,7%.
По данным DSM Group, рынок зубных паст высоко концентрирован. Так, на ТОП-10 производителей приходится 91,3% российского рынка зубных паст в стоимостном выражении и 91,4% в натуральном. Десятка лидеров осталась неизменной. Практически у всех компаний упали объёмы продаж, наибольший темп снижения был отмечен у лидера рейтинга – производителя «Еврокосмед» (-16%). Компания выпускает 4 бренда зубных паст, однако данная динамика, в первую очередь, обусловлена падением продаж бренда R.O.C.S. на 22% в денежном выражении.
Единственная компания, которая показывает прирост продаж, - это «Премьер-продукт» (+24%), ключевым продуктом которой является марка «Президент».
Рейтинг производителей по стоимостным объёмам продаж, 1П 2018 г.
Рейтинг 1П 2017 |
Рейтинг 1П 2018 |
Производитель |
Доля от стоимостного объёма продаж, 1П 2018 |
Прирост (руб.) 1П 2018/2017 |
1 |
1 |
ЕВРОКОСМЕД |
25,3% |
-16,0% |
2 |
2 |
DR.THEISS |
20,1% |
-6,3% |
3 |
3 |
GLAXOSMITHKLINE |
18,0% |
-9,2% |
4 |
4 |
СПЛАТ-КОСМЕТИКА |
11,3% |
-3,8% |
5 |
5 |
ПРЕМЬЕР-ПРОДУКТ |
4,6% |
23,9% |
6 |
6 |
ВЕРТЕКС |
3,4% |
-4,2% |
7 |
7 |
COLGATE PALMOLIVE |
3,1% |
-2,2% |
8 |
8 |
КОНЦЕРН КАЛИНА |
2,2% |
-10,1% |
9 |
9 |
GABA PRODUKTION |
1,9% |
-13,7% |
10 |
10 |
ФАРМАСОФТ |
1,6% |
-9,1% |
Рейтинг брендов, как и производителей, по итогам шести месяцев не претерпел изменений как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Бренды R.O.C.S., и Lacalut сохранили свои лидирующие позиции. А вот на третье место вышла марка Splat, потеснив «Сенсодин». Однако максимальный прирост принадлежит бренду «Президент» (+24%), который принадлежит компании «Премьер-Продукт». Падение продаж показали оставшиеся 9 брендов, наибольшее снижение было зафиксировано у брендов R.O.C.S. (-16%) и «Элмекс» (-14%).
Рейтинг брендов по стоимостным объёмам продаж, 1П 2018 г.
Рейтинг 1П 2017 |
Рейтинг 1П 2018 |
Бренд |
Доля от стоимостного объёма продаж, 1П 2018 |
Прирост (руб.) 1П 2018/2017 |
1 |
1 |
ROCS |
24,9% |
-16,1% |
2 |
2 |
ЛАКАЛЮТ |
20,1% |
-6,2% |
4 |
3 |
SPLAT |
10,7% |
-3,4% |
3 |
4 |
СЕНСОДИН |
10,5% |
-10,2% |
5 |
5 |
ПАРОДОНТАКС |
7,1% |
-5,2% |
6 |
6 |
ПРЕЗИДЕНТ |
4,6% |
23,9% |
7 |
7 |
АСЕПТА |
3,4% |
-4,2% |
8 |
8 |
COLGATE |
3,1% |
-2,2% |
9 |
9 |
ЛЕСНОЙ БАЛЬЗАМ |
2,0% |
-9,2% |
10 |
10 |
ЭЛМЕКС |
1,9% |
-13,7% |
Претендентами на попадание в рейтинг могут стать бренды Biorepair, который за год нарастил объём продаж на 30,4%, и «Бланкс» (+11%).
На ТОП-10 по натуральным объёмам приходится 87,1% реализации. По итогам 1 полугодия наибольшую динамику продемонстрировали бренды «Президент» (+24%) и Colgate (+7,2%). А вот лидер рейтинга – марка R.O.C.S. наоборот потеряла 10,5% продаж, показав наибольшее падение среди конкурентов.
Рейтинг брендов по натуральным объёмам продаж, 1П 2018 г.
Рейтинг 1П 2017 |
Рейтинг 1П 2018 |
Бренд |
Доля от натурального объёма продаж, 1П 2018 |
Прирост (упак.) 1П 2018/2017 |
1 |
1 |
ROCS |
19,1% |
-10,5% |
2 |
2 |
ЛАКАЛЮТ |
17,8% |
-2,0% |
3 |
3 |
SPLAT |
14,6% |
-4,5% |
4 |
4 |
СЕНСОДИН |
8,5% |
-6,7% |
5 |
5 |
ПАРОДОНТАКС |
7,3% |
2,9% |
6 |
6 |
ЛЕСНОЙ БАЛЬЗАМ |
5,0% |
0,0% |
7 |
7 |
COLGATE |
4,8% |
7,2% |
8 |
8 |
ПРЕЗИДЕНТ |
4,7% |
23,8% |
9 |
9 |
АСЕПТА |
3,5% |
-4,5% |
11 |
10 |
MEXIDOL DENT |
1,8% |
-7,5% |
Интересно посмотреть, совпадают ли предпочтения потребителей в зубных щетках, с тем какую пасту они приобретают.
Лидером среди зубных щеток, как и в пасте, является марка R.O.C.S. А вот на втором месте находятся зубные щетки под брендом «Орал-Би», зубная паста с тем же брендом даже не попадает в рейтинг ТОП-10.
|
Зубная паста |
Зубная щетка |
||
Бренд |
Ранг |
Доля, упак. |
Ранг |
Доля, упак. |
ROCS |
1 |
19,1% |
1 |
22% |
ЛАКАЛЮТ |
2 |
17,8% |
5 |
9% |
SPLAT |
3 |
14,6% |
4 |
11% |
СЕНСОДИН |
4 |
8,5% |
16 |
0% |
ПАРОДОНТАКС |
5 |
7,3% |
14 |
0% |
ЛЕСНОЙ БАЛЬЗАМ |
6 |
5,0% |
10 |
2% |
COLGATE |
7 |
4,8% |
3 |
14% |
ПРЕЗИДЕНТ |
8 |
4,7% |
7 |
4% |
АСЕПТА |
9 |
3,5% |
нет |
нет |
MEXIDOL DENT |
10 |
1,8% |
нет |
нет |